Делопроизводство судебных участков мировых судей

Судебный участок. Подсудность дел и производств мировому судье

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» в редакции федерального закона от 04.03.2013 № 20-ФЗ, мировые судьи действуют в пределах судебного района на судебных участках, что означает привязку мирового судьи в большей мере к судебному району, чем к судебному участку. Судебный участок — это территория, на которую распространяется юрисдикция мирового судьи. Под судебным районом следует понимать территорию, на которую распространяется юрисдикция одного районного суда.

На одном судебном участке создается одна должность мирового судьи, поскольку, согласно ст. 1 Федерального закона от 29.12.1999 № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации», количество судебных участков соответствует числу мировых судей. Число должностей мировых судей и количество судебных участков в каждом субъекте Российской Федерации устанавливается указанным законом.

Судебные участки создаются из расчета численности населения от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях численностью менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

Место постоянного пребывания мирового судьи определяется законом соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом мнения председателя районного суда, т.е. буквально может находиться за пределами судебного участка, что вступает в противоречие с сущностью мировой юстиции.

С 2001 года, с самого начала деятельности мировых судей, остро обозначились проблемы неравномерности нагрузки на мировых судей разных судебных участков, судебных районов и необходимости регулярного корректирования границ судебных участков. Факторы, влияющие на судебную нагрузку, редко учитывались при «нарезке» судебных участков, также не всегда это было возможно. Не сложно оценить по данным судебной статистики количество преступлений, уголовные дела о которых стали подсудны мировым судьям, расположение налоговых и иных органов государственной власти. Увязать уровень преступности с уровнем гражданской конфликтности населения уже сложнее. Предусмотреть появление на судебном участке крупных организаций, банков заранее вовсе не всегда возможно. Кроме того, в большинстве субъектов Российской Федерации границы судебных участков определяются законодательными актами, что правильно по существу, но увеличивает сложность и длительность внесения в такие акты изменений.

На решение указанных проблем направлен п. 6 ст. 4 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации», введенный Федеральным законом от 04.03.2013 № 20-ФЗ. Если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, председатель районного суда вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях и исковых заявлений, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района. Однако оперативный механизм решения сходных проблем на уровне судебных районов законом не предусмотрен.

В период временного отсутствия (болезнь, отпуск, другие уважительные причины), приостановления или прекращения полномочий мирового судьи исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого (по возможности — ближайшего) судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда. Если в судебном районе создана одна должность мирового судьи, возложение обязанностей производится постановлением председателя (заместителя председателя) областного или соответствующего суда на мирового судью ближайшего судебного района.

Исполнение обязанностей мирового судьи может быть возложено на судью, находящегося в отставке на основании решения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению председателя соответствующего верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей и документа, свидетельствующего об отсутствии у судьи, находящегося в отставке, заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи. При этом абзацем 3 п. 3 п. 8 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» предусматривается, что мировой судья, находящийся в отставке, может быть привлечен к исполнению обязанностей мирового судьи независимо от того, на каком судебном участке какого судебного района соответствующего субъекта Российской Федерации он исполнял обязанности мирового судьи до почетного ухода или почетного удаления с должности, а судья федерального суда, находящийся в отставке, — независимо от того, в суде какого уровня на территории какого субъекта Российской Федерации он осуществлял правосудие в качестве судьи федерального суда. Указанные правила не только ставят под сомнение единство статуса судей, но и дискредитируют деятельность органов судейского сообщества, поскольку являются свидетельством отсутствия единообразия в практике квалификационных коллегий судей разных субъектов Российской Федерации.

Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации по общим правилам судопроизводства, выполняют функции судов первой инстанции и осуществляют пересмотр принятых ими судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам. Мировому судье подсудно следующее.

I. Гражданские дела следующих категорий:

  • 1) дела, возникающие из семейно-правовых отношений;
  • а) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  • б) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  • в) иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел о признании брака недействительным и дел по спорам о детях (в том числе дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка). Например, дела о взыскании алиментов;
  • г) дела о выдаче судебного приказа;
  • д) дела об определении порядка пользования имуществом;
  • е) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей. Например, дела о защите прав потребителей при цене иска до 50 000 рублей. При объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска, если новые требования становятся подсудными районному суду, все требования подлежат рассмотрению в районном суде. В этом случае, если подсудность дела изменилась в ходе его рассмотрения, мировой судья выносит определение о передаче дела в районный суд и передает дело на рассмотрение в районный суд. При этом споры между мировым судьей и районным судом о подсудности не допускаются.

II. Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, перечисленных в п. 1 ст. 31 Уголовно-процессуального кодекса России. Например, к подсудности мировых судей относятся дела о совершении кражи без квалифицирующих признаков; дела о причинении легкого вреда здоровью, побоях, угрозе убийством; дела частного обвинения.

III. Дела об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 и 2 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если такие дела не отнесены к подсудности районных судов, гарнизонных военных судов и арбитражных судов. Например, дела о нарушениях правил дорожного движения, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения права управления транспортным средством.

Такие дела можно разделить на две категории: как отнесенные в соответствии с ч. 1 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к подведомственности мировых судей, так и не подведомственные, но рассматриваемые ими в соответствии с ч. 2 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве альтернативной подсудности.

IV. Федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.

Согласно подпункту 9 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 14.02.2005 № 2-ФЗ), мировые судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, отнесенные к их компетенции не только Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, но и законами субъектов Российской Федерации [1] . Из содержания ст. 1.3 и 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 28.12.2009 № 380-ФЗ) следует, что субъекты Российской Федерации осуществляют организацию производства по делам об административных правонарушениях, установленных законами субъектов Российской Федерации, определяют подведомственность таких дел в соответствии с ч. 2 ст. 22.2 указанного Кодекса должностным лицам федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, структурных подразделений названных органов, а также иным должностным лицам, осуществляющим контрольные или надзорные функции. Таким образом, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях как специальным и более новым законом не предусмотрена возможность определения подведомственности судебным органам дел об административных правонарушениях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Мировые судьи единолично рассматривают дела по общим правилам судопроизводства. Институт мировых судей существует и существовал ранее во многих зарубежных государствах (в Великобритании — с 1361 г. и по наши дни). Его типичными чертами являются: упрощенный порядок назначения или избрания судей — представителей общественности («мира», отсюда произошло наименование «мировые судьи»), подсудность им несложных и малозначительных дел, рассмотрение таких дел в рамках особой упрощенной процедуры в сокращенные сроки, расширение пределов судейского усмотрения. В отечественных формах судопроизводства такие судебные процедуры ограничены приказным производством (вынесением судьей судебного приказа по бесспорным гражданско-правовым требованиям, основанным на письменных доказательствах), поэтому предоставление мировым судьям возможности выносить решение по «бесспорным» искам без описательно-мотивировочной части при ведении протокола судебного заседания является важной, востребованной и давно ожидаемой мерой. В отсутствие таких мер можно было утверждать, что мировые судьи в Российской Федерации лишь называются таковыми, по существу являясь участковыми судьями.

Судебные акты (судебные приказы, решения, приговоры, постановления и определения) мировых судей могут быть пересмотрены районными судами в апелляционном порядке по апелляционной жалобе лиц, участвующих в деле, или апелляционному представлению прокурора, поданным до вступления судебного акта в законную силу. Апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей рассматриваются районными судами с учетом территорий судебных районов.

Дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения мировых судей рассматриваются президиумом верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным мировым судьям в качестве суда первой инстанции, рассматривают верховный суд республики, краевой суд, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа.

Организация делопроизводства на судебном участке мирового судьи

Делопроизводство или документационное обеспечение управления — это отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами. Цель делопроизводства на судебном участке — обеспечение успешной и эффективной деятельности мирового судьи. Задачи судебного делопроизводства — обеспечение регистрации, движения, надлежащего оформления, учета, рассылки и хранения документов, ознакомления с ними заинтересованных лиц, а также хранение вещественных доказательств по судебным делам. Аппаратом мирового судьи обрабатываются не только процессуальные и статистические документы, но и документы, связанные с организацией собственной деятельности и деятельности мирового судьи.

Федеральным законодательством делопроизводство на судебных участках не урегулировано, поэтому единый нормативный акт такого рода отсутствует, хотя он необходим, особенно с учетом требований судебной статистики. Субъекты Российской Федерации вынуждены самостоятельно разрабатывать и принимать инструкции по делопроизводству на судебных участках. Разработка, утверждение таких инструкций, а также проведение проверочных мероприятий постановки делопроизводства в соответствии с ними осуществляются обычно исполнительными органами государственной власти субъекта Федерации, уполномоченными на обеспечение деятельности мировых судей и органами Судебного Департамента в субъектах Российской Федерации. Например, Приказом Управления по обеспечению деятельности мировых судей города Москвы от 07.08.2014 № 79 утверждена согласованная с Председателем Московского городского суда Инструкция по судебному делопроизводству мирового судьи города Москвы. Сходные акты приняты или разрабатываются в большинстве других субъектов Российской Федерации.

В основе всех инструкций такого рода лежит Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденная приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29.04.2003 № 36, более того, в отсутствие региональных инструкций [1] она применяется мировыми судьями по аналогии. Указанная Инструкция разработана на основании Государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ) и ГОСТа Р51141—98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». Установленные ГОСТом термины обязательны для использования во всех видах документации по делопроизводству и архивному делу. Использование указанной Инструкции допустимо, поскольку мировые судьи рассматривают гражданские, уголовные дела и дела об административных правонарушениях по тем же правилам судопроизводства, что и районные суды. Исключение составляют лишь дела о выдаче судебного приказа и уголовные дела частного обвинения, которые рассматриваются исключительно мировыми судьями. Использование одной инструкции облегчает взаимодействие мировых судей и вышестоящих, в первую очередь,— районных судов как судов апелляционной инстанции. Наконец, председатели районных судов ответственны за организацию деятельности мировых судей.

Инструкции, разработанные в субъектах Федерации, основываются на указанной Инструкции и при этом не всегда регулируют вопросы делопроизводства исчерпывающим образом, хотя из-за различий в структуре и штате аппарата судебных участков и аппарата районного суда они также необходимы. Поэтому в части оформления на судебных участках организационно-распорядительных документов следует применять соответствующий ГОСТ Р 6.30—2003.

Таким образом, делопроизводство на судебных участках, как правило, ведется в соответствии с разработанной в конкретном субъекте Российской Федерации инструкцией, при этом практически повсеместно по аналогии дополнительно применяется Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде.

Руководит делопроизводством на судебном участке и отвечает за его состояние мировой судья. Поскольку мировой судья представляет собой односоставный суд, то он осуществляет и организационные функции председателя такого суда, а именно (по аналогии со ст. 35 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»):

  • 1) организует работу судебного участка;
  • 2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль их выполнения;
  • 3) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата;
  • 4 ) регулярно информирует работников аппарата суда о своей деятельности;
  • 5) осуществляет иные полномочия по организации работы на судебном участке.

Указанные полномочия могут осуществляться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению деятельности мировых судей в рамках оказания содействия мировым судьям, но никак не путем подмены мировых судей и лишения их соответствующих полномочий. При этом мировой судья свободен в вынесении приказов по перечисленным вопросам, поскольку именно он несет персональную ответственность за организацию работы на судебном участке, ведение делопроизводства и статистического учета.

Не обеспечение надлежащего контроля за деятельностью работников аппаратов мировых судей является одной из наиболее распространенных причин привлечения мировых судей к дисциплинарной ответственности или отказа в повторном назначении на данную должность. Так, решением Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2009 по делу № ГКПИ09-693 было оставлено без изменений решение квалификационной коллегии судей области от 22.04.2009 о досрочном прекращении полномочий мирового судьи судебного участка N области. Судом установлено, что Швецова О.В. при исполнении полномочий мирового судьи допустила нарушение норм Закона о статусе судей, не обеспечила контроль за соблюдением работниками судебного участка процессуального закона, а также Инструкции по судебному делопроизводству на судебных участках мировых судей области (далее — Инструкция по делопроизводству), которые обоснованно расценены квалификационной коллегией судей как дисциплинарный проступок, позволяющий наложить на судью дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий.

В данном решении Верховный Суд Российской Федерации указал, что мировой судья должен требовать от работников аппарата суда и своих непосредственных подчиненных добросовестного исполнения своих должностных обязанностей. Неправильная организация руководителем суда работы суда и его аппарата умаляет авторитет судебной власти.

Особенности ведения делопроизводства на судебных участках связаны со структурой и штатом аппаратов мировых судей. Полномочия работников аппаратов мировых судей устанавливаются инструкцией по делопроизводству и должностными регламентами работников в соответствии с распределением обязанностей между ними.

Среди работников аппарата особое место занимает секретарь судебного заседания, поскольку он является участником процесса, субъектом процессуальных отношений. Его основные обязанности устанавливаются Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (ст. 161, 228—230) и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (ст. 245,259, 262). К обязанностям секретаря судебного заседания относятся:

  • ? ведение, изготовление, подписание вместе с судьей протокола судебного заседания или протокола отдельного процессуального действия, совершенного по гражданскому делу вне судебного заседания (ст. 228 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации); ведение протокола по уголовному делу (ст. 259 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации);
  • ? проверка явки в суд лиц, вызванных в судебное заседание;
  • ? осуществление по поручению мирового судьи иных действий, предусмотренных процессуальным законом.

При открытии судебного заседания по гражданскому делу и в подготовительной части судебного заседания по уголовному делу секретарь судебного заседания докладывает о явке лиц, которые должны участвовать в судебном заседании, а также о том, извещены ли отсутствующие надлежащим образом, и сообщает известные ему причины неявки отсутствующих участников процесса.

Данные о секретаре судебного заседания обязательно вносятся в протокол судебного заседания и во вводную часть судебных актов, вынесенных мировым судьей в судебном заседании.

В протоколе судебного заседания секретарь судебного заседания обязан полно и правильно излагать все действия и решения суда, участников судебного разбирательства, имевшие место в ходе судебного заседания по уголовному делу, и все существенные сведения о разбирательстве гражданского дела. Протокол судебного заседания изготавливается секретарем судебного заседания и должен соответствовать требованиям соответствующего процессуального закона.

Протокол судебного заседания должен быть изготовлен, подписан секретарем и передан им на подпись мировому судье в течение трех суток со дня окончания судебного заседания по делу, а протокол отдельного процессуального действия — не позднее следующего дня после дня его совершения. В ходе судебного заседания по уголовному делу протокол может изготавливаться по частям, каждая такая часть также подписывается секретарем и мировым судьей. Изменения и дополнения протокола оговариваются и удостоверяются подписями секретаря и мирового судьи. Секретарь судебного заседания по поручению мирового судьи обеспечивает ознакомление с протоколом судебного заседания лиц, участвующих в гражданском деле и их представителей, сторон по уголовному делу в течение 3 суток со дня получения письменных ходатайств указанных лиц. На основании письменного ходатайства стороны по уголовному делу и за ее счет секретарь по поручению мирового судьи изготавливает копию протокола. После рассмотрения мировым судьей замечаний на протокол секретарь судебного заседания приобщает замечания и соответствующее постановление мирового судьи по уголовному делу или определение о полном или частичном отклонении замечаний по гражданскому делу к протоколу судебного заседания.

Из-за значимости указанных полномочий секретарю судебного заседания, согласно ст. 18—20 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 62,68 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в ходе судебного заседания по гражданскому делу и в подготовительной части судебного разбирательства по уголовному делу может быть заявлен отвод. Для этого в начале судебного заседания мировой судья сообщает, кто является секретарем судебного заседания, и разъясняет сторонам право заявлять отводы (ст. 164 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 266 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации). Сам секретарь судебного заседания при наличии оснований для отвода обязан заявить самоотвод. Предыдущее участие лица по делу в качестве секретаря судебного заседания не является основанием для отвода. Решение об отводе принимает мировой судья, рассматривающий дело.

В обязанности секретаря судебного заседания также входит:

  • ? извещение участников процесса и других лиц о месте и времени судебного заседания (оформление и направление повесток, писем, вызов, совершение за своей подписью и штампом мирового судьи отметок на повестках о времени нахождения вызванных лиц в суде);
  • ? изготовление и размещение списков дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании;
  • ? приглашение участников процесса в зал судебного заседания, в том числе свидетелей для дачи суду показаний;
  • ? оформление уголовных и гражданских дел, дел об административных правонарушениях после их рассмотрения (секретарь судебного заседания подшивает документы в хронологическом порядке, пронумеровывает листы дела, составляет опись, делает отметку о результатах рассмотрения дела в журнале учета дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании; прилагает к делу заполненные судьей статистические карточки; после совершения всех действий по оформлению дела, но не позднее трех дней после его рассмотрения и вынесения решения в окончательной форме передает дело секретарю судебного участка);
  • ? подготовка исполнительных листов по судебным актам, подлежащим немедленному исполнению (судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов, выплате работнику заработной платы, определение об обеспечении иска);
  • ? обеспечение по поручению мирового судьи ознакомления участ- ников процессуальных отношений с поступившими в суд материалами;
  • ? обеспечение своевременного вручения сторонам копий судебных актов (копии заявления об отмене заочного решения и прилагаемых к нему материалов; копии апелляционной жалобы или представления и приложенных к ним документов; направление ответчику копии определения суда об обеспечении иска);
  • ? изготовление копий судебных документов по рассмотренным делам (в том числе по решению судьи, принятому на основании письменного ходатайства участника судебного разбирательства, изготовление за счет указанного лица копии протокола судебного заседания по уголовному делу);
  • ? направление копии заочного решения с уведомлением о вручении в течение 3 дней со дня его принятия ответчику или истцу, просившему рассмотреть дело в его отсутствие. При этом необходимо оформить направление с уведомлением о вручении, поскольку у ответчика имеется право подать заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней с момента получения;
  • ? направление копий решения лицам, участвующим в гражданском деле, если они не явились в судебное заседание, не позднее чем через 5 дней со дня принятия решения в окончательной форме и не позднее, чем через 3 дня — определения суда о приостановлении или прекращении производства по делу либо об оставлении заявления без рассмотрения;
  • ? осуществление иных обязанностей по поручению мирового судьи.

Секретарь судебного участка (секретарь суда) организует работу аппарата мирового судьи, для чего он:

  • ? распределяет и регистрирует входящую и исходящую корреспонденцию;
  • ? контролирует исполнение судебных поручений как поступивших мировому судье, так и им отправленных;
  • ? контролирует ведение документов первичного статистического учета, составляет статистические отчеты;
  • ? ведет наряды, журналы, карточки, книги приказов и распоряжений мирового судьи;
  • ? принимает и регистрирует судебные дела;
  • ? принимает и регистрирует жалобы и представления на судебные акты мирового судьи, извещает об их поступлении заинтересованных лиц;
  • ? направляет дела с жалобами и представлениями в вышестоящие суды, иную корреспонденцию — по назначению;
  • ? снимает с разрешения мирового судьи копии с документов, необходимых для вручения или высылки гражданам и должностным лицам;
  • ? организует исполнение судебных актов (изготавливает и направляет документы по исполнению судебных актов, осуществляет регистрацию и учет исполнительных документов, переданных на исполнение службе судебных приставов-исполнителей);
  • ? при отсутствии архивариуса обеспечивает работу архива, организует учет и хранение гражданских, уголовных, административных и иных дел, материалов, вещественных доказательств, журналов и карточек, ведет журналы архива судебного участка;
  • ? выдает с разрешения мирового судьи документы из дел и дела из архива;
  • ? ведет финансовую документацию и документацию по личному составу аппарата, учет хозяйственного инвентаря и канцелярских принадлежностей;
  • ? контролирует исполнение секретарем судебного заседания и архивариусом возложенных на них обязанностей;
  • ? осуществляет иные полномочия по поручению мирового судьи.

В ходе рассмотрения мировым судьей гражданского дела секретарь судебного заседания или секретарь судебного участка обеспечивают удаление свидетелей из зала судебного заседания и принятие мер к тому, чтобы не допрошенные свидетели не общались с иными лицами, участвующими в процессе.

Помощник мирового судьи, если такая должность создается наряду с должностью секретаря судебного участка:

  • ? контролирует ведение делопроизводства, своевременность регистрации, учета и хранения материалов, вещественных доказательств и судебных дел, своевременность направления дел с жалобами и представлениями в вышестоящие суды, выдает справки и документы по делам с разрешения мирового судьи;
  • ? ведет документацию по личному составу аппарата;
  • ? составляет проекты ежеквартальных планов работы мирового судьи и работников его аппарата;
  • ? самостоятельно или под руководством судьи ежеквартально проводит одно-два обобщения судебной практики по наиболее актуальным вопросам;
  • ? ведет прием граждан;
  • ? оказывает мировому судьей помощь в подготовке дел к судебному заседанию;
  • ? составляет проекты судебных актов, в том числе обеспечивает осуществление приказного производства;
  • ? рассматривает и обобщает обращения, не подлежащие разрешению в порядке, установленном процессуальным законодательством;
  • ? ведет учет юридической литературы, систематизацию законодательства и судебной практики.

Указанные перечни полномочий имеют примерный характер. Поскольку ответственность за организацию работы и ведение делопроизводства на судебном участке несет мировой судья, он своими приказами вправе урегулировать вопросы, не нашедшие отражения в должностных регламентах работников его аппарата и инструкции по делопроизводству, а также перераспределить обязанности.

Организация работы на участке мирового судьи и ее правовые основы

В результате изучения настоящей главы студент должен:

знать законодательство, определяющее статус мирового судьи и порядок его приобретения, судебный участок, подсудность дел и производств мировому судье, делопроизводство, финансовое и материально-техническое обеспечение судебного участка;

уметь определять подсудность дел и производств, составлять проекты решений и иных судебных документов, вести прием граждан, оформлять наряды и иные производства, осуществлять подготовку делопроизводства для направления в апелляционную инстанцию;

владеть правилами делопроизводства, методикой изучения дел и производств, подготовка их к рассмотрению, навыками работы помощника мирового судьи по проведению контрольных проверок.

Статус мирового судьи и работников аппарата судебного участка

Мировые судьи входят в единую судебную систему Российской Федерации, в систему судов общей юрисдикции и относятся к судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Мировой судья представляет собой односоставный суд.

В отличие от федеральных судов, суды субъектов Российской Федерации образуются не только на основании федерального законодательства, но и на основании законов субъектов Российской Федерации. Правовое регулирование статуса и вопросов обеспечения деятельности мировых судей осуществляется и Российской Федерацией, и ее субъектами.

Помимо мировых судей, к судам субъектов Российской Федерации относятся и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, но они основаны на еще большей децентрализации. Их компетенция, порядок деятельности и финансирования устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации. Даже вопрос о создании такого суда субъект Российской Федерации решает самостоятельно, исходя из собственных потребностей, поэтому такие суды имеются не везде. Между мировыми судьями и конституционными (уставными) судами существуют и другие принципиальные отличия. Если мировые судьи, по сути, являются продолжением федеральной системы судов общей юрисдикции, то конституционные (уставные) суды представлены только на региональном уровне, обособленно от федеральных судов.

Полномочия, порядок деятельности мировых судей, не связанный с осуществлением правосудия, и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются федеральными законами. При этом, согласно ч. 2 ст. 2 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», порядок деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации. Порядок осуществления мировыми судьями правосудия устанавливается только федеральными законами.

Анализ федерального законодательства позволяет отнести к ведению субъектов Российской Федерации следующие вопросы организации и деятельности мировых судей, которые должны быть урегулированы законами субъектов Российской Федерации (в отношении указанных предметов ведения субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по правовому регулированию).

  • 1. Порядок наделения мировых судей полномочиями в виде назначения (избрания) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избрания на должность населением судебного участка.
  • 2. Порядок подписания и выдачи мировым судьям удостоверений.
  • 3. Первоначальный (не более 5 лет) и последующие (не менее 5 лет) сроки полномочий мировых судей.
  • 4. Создание и упразднение судебных участков и должностей мировых судей. Фактически речь идет об установлении границ судебных участков — распределении участков по территории субъекта Российской Федерации. Например, в Свердловской области действует закон Свердловской области от 28 ноября 2001 г. № 52-03 «О создании судебных участков Свердловской области и должностей мировых судей Свердловской области», который определяет границы территориальной подсудности того или иного участка мирового судьи. Общее же число судебных участков определено для каждого субъекта Российской Федерации в федеральном законе от 29 декабря 1999 г. № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации». Оно зависит от плотности населения в том или ином регионе: например, в городе федерального значения Москве их 438, в Свердловской области — 219; в Республике Татарстан — 188; в Ненецком автономном округе — 3; в Чукотском автономном округе — 4.
  • 5. Порядок финансового обеспечения деятельности мировых судей, осуществляемый органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований такого субъекта (за исключением обеспечения оплаты труда мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, и обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями, которые осуществляются через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за счет средств федерального бюджета).
  • 6. Порядок организационного (в том числе материально-технического) обеспечения деятельности мировых судей, осуществляемый органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований такого субъекта, кроме мероприятий по формированию единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей, проведение которых возложено на Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и его органы.
  • 7. Порядок, сроки и формы получения дополнительного профессионального образования мировыми судьями.
  • 8. Порядок утверждения Положения об аппарате мирового судьи, порядок утверждения структуры и штатного расписания аппаратов мировых судей.
  • 9. Место постоянного пребывания мирового судьи, определяемое с учетом мнения председателя районного суда [1] .
  • 10. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности мировых судей. Положения Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» применяются с учетом требований законодательства субъектов Российской Федерации.
  • 11. Порядок ознакомления пользователей с информацией о деятельности мировых судей, находящейся в архивных фондах.

Кроме того, законы о мировых судьях субъектов Российской Федерации могут предусматривать:

  • 1) установление флага субъекта Российской Федерации на зданиях, занимаемых мировыми судьями, а также помещение флага и изображения герба субъекта Российской Федерации в залах судебных заседаний мировых судей;
  • 2) отличительный знак мирового судьи. Тогда мировой судья отправляет правосудие, имея при себе такой знак отличия и не облачаясь в мантию [2] ;

Урегулировать два последних вопроса субъект Российской Федерации вправе по своему усмотрению.

Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации в залах судебных заседаний мировых судей помещаются обязательно (ст. 40 Закона о судах общей юрисдикции). Одноцветный вариант Государственного герба Российской Федерации без геральдического щита может помещаться на бланках и удостоверениях мировых судей, Государственный герб Российской Федерации может помещаться на печатях мировых судей в Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2006 № 530 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на бланках, печатях и удостоверениях мировых судей в Российской Федерации»).

Самостоятельной проблемой мировой юстиции является противоречивость положений законов о месте мировых судей в механизме государства. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в ст. 2.1, а также Перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 04.12.2009 № 1381, относят должность мирового судьи к государственным должностям субъектов Российской Федерации. Данные положения отражены и в законах субъектов Федерации. При этом денежное содержание мировые судьи получают из федерального бюджета, что указывает на принадлежность должности мирового судьи к государственным должностям Российской Федерации, а подведомственность судебных дел и процессуальные нормы целиком устанавливаются на федеральном уровне. Указание на принадлежность мировых судей субъектам Российской Федерации выглядело бы только декларативным, если бы не обходилось последним достаточно дорого. Расходы же на материально-техническое обеспечение несут все субъекты Российской Федерации независимо от уровня их социально-экономического развития. На практике это влечет неравномерный уровень обеспеченности деятельности мировых судей в разных регионах.

Статус мирового судьи определен Законом о статусе судей. Отдельные компоненты статуса мировых судей имеют особенности, уста- новленные федеральными законами. На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом о статусе судей и иными федеральными законами.

Требования к мировым судьям и к кандидатам на их должности предъявляются с учетом положений Федерального закона от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».

Порядок формирования корпуса мировых судей не имеет особенностей на стадии отбора кандидатов на должность мирового судьи, но отличается на стадиях наделения полномочиями и вступления мирового судьи в должность. Мировые судьи назначаются (избираются) законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации или избираются населением судебного участка. Процедура прямых выборов на практике не применяется. На наш взгляд, сопутствующая выборам предвыборная агитация противоречит положениям Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Мировые судьи назначаются на срок, установленный законом субъекта Российской Федерации, который для впервые назначенного мирового судьи не может быть более 5 лет, при последующих назначениях — не менее 5 лет. Если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи — 70 лет.

Срок полномочий вновь назначенного (избранного) мирового судьи начинается не ранее дня, следующего за днем прекращения полномочий действующего мирового судьи. Днем прекращения полномочий мирового судьи является: последний день месяца, в котором истекает срок полномочий мирового судьи; последний день месяца, в котором мировой судья достигает предельного возраста пребывания в должности мирового судьи; следующий день после дня вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий мирового судьи.

Мировые судьи в Свердловской области назначаются Областной Думой Законодательного собрания Свердловской области по представлению губернатора Свердловской области, основанному на представлении председателя Свердловского областного суда. Впервые мировой судья назначается на три года, в последующем — на 10 лет.

Квалификационная аттестация мировых судей, а также приостановление или прекращение их полномочий, привлечение к дисциплинарной ответственности осуществляются квалификационной коллегией судей субъекта Российской Федерации по представлению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа. Мировым судьям присваиваются седьмой, восьмой и девятый квалификационные классы.

Должностной оклад мирового судьи составляет 60% от размера должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации, а для мировых судей, осуществляющих деятельность в Москве или Санкт-Петербурге — 64%. Ежемесячное денежное поощрение мирового судьи с 01.10.2016 составит 2,2 должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Обеспечение ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения мировых судей, других выплат, осуществляемых за счет средств фонда оплаты труда, социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, а также обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Указанное обеспечение законодатель обозначил как финансирование мировых судей, отграничив от материально-технического обеспечения, осуществляемого и финансируемого на региональном уровне.

Порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера мировых судей, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в соответствии с Федеральным конституционным законом от 05.02.2014 № З-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» утверждает Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Под организационным обеспечением деятельности судов общей юрисдикции понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия (ст. 37 Закона о судах общей юрисдикции).

Возмещение издержек, покрываемых за счет федерального бюджета, по делам, рассматриваемым мировыми судьями, осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и его органами осуществляется формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей. Проводятся мероприятия по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установлению единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил.

Официальные сайты мировых судей создается на портале мировой юстиции Российской Федерации: www.mirsudrf.ru. Если мировой судья не имеет официального сайта и возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», то в соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов Российской Федерации» порядок взаимодействия управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению деятельности мировых судей в части размещения информации о деятельности мировых судей осуществляется в соответствии с Временным регламентом размещения информации о деятельности мировых судей на официальных сайтах органов Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, утвержденным приказом Судебного департамента от 11.08.2010 № 173. Непосредственное размещение информации в этом случае осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обеспечивающим деятельность мировых судей, не реже одного раза в неделю.

Судебный департамент организует разработку, внедрение и обеспечение функционирования программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также организует и осуществляет мероприятия по поддержке функционирования и развитию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие».

В остальной части финансовое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Например, в части возмещения судебных издержек в городе Санкт-Петербурге принят Административный регламент Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности предоставления государственной услуги по осуществлению в установленном порядке финансирования расходов по возмещению издержек, связанных с рассмотрением гражданских дел мировыми судьями.

Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей (обеспечение помещениями, мебелью, канцелярскими принадлежностями, компьютерами и оргтехникой, информационно-правовыми базами и юридической литературой) осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом этого субъекта Российской Федерации. Имущество, необходимое для материально-технического обеспечения деятельности мировых судей, может находиться в собственности соответствующего субъекта Российской Федерации.

Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в лице специально созданных органов (служб, управлений, департаментов) или структурных подразделений администраций (правительств) субъектов Российской Федерации. Так, в Пермском крае действует Агентство по делам юстиции и мировых судей Пермского края, в Челябинской области — Главное управление юстиции Челябинской области, в Республике Татарстан — Министерство юстиции Республики Татарстан, в Республике Коми — Управление Республики Коми по организационному обеспечению деятельности мировых судей, в Свердловской области — Департамент по обеспечению деятельности мировых судей Свердловской области.

Дополнительное профессиональное образование мировых судей осуществляется за счет ассигнований бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом такого субъекта.

Мировой судья Свердловской области, впервые назначенный на данную должность, в течение года со дня назначения на должность проходит обучение по программе профессиональной переподготовки в образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования, осуществляющих дополнительное профессиональное образование судей, в том числе в форме стажировки в суде с сохранением на этот период ежемесячного денежного вознаграждения и других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации [3] . Общая продолжительность обучения по программе профессиональной переподготовки мирового судьи не может превышать трех месяцев.

В дальнейшем мировой судья Свердловской области по мере необходимости, но не реже одного раза в три года проходит повышение квалификации продолжительностью не более одного месяца в образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования, осуществляющих дополнительное профессиональное образование судей, с сохранением на этот период ежемесячного денежного вознаграждения и других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дополнительное профессиональное образование мировых судей организуется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по вопросам обеспечения деятельности мировых судей и осуществляется за счет средств областного бюджета.

Деятельность мирового судьи обеспечивается его аппаратом. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации. Работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

Аппарат мирового судьи состоит, как правило, из секретаря судебного заседания, секретаря судебного участка (например, Свердловской области) или секретаря суда (в Санкт-Петербурге) или заведующего канцелярией мирового судьи. Наименование должности «секретарь судебного участка» выбрано не совсем удачно — более того, оно сформировало искаженное понимание функций указанного секретаря. Судебный участок — это определенная территория. Секретаря территории быть не может. Речь должна идти о секретаре мирового судьи с вытекающими отсюда полномочиями.

На один или несколько участков создаются должности помощника мирового судьи, архивариуса, администратора судебных участков. Порядок определения структуры и штатного расписания аппаратов мировых судей определяется и финансируется соответствующим субъектом Российской Федерации. Положение об аппарате мирового судьи утверждается в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации 1 .

Аппарат мирового судьи осуществляет следующие полномочия: принимает и выдает документы; производит вручение документов, уведомлений и вызовов; удостоверяет копии судебных документов; контролирует уплату государственной пошлины и сборов; осуществляет организационно-подготовительные действия в связи с назначением дел к слушанию; обеспечивает ведение протоколов судебных заседаний; ведет учет движения судебных дел и сроков их рассмотрения и разрешения; обеспечивает обращение к исполнению судебных решений; осуществляет хранение дел и документов; участвует в обобщении данных судебной практики, ведет судебную статистику, информационно-справочную работу по законодательству Российской Федерации и иную работу; осуществляет прием граждан.

Работники органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих обеспечение деятельности мировых судей и аппаратов мировых судей, состоят на государственной гражданской службе соответствующих субъектов Российской Федерации, расходы на их заработную плату финансируются из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится мировой судья (ч. 3 ст. 10 Федерального конституционного закона Российской Федерации «О судебной системе Российской Федерации»). При этом требование знать национальный язык к мировым судьям и к кандидатам на их должности не предъявляется и предъявляться не может, иное означало бы нарушение конституционного запрета дискриминации по языку. Однако предоставление помощи переводчика предусмотрено только лицам, участвующим в деле, но не судье.

1 Например, в Свердловской области действует Постановление Правительства Свердловской области от 21 сентября 2012 г. № 1040-ПП «Об утверждении Положения об аппарате мирового судьи Свердловской области и Порядка определения структуры и штатного расписания аппарата мирового судьи Свердловской области».

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий