Бюджетный учет недостачи основных средств

Содержание

Инвентаризация в бюджетном учреждении: важные моменты

Перед составлением годовой отчетности, при выявлении фактов хищения или порчи имущества бюджетному учреждению необходимо провести инвентаризацию. Как это сделать правильно, каким образом учесть результаты проверки, расскажем далее в нашей статье.

Иллюстрация: Gustavo Fring/pexels

Как проводить инвентаризацию в бюджетном учреждении

Порядок проведения ревизии активов, обязательств, других объектов бухучета должен быть утвержден учетной политикой бюджетного учреждения. В частности, должны быть установлены основания и сроки ее проведения (п. 80 Федерального стандарта, утвержденного приказом Минфина от 31.12.2016 № 256н).

Следует учитывать, что инвентаризация обязательна (п. 81 Федерального стандарта № 256н, п. 1.5 методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49):

  1. в целях составления годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности;
  2. при ликвидации или реорганизации бюджетного учреждения;
  3. выявлении фактов хищений, злоупотреблений, порчи имущества;
  4. смене материально ответственного лица;
  5. передаче (возврате) имущества в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение, а также при его выкупе или продаже;
  6. в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций;
  7. в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Сроки проведения инвентаризации в бюджетном учреждении

При установлении сроков годовой ревизии необходимо учитывать, что (пп. 1.5, 2.1 методических указаний):

  • проверку основных средств можно осуществлять один раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет;
  • в бюджетных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, сверку остатков товаров, сырья и материалов можно проводить в том периоде, в котором эти остатки минимальны.

Годовую инвентаризацию обычно осуществляют в период с 1 октября по 31 декабря отчетного года. Случаи и сроки продления обязательной инвентаризации законодательством не установлены, поэтому их целесообразно закрепить в учетной политике учреждения.

Проведение годовой инвентаризации в бюджетных учреждениях

В целях составления годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности необходимо провести опись всех активов и обязательств (п. 7 инструкции, утвержденной Приказом Минфина от 28.12.2010 № 191н, п. 9 инструкции, утвержденной Приказом Минфина от 25.03.2011 № 33н).

При проведении проверки сверяют правоустанавливающие документы на каждый нефинансовый актив, находящийся в пользовании (недвижимость, земля и так далее), с данными учета и ЕГРН.

При составлении годового отчета в таблице 6 «Сведения о проведении инвентаризации» пояснительной записки (ф. 0503160) фиксируют информацию о результатах годовой ревизии в части выявленных расхождений (п. 158 инструкции, утвержденной приказом Минфина от 28.12.2010 № 191н).

Порядок проведения инвентаризации в бюджетном учреждении

Проведение инвентаризации состоит из нескольких этапов.

  1. Формирование инвентаризационной комиссии. Подробности рассмотрим в следующем разделе нашей статьи.
  2. Подготовка к ревизии. Необходимо распечатать достаточное количество инвентаризационных ведомостей. Бухгалтерия должна оприходовать все материальные ценности, которые поступили на дату проверки, и провести документы на списание, представленные материально ответственными лицами.
  3. Проведение проверки. Члены комиссии в местах хранения производят подсчеты, взвешивание, выполняют необходимые замеры для установления фактического наличия нефинансовых активов. Они проверяют состояние объектов основных средств, наличие инвентарных номеров, вносят в ведомости сведения о неисправности, длительном неиспользовании и так далее. Все действия следует выполнять в присутствии материально ответственных лиц. Комиссия сверяет полученные фактические результаты с данными бухучета, при обнаружении отклонений заполняет акт о результатах инвентаризации и ведомость расхождений.
  4. Учет результатов ревизии. Комиссия рассматривает полученные результаты и готовит акт о результатах инвентаризации. Его утверждает руководитель бюджетного учреждения.

Состав комиссии по инвентаризации в бюджетном учреждении

Состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии утверждает руководитель учреждения своим приказом (постановлением, распоряжением).
В него включают работников администрации, бухгалтерской службы и других специалистов, которые способны оценить состояние имущества и обязательства учреждения.

В комиссию можно включить работников службы внутреннего аудита учреждения или представителей независимых аудиторских организаций (п. 2.3 методических указаний).

При инвентаризации финансовых активов и обязательств целесообразно включить в комиссию работников бухгалтерской службы. Ранее министерство считало участие бухгалтеров в инвентаризации обязательным, поскольку так обеспечивается предоставление информации, необходимой для инвентаризации.

Функциями и полномочиями постоянно действующей инвентаризационной комиссии является обеспечение полноты и точности внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

Если при проведении ревизии не будет хотя бы одного члена комиссии, ее результаты могут быть признаны недействительными (п. 2.3 методических указаний).

Материально ответственные лица в состав инвентаризационной комиссии не входят, но обязаны присутствовать при проверке фактического наличия имущества (п. 2.8 методических указаний).

Документы при инвентаризации в бюджетном учреждении

При инвентаризации следует оформить немало документов. Для начала руководитель учреждения издает приказ о сроках проведения проверки, составе комиссии и имущества, подлежащего пересчету.

Инвентаризацию в бюджетном учреждении оформляют по формам, приведенным в приложениях к приказу Минфина от 30.03.2015 № 52н. Если в этом приказе нет необходимых форм инвентаризационных актов, можно разработать свои бланки или использовать другие установленные формы. В таком случае их нужно утвердить в учетной политике учреждения (пп. «г» п. 9 Федерального стандарта, утвержденного приказом Минфина от 30.12.2017 № 274н).

Инвентаризационные акты составляют не менее чем в двух экземплярах отдельно по каждому месту хранения ценностей и материально ответственному лицу (пп. 1.3, 2.5 методических указаний). Их подписывают все члены инвентаризационной комиссии. В конце описи материально ответственные лица дают расписку о том, что у них нет претензий к членам комиссии и они принимают перечисленное в описи имущество на ответственное хранение.

Кроме того, расписка подтверждает, что комиссия проверила имущество в их присутствии (п. 2.10 методических указаний). Один экземпляр акта передают в бухгалтерию, а второй остается у материально ответственного лица.

Комиссия на основании инвентаризационных актов (сличительных ведомостей) при наличии расхождений оформляет ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). В ней она отражает:

  • расхождения между показателями по данным учета и данными инвентаризации;
  • количество и стоимость объектов, которые не соответствуют условиям признания активов в целях бухгалтерского (бюджетного) учета.

Ответственное лицо дает инвентаризационной комиссии письменные объяснения по всем недостачам и излишкам, пересортице. На основании этих и других материалов комиссия определяет причины и характер выявленных отклонений от данных бухгалтерского (бюджетного) учета и отражает это в инвентаризационных описях.

На основании инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) комиссия составляет акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Его должны подписать все члены комиссии. Акт представляют на рассмотрение и утверждение руководителю.

Приказ о проведении инвентаризации в бюджетном учреждении

Необходимо оформить приказ (постановление, распоряжение) руководителя учреждения о проведении инвентаризации. Сделать это можно:

  • в произвольной форме;
  • используя унифицированную форму № ИНВ-22;
  • по форме решения о проведении инвентаризации (ф. 0510439), установленной приказом Минфина от 15.04.2021 № 61н.

В документе следует указать:

  • дату составления и порядковый номер документа;
  • состав инвентаризационной комиссии (Ф.И.О. и должности председателя комиссии и ее членов);
  • наименование имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации;
  • даты начала и окончания проведения инвентаризации;
  • причину ее проведения.

Приказ следует зарегистрировать в журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (форма № ИНВ-23 или произвольная). Председатель и члены инвентаризационной комиссии должны поставить в нем подписи, которые подтверждают ознакомление с приказом (п. 2.3 методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина от 13.06.1995 № 49).

Учет результатов инвентаризации в бюджетном учреждении

Результаты инвентаризации отражают в бухгалтерском (бюджетном) учете и отчетности того месяца, в котором она закончена, а результаты инвентаризации, проведенной в целях составления годовой отчетности, — в этой отчетности (п. 5.5 методических указаний, п. 82 Федерального стандарта № 256н).

Излишки основных средств, а также других нефинансовых активов бюджетного учреждения принимают к бухучету по текущей оценочной стоимости, признаваемой справедливой стоимостью на дату принятия к учету (пп. 25, 31 инструкции № 157н).

При определении размера ущерба, причиненного недостачами, исходят из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов. При ее определении можно использовать метод рыночных цен (п. 25, 220 инструкции № 157н).

Стоимость матценностей в пределах норм убыли относят на расходы текущего финансового года. Недостачу сверх норм естественной убыли относят на виновных лиц (п. 111, 112 инструкции № 157н).

Бухгалтерские проводки при инвентаризации в бюджетном учреждении

Выявленную при инвентаризации недостачу необходимо отразить в бухгалтерском учете следующим образом:

  • недостача имущества (за исключением материальных запасов), а также имущества, пришедшего в негодность, списывается с учета по балансовой стоимости на финансовый результат в дебет счета 0 401 10 172 с учетом ранее начисленных амортизации и убытка от обесценения (пп. 12, 17 инструкции, утвержденнойприказом Минфина от 16.12.2010 № 174н);
  • недостача материальных запасов в объеме норм естественной убыли, в том числе пришедших в негодность, списывается с учета по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости, зачисляя их на финансовый результат в дебет счета 0 401 20 272 (пп. 108–112 инструкции № 157н, пп. 37, 40, 43 инструкции, утвержденнойприказом Минфина от 16.12.2010 № 174н);
  • недостача материальных запасов сверх норм естественной убыли списывается с учета по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости, зачисляя их на финансовый результат в дебет счета 0 401 10 172 (пп. 108–112 инструкции № 157н, пп. 37, 43, 47 инструкции № 174н).

Расчеты по выявленным недостачам денежных средств и других ценностей, подлежащих возмещению виновными лицами, учитывают на счете 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 220 инструкции № 157н).

Для отражения в бухгалтерском учете излишков, выявленных по результатам инвентаризации нефинансовых активов, можно использовать следующую запись.

Операция

Дебет

Кредит

Принятие к учету излишков, выявленных при инвентаризации объектов нефинансовых активов

Протокол годовой инвентаризации в бюджетных учреждениях

По результатам инвентаризации комиссия проводит заседание. Протокол заседания составляют в свободной форме. Помимо процедурных моментов (время проведения, состав присутствующих), в документе фиксируют предложения комиссии:

  • по отнесению недостач имущества, а также имущества, пришедшего в негодность, на счет виновных лиц либо по их списанию за счет учреждения;
  • оприходованию излишков;
  • урегулированию расхождений фактического наличия материальных ценностей с данными бухгалтерского (бюджетного) учета при пересортице путем проведения взаимного зачета излишков и недостач, возникших в результате нее;
  • списанию просроченной (нереальной к взысканию) дебиторской и кредиторской задолженности;
  • по вопросам, касающимся оптимизации приемки, хранения и отпуска материальных ценностей учреждения.

Также на заседании члены комиссии подписывают акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Акт и протокол заседания передают руководителю учреждения для принятия решения по итогам прошедшей инвентаризации.

Образец протокола годовой инвентаризации мы не будем проводить, так как этот документ индивидуален для каждого бюджетного учреждения и содержит разную информацию в зависимости от конкретного случая.

Порядок применения счета 209 00: учитываем изменения

Согласно поправкам, внесенным Приказом Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н (далее – Приказ № 89н) в Инструкцию № 157н, скорректирован порядок применения счета 209 00 «Расчеты по ущербу имуществу и иным доходам». В статье рассмотрим, для отражения каких операций предназначен данный счет с учетом внесенных изменений, а также приведем корреспонденцию счетов с использованием указанного счета и проиллюстрируем ее на конкретных примерах.

Общие положения о применении счета 209 00

Согласно новой редакции п. 220 Инструкции № 157н счет 209 00 называется «Расчеты по ущербу имуществу и иным доходам». Ранее он назывался «Расчеты по ущербу имуществу».

Предназначение данного счета значительно расширилось. Теперь счет 209 00 предназначен не только для учета расчетов по суммам выявленных недостач, хищений денежных средств, иных ценностей, по суммам потерь от порчи материальных ценностей, других сумм причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке, но и для учета:

  • сумм предварительной оплаты, не возвращенной контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда;
  • сумм задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы);
  • сумм задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • сумм излишне произведенных выплат;
  • сумм принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, при возникновении страховых случаев;
  • сумм ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации.

Напомним, что до внесения изменений ущерб оценивался по рыночной стоимости материальных ценностей на день его обнаружения, которой признавалась сумма денежных средств, получаемая в результате продажи обозначенных активов.

Как и прежде, на суммы недостач, хищений, потерь от порчи, иного ущерба, не признанных виновными лицами к возмещению, оформленные в установленном порядке материалы передаются для предъявления гражданского иска либо возбуждения в установленном порядке уголовного дела. При получении решения суда суммы ущерба, предъявленного к возмещению, уточняются в соответствии с решением суда, исполнительным листом либо по иным основаниям согласно законодательству РФ.

Стоит также отметить введение в п. 220 Инструкции № 157н положений, связанных с особенностями учета расчетов по ущербу в иностранной валюте:

  1. Учет задолженности дебиторов по ущербу и иным доходам в иностранных валютах одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте на дату начисления задолженности (признания доходов).
  2. Переоценка расчетов плательщиков по ущербу и иным доходам в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций по оплате (возврату) расчетов в соответствующей иностранной валюте.
  3. Положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникшие при расчете рублевого эквивалента, относятся на увеличение (уменьшение) расчетов по доходам в иностранной валюте с отнесением курсовых разниц на финансовый результат текущего финансового года от переоценки активов.

Аналитические счета

Пункт 221 Инструкции № 157н, определяющий порядок применения аналитических счетов, открываемых к счету 209 00, полностью обновлен.

Согласно данному пункту к имеющимся аналитическим счетам добавились новые. Сравним перечень аналитических счетов в соответствии со старой и новой редакциями п. 221 Инструкции № 157н.

Перечень аналитических счетов
счета 209 00 согласно новой редакции п. 221 Инструкции №
157н

Счет 209 30 «Расчеты по компенсации затрат»

Счет 209 40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»

Счет 209 70 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам»

Счет 209 71 «Расчеты по ущербу основным средствам»

Счет 209 72 «Расчеты по ущербу нематериальным активам»

Счет 209 73 «Расчеты по ущербу непроизведенным активам»

Счет 209 74 «Расчеты по ущербу материальным запасам»

Счет 209 80 «Расчеты по иным доходам»

Счет 209 81 «Расчеты по недостачам денежных средств»

Счет 209 82 «Расчеты по недостачам иных финансовых активов»

Счет 209 83 «Расчеты по иным доходам»

а) на счете 209 30 учитываются:

  • суммы ущерба по произведенной предварительной оплате в рамках государственных (муниципальных) договоров на нужды учреждения, по иным соглашениям, не возвращенной контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, при ведении претензионной работы;
  • суммы ущерба по задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний;
  • суммы ущерба в виде задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого они уже получили ежегодные оплачиваемые отпуска;
  • суммы ущерба, подлежащего возмещению по решению суда, в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, оплата судебных издержек);
  • суммы восстановленной задолженности неплатежеспособных дебиторов по выявленным потерям, ранее списанной на забалансовый счет;
  • прочие суммы ущерба, возникающие в ходе хозяйственной деятельности учреждения;
  • суммы ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения;
  • суммы расходов, связанных с судопроизводством;
  • суммы неустойки, предусмотренные договорами;
  • суммы восстановленной задолженности неплатежеспособных дебиторов по выявленным потерям, ранее списанной на забалансовый счет;

Аналитический учет по счету 209 00 ведется в карточке учета средств и расчетов (форма 0504051) в разрезе лиц, ответственных за возмещение причиненного ущерба (виновных лиц), по виду имущества и (или) суммам ущерба, в том числе по выявленным хищениям, недостачам (п. 222 Инструкции № 157н).

Корреспонденция счетов

Рассмотренные выше общие положения применения счета 209 00 приведены в Инструкции № 157н, которая определяет единый порядок организации и ведения бухгалтерского (бюджетного) учета в государственных (муниципальных) учреждениях. При этом корреспонденция счетов с использованием данного счета в Инструкции № 157н отсутствует.

Правила оформления бухгалтерских записей с применением счета 209 00 содержатся в инструкциях № 162н, 174н, 183н, которые разработаны для определенного типа учреждений (казенных, бюджетных и автономных соответственно). Приведем в таблице корреспонденцию счетов с использованием счета 209 00 на основании положений указанных инструкций с учетом предполагаемых изменений (соответствующие проекты приказов размещены на сайте Минфина).

Операции по увеличению расчетов по ущербу (недостачам) оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Недостача основных средств: расчеты по возмещению ущерба

Перед составлением годовой отчетности бюджетное учреждение должно провести инвентаризацию. Но что делать, если обнаружена недостача объекта основных средств? Правильно оформить ситуацию и отразить ее в учете поможет наша статья.

Проводим инвентаризацию

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129‑ФЗ «О бухгалтерском учете» инвентаризация проводится как перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, так и при выявлении в бюджетном учреждении фактов хищения, злоупотреб­ления или порчи имущества.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам) с указанием «до инвентаризации на… (дата)». Они служат основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Результаты инвентаризации основных средств закрепляются в формах первичной учетной документации, утвержденных приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н. К таким учетным документам относятся:

– Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087). В ней указываются наименование и код объекта учета, инвентарный номер, единица измерения, сведения о фактическом наличии активов по данным бюджетного учета (количество, сумма), результаты инвентаризации (по недостаче и по излишкам – количество и сумма);

– Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092);

– Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835).

Все перечисленные формы должны быть подписаны председателем и членами инвентаризационной комиссии учреждения. Акт о результатах инвентаризации является основанием для составления бухгалтерских записей. Важно знать, что выявленная недостача отражается в учете в том месяце, в котором закончена инвентаризация, а не тогда, когда пропало имущество. Данная норма прописана в пункте 5.5 Методических указаний по инвентаризации, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

За причиненный ущерб виновный работник несет материальную ответственность в пределах своего среднемесячного заработка (ст. 241 Трудового кодекса РФ). Но если с ним заключен договор о полной материальной ответственности, работник обязан возместить причиненный работодателю ущерб в полном размере (ст. 243, 244 Трудового кодекса РФ).

Причиненный ущерб может быть возмещен виновником добровольно или по решению суда. В случае его отказа добровольно возместить ущерб руководство учреждения должно подать заявление о преступлении в органы внутренних дел (ст. 140, 141 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Отражение ситуации в учете

Для учета сумм ущерба в бюджетных учреждениях предусмотрен счет 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу имуществу».

Аналитический учет по данному счету ведется в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе лиц, ответственных за возмещение причиненного ущерба, виду имущества и (или) сумм ущерба. Операции по данному счету отражаются в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071).

При определении размера ущерба следует исходить из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Это установлено пунктом 220 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н).

Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи этих активов на дату принятия их к учету. Но как ее определить на день обнаружения ущерба?

Комиссия по поступлению и выбытию активов, созданная в учреждении на постоянной основе, должна использовать данные о ценах на аналогичные объекты, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей, органов госстатистики, торговых инспекций, из СМИ и специальной литературы, а также экспертные заключения (п. 25 Инструкции № 157). При определении размера ущерба следует помнить, что он не может быть ниже стоимости имущества (с учетом его износа) по данным бухгалтерского учета (ст. 246 Трудового кодекса РФ).

Бухгалтерские записи в указанной ситуации предусмотрены для бюджетных учреждений пунктами 109–110 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее – Инструкция № 174н).

Пример 1.

В бюджетном учреждении украден компьютер – иное движимое имущество, приобретенный за счет субсидии на выполнение муниципального задания.

Первоначальная стоимость компьютера – 28 000 руб., остаточная – 5000 руб. Рыночная стоимость данного актива по данным рекламных каталогов составляет 12 000 руб.

В бухгалтерском учете сделаны следующие записи:

Описание: http://www.budgetnik.ru/misc/image/2012/12-12/tabl.JPG

Виновное в хищении лицо может погасить задолженность по недостаче путем передачи аналогичного имущества в добровольном порядке.

В этом случае, согласно пункту 110 Инструкции № 174н, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения будут составлены такие записи:

Описание: http://www.budgetnik.ru/misc/image/2012/12-12/tabl1.JPG

Если лицо, которое виновно в краже, не возместило ущерб добровольно, начинается процедура судебного производства.

Оформленные в установленном порядке материалы на суммы недостач, хищений, потерь от порчи, иных ущербов, не признанных виновными лицами к возмещению, передаются для предъявления гражданского иска либо возбуждения в установленном порядке уголовного дела.

При получении решения суда суммы предъявленного к возмещению ущерба уточняются в соответствии с решением суда, исполнительным листом либо по иным основаниям согласно российскому законодательству (п. 220 Инструкции № 157н). В случае признания виновного лица неплатежеспособным, то есть подлежащим привлечению в качестве обвиняемого, предварительное следствие по уголовному делу приостанавливается.

Приостановив предварительное следствие, следователь уведомляет об этом потерпевшего, в данном случае бюджетное учреждение.

При этом учреждение вправе получить копию постановления о приостановлении производства по уголовному делу, которая в свою очередь служит документальным подтверждением основания для списания суммы ущерба на аналитический счет 4 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами».

Пример 2.

Воспользуемся условиями предыдущего примера и допустим, что виновное в краже компьютера лицо признано неплатежеспособным. Тогда списание ущерба в размере 12 000 руб. будет отражено следующим образом:

При возобновлении процедуры взыскания задолженности или ее погашении такая задолженность списывается с забалансового учета.

Виновное лицо не установлено

Если виновное лицо не установлено уточнением решения суда, то суммы списываются с баланса записью по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу имуществу» и дебету счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами».

Списание с балансового учета дебиторской задолженности, признанной нереальной к взысканию, производится на основании приказа (распоряжения) руководителя учреждения (Инструкция № 174н). В этом случае сумма ущерба учитывается на забалансовом счете 04 для наблюдения в течение пяти лет (иного срока, установленного законодательством) за возможностью ее взыскания в случае изменения ситуации.

В свою очередь, согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса РФ, суммы недостачи материальных ценностей при отсутствии виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены, подлежат включению в состав внереализационных расходов. В таких ситуациях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти. Органы государственной власти, которые уполномочены в зависимости от рода преступления вести предварительное следствие, названы в статье 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ. В частности, по хищениям имущества предварительное следствие проводят следователи органов внутренних дел РФ. Если лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, предварительное следствие по уголовному делу приостанавливается, о чем следователь выносит соответствующее постановление, копию которого направляет прокурору.

На основании подпункта 13 пункта 2 статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ учреждение вправе получить копию указанного постановления, которым и подтверждается факт отсутствия виновных лиц.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий