Административные правоотношения правонарушения и наказания

Обществознание. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. Административное право.

Административное право (с лат. «управление, руководство») – отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, в связи с организацией и деятельностью органов исполнительной власти, соблюдением, поддержанием и охраной общественного порядка.

2.Каковы источники административного права.

Общие источники всех отраслей права.

· Указы Президента РФ.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) (1 июля 2002 г.)

3.Понятие административных правоотношений.

Административные правоотношения – урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.

Особенности отношений.

1) Одной из сторон выступает субъект административной власти.

2) Обязанности и права сторон связаны с деятельностью государственной администрации.

3) Нарушитель несут ответственность перед государством.

4) Разрешение споров осуществляется в административном порядке.

4.Субъекты административных правоотношений.

Субъекты административного права – это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий возложенных на них административным правом. Одной из сторон является орган исполнительной власти, а с другой граждане РФ, государственные органы, общественные и религиозные объединения, юридические лица.

Субъекты административных правоотношений:

  • граждане с 16 лет;
  • органы исполнительной власти (выше и нижестоящие, несоподчинённые);
  • государственные предприятия;
  • местные органы самоуправления;
  • негосударственные хозяйственные предприятия;
  • общественные объединения, партии, ассоциации, движения.

Участники административных правоотношений не являются равными:

субъекты приказывают (исполнительные органы власти, должностные лица)

объекты подчиняются (граждане могут быть субъектами во время жалобы).

5.Объекты административных правоотношений.

Объектами административных правоотношений выступает все то, по поводу чего эти отношения возникают, складываются и развиваются.

Объекты административных правоотношений:

  • действия и поведение лица;
  • государственное, частное, общественное и личное имущество (регистрация, изъятие, конфискация, приватизация, национализация и т.д.);
  • предметы духовной культуры (в области государственного регулирования культуры, науки и образования);
  • вся совокупность прав, свобод и обязанностей, составляющих административно-правовой статус гражданина в его взаимоотношениях с органами исполнительной власти.
6.Понятие и признаки административного правонарушения.

С 1 июля 2002 года вступил в силу новый кодекс «Об административных правонарушениях», по которому административное правонарушение – это противоправное виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

Административное правонарушение – это правонарушение, которое совершается в сфере государственного управления, это посягательство на государственный и общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления.

Признаки административного правонарушения:

  • антиобщественность;
  • противоправность;
  • виновность;
  • наказуемость.
7.Виды административных правонарушений:
  • нарушающие нормы охраны труда и здоровья (не выдана спецодежда, не созданы условия для безопасной работы и др.);
  • посягающее на государственную собственность (самовольное использование воды из озера в промышленных целях);
  • в области охраны природы, памятников истории и культуры (порубка ёлочки, надпись на памятнике);
  • на транспорте (безбилетный проезд, нарушение ПДД);
  • в области торговли и финансов (обвес покупателя, продажа спиртного подросткам);
  • посягающее на общественный порядок (громкая музыка ночью, мелкое хулиганство);
  • посягающее на порядок управления (неповиновение полицейскому).
8.Понятие административной ответственности.

Административная ответственность — вид юридической ответственности, которая выражается в применении административных взысканий к правонарушителю (физическому или юридическому лицу) за административное правонарушение уполномоченным органом (должностным лицом) в порядке, установленном административным законодательством.

Признаки административной ответственности:

  • является реакцией государства на административное правонарушение, которая выражается в применении мер административных взысканий;
  • характеризуется нанесением правового «урона» правонарушителю и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами;
  • не имеет своей целью унижения человеческого достоинства, причинения физических страданий, вреда деловой репутации физического (юридического) лица.

Административной ответственности подлежат:

  • физические лица, достигшее ко времени совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста;
  • юридические лица.

Не подлежит административной ответственности:

физическое лицо, которое во время совершения противоправного деяния, предусмотренного административным кодексом, находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и опасность своих действий (бездействия) или руководить ими вследствие хронического психического заболевания, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Основанием для наступления административной ответственности является административное нарушение.

9.Виды административных взысканий:
  • предупреждение;
  • штраф (от 1/10 до 20 МРОТ для граждан, до 50 МРОТ должностным лицам, 1000 МРОТ юридическим лицам; МРОТ – это минимальный размер оплаты труда);
  • возмездное изъятие орудия правонарушения;
  • конфискация орудия правонарушения (сеть у рыболова);
  • лишение специального права (водительских прав);
  • лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) или приостановление ее (его) действия на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий;
  • приостановление или запрещение деятельности индивидуального предпринимателя;
  • принудительный снос самовольно возводимого или возведенного строения;
  • исправительные работы (15 дней-2 месяца);
  • административный арест — 15 суток (не применяется к несовершеннолетним, к беременным женщинам, к женщинам, имеющих детей до 12 лет, инвалидам I – II групп);
  • выдворение иностранцев за пределы РФ(экспортация).
10.Каковы особенности административной ответственности несовершеннолетних?

Административная ответственность наступает с 16 лет.

Административную ответственность за правонарушение несовершеннолетних в возрасте с 14 до 16 лет несут родители или законные представители (опекуны, попечители)/

Из десяти видов административных наказаний, указанных в Административном кодексе РФ, к несовершеннолетним чаще всего применяются только два – это предупреждение и административный штраф.

Штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества.

При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей, к которым относятся родители, не ограниченные судом в объеме родительских прав, опекуны и попечители.

Закон не позволяет применять к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, административного ареста.

6.16 Административные правоотношения, правонарушения и наказания

Административное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти органами государства. Источниками российского административного права наряду с Конституцией РФ являются: международные правовые акты, Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), федеральные законы; законодательные акты субъектов РФ; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; приказы и инструкции министерств и ведомств; акты руководителей аппаратов Государственной Думы и другие.

Нормы административного права включают правила организации государственных органов, разъясняют обязанности и права этих органов и их служащих, обеспечивают соблюдение и охрану общественного порядка.

Административные правоотношения — правоотношения, в которых субъекты обладают властью, а их взаимоотношения основываются на началах «руководство-подчинение».

Административное принуждениевыступает как часть государственного принуждения вместе с уголовным, дисциплинарным, гражданским и представляет собой психическое, физическое, экономическое воздействие на сознание и поведение людей, применяемое в сфере государственного управления в целях привлечения виновных лиц к административной ответственности, пресечения и предупреждения административных правонарушений.

Административное принуждение применяют такие органы, как суды, административные комиссии, различные инспекции, органы милиции и т. д.

Административное правонарушение — противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) физического или юридического лица, за которое будет установлена административная ответственность.

Виды административных правонарушений:

  • посягающие на права граждан;
  • посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность;
  • в области охраны собственности;
  • в области охраны окружающей природной среды и природопользования;
  • в промышленности, строительстве и энергетике;
  • на транспорте;
  • в области дорожного движения;
  • проступки в области связи и информации, в области предпринимательской деятельности;
  • правонарушения против порядка управления;
  • правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;
  • правонарушения в области воинского учета.

Административная ответственность — применение к физическому или юридическому лицу, совершившему административное правонарушение, мер административного наказания.

К административной ответственности могут привлекаться индивидуальные субъекты (граждане с 16 лет, должностные лица, индивидуальные предприниматели), юридические лица, военнослужащие и призванные на военные сборы граждане (в соответствии с дисциплинарными воинскими уставами); сотрудники органов внутренних дел (в соответствии с нормативными актами, регламентирующими порядок прохождения службы в данных органах); иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения.

Виды административных наказаний:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы России иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация.

Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

  • доставление (принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения);
  • административное задержание (кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении). Срок административного задержания не должен превышать 3 часа, в отдельных случаях 48 часов.
  • личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.
  • изъятие вещей и документов(допускается изъятие вещей и документов, которые явились орудием совершения правонарушения и служат доказательством совершения правонарушения).
  • отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида.
  • медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
  • задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;
  • арест товаров, транспортных средств и иных вещей.
  • привод.

Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны; если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

Законодательством определены органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях:

  • судьи районных (городских) судов, мировые судьи;
  • комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • органы внутренних дел (полиция);
  • органы и учреждения уголовно-исполнительной системы;
  • налоговые органы, органы налоговой полиции;
  • органы, ответственные за исполнение федерального бюджета;
  • федеральная инспекция труда, государственные инспекции труда;
  • органы и войска пограничной службы;
  • органы и должностные лица, осуществляющие административно-надзорные функции (таможенные органы, различные инспекции и надзоры);
  • военные комиссары;
  • административные комиссии и иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ (для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ).

Лицо, в отношении которого ведется производствопо делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами.

Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания. Свидетель вправе: не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников; давать показания на родном языке или на языке, которым владеет; пользоваться бесплатной помощью переводчика; делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста 14 лет, обязательно присутствие педагогаили психолога, в случае необходимости — в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.

В качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода, необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении в суде:

  • объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
  • устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
  • проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
  • выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
  • разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
  • если необходимо, выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела;
  • выносится постановление по делу.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

  • должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление;
  • дата и место рассмотрения дела;
  • сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  • обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  • статья КоАП или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
  • мотивированное решение по делу;
  • срок и порядок обжалования постановления.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:в вышестоящий суд; в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела; в районный суд по месту рассмотрения дела — в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу. Жалоба на постановление об административном аресте подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест. 1

Административные правоотношения, правонарушения и наказания

Административное право —
отрасль права, регулирующая
общественные отношения в сфере
управленческой деятельности
государственных органов и
должностных лиц по исполнению
публичных функций государства и
муниципальных образований.

Методы административного права:
Предписание:
установление определенного порядка
действий — предписание к действию в
соответствующих условиях и
надлежащим образом,
предусмотренным данной
административно-правовой нормой.
Несоблюдение такого порядка не
влечет за собой юридические
последствия, на достижение которых
ориентирует норма.

Запрет:
запрещение определенных действий под
страхом применения соответствующих
юридических средств воздействия
(например, дисциплинарной или
административной ответственности).
Дозволение:
предоставление возможности выбора
одного из вариантов должного поведения,
предусмотренных административноправовой нормой.

6. Элементы административного правоотношения.

Административно-правовое отношение имеет
внутреннюю структуру: субъекты (участники
отношений), объекты (то, по поводу чего
возникло отношение) и юридические факты.
Субъекты – участники правоотношения,
выступающие носителями субъективных прав и
юридических обязанностей.
В административном правоотношении
субъектами являются лица, наделенные
государственно-властными полномочиями и на
которых административно-правовыми нормами
возложены определенные обязанности по
осуществлению управленческих функций.

8. Субъекты административного права обладают административной правоспособностью и административной дееспособностью.

9. Три основных уровня управляемых объектов:

Человек в проявлениях его сознания, поведения,
деятельности. На этом уровне реализуются
социальные роли.
Коллективы и объединения людей, выступающие
первичной формой общения и совместной
деятельности. Уровень реализации видов
деятельности.
Общество в целом, его социальные образования,
отношения, связи и процессы, возникающие в нем
вследствие общественной активности людей и их
объединений. На данном уровне реализуются
формы общественных отношений.

10. Признаки правонарушения:

Волевой и осознанный характер поведения в форме
действие или бездействие;
Антиобщественность – посягает на интересы
общества и государства, зафиксированных в
правовых нормах;
Противоправность – запрещенность деяния нормой
административного права.
Виновность – деяние совершено лицом умышленно
или по неосторожности, т.е. имеет место вина
правонарушителя.
Наказуемость – деяние признается
административным правонарушением, если за его
совершение предусмотрена ответственности нормами
административного права.

11. Виды административных правонарушений:

1. В экономической сфере:
в области охраны собственности;
в сфере финансов, налогов и сборов, рынка ценных
бумаг;
в промышленности, строительстве и энергетике;
в области связи и информации;
на транспорте;
в сельском хозяйстве;
ветеринарии и мелиорации земель;
в предпринимательской деятельности;
таможенные правонарушения;
в сфере охраны окружающей среды и
природопользования;

12. Виды административных правонарушений:

2. В социальной сфере:
посягающие на права граждан;
посягающие на здоровье населения;
в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучие
населения;
общественную нравственность;

13. Виды административных правонарушений:

3. В административно-политической сфере:
посягающие на институты государственной
власти;
против порядка управления;
связанные с защитой государственной границы;
нарушения режима пребывания иностранных
граждан и лиц без гражданства;
посягающие на общественный порядок и
общественную безопасность;
нарушения воинского учета;
в области дорожного движения.

14. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста

15. Виды административных наказаний.

Предупреждение;
Административный штраф;
Конфискация орудия совершения или предмета
административного правонарушения;
Лишение специального права, предоставленного
физическому лицу;
Административный арест;
Административное выдворение за пределы Российской
Федерации иностранного гражданина или лица без
гражданства;
Дисквалификация;
Административное приостановление деятельности;
Обязательные работы.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий