Дисциплинарная ответственность сотрудников следственного комитета

Содержание

Уголовно-процессуальная ответственность следователя Текст научной статьи по специальности «Право»

В статье обосновывается, что уголовно-процессуальная ответственность следователя наступает в случае неисполнении или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей при наличии процессуальной санкции за это и в случае констатации уполномоченным лицом факта нарушения . Предлагается предусмотреть в УПК РФ правило об ответственности следователя за законность, обоснованность и своевременность принятия решений и проведения процессуальных действий с созданием соответствующего механизма.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Семенцов Владимир Александрович

К вопросу о процессуальной самостоятельности следователя в свете соотношения процессуальных полномочий прокурора и руководителя следственного органа

Criminal procedural responsibility of the investigator

It is proved that the criminal procedural responsibility of an investigator occurs in the case of non-performance or improper performance of its duties, while procedural penalties for it and Konsta-doing a violation by an authorized person. It is proposed to provide for a rule in the criminal procedure code of the Russian Federation on the responsibility of the investigator for the legality, reasonableness and timeliness of decision-making and conducting procedural actions, with the creation of an appropriate mechanism.

Текст научной работы на тему «Уголовно-процессуальная ответственность следователя»

Уголовно-процессуальная ответственность следователя

Семенцов Владимир Александрович, Кубанский государственный университет, доктор юридических наук, профессор

В статье обосновывается, что уголовно-процессуальная ответственность следователя наступает в случае неисполнении или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей при наличии процессуальной санкции за это и в случае констатации уполномоченным лицом факта нарушения. Предлагается предусмотреть в УПК РФ правило об ответственности следователя за законность, обоснованность и своевременность принятия решений и проведения процессуальных действий с созданием соответствующего механизма.

Ключевые слова: следователь; обязанности; нарушения; ответственность; руководитель; прокурор; суд.

Criminal procedural responsibility of the investigator

Sementsov Vladimir Aleksandrovich,

Kuban State University, Doctor of Law, Professor

It is proved that the criminal procedural responsibility of an investigator occurs in the case of non-performance or improper performance of its duties, while procedural penalties for it and Konsta-doing a violation by an authorized person. It is proposed to provide for a rule in the criminal procedure code of the Russian Federation on the responsibility of the investigator for the legality, reasonableness and timeliness of decision-making and conducting procedural actions, with the creation of an appropriate mechanism.

Key words: investigator; responsibilities; violations; responsibility; the head; the Prosecutor and the court.

В современном отечественном уголовном судопроизводстве к числу актуальных относится вопрос об ответственности следователя за допущенные им нарушения при исполнении профессиональных обязанностей, и эта ответственность может быть административной, гражданско-правовой, дисциплинарной, уголовной и уголовно-процессуальной. «Везде, где идет речь об обязанностях и их исполнении, — отмечал М. С. Строгович, — неизбежно присутствует ответственность за надлежащую их реализацию»1.

Каждый из названных видом юридической ответственности требует своего самостоятельного исследования в силу очевидной актуальности, в связи с чем ограничимся в нашей статье определением содержания уголовно-процессуальной ответственности следователя в случае неисполнении или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей и, конечно, с претерпеванием неблагоприятных последствий за допущенные нарушения.

Еще в 1988 г. Г. Ж. Сулейменова определяла уголовно-процессуальную ответственность следователя, как закрепленную в нормах уголовно-процессуального закона и реализуемую в системе отношений

1 Строгович М. С. Сущность юридической ответственности // Советское государство и право. 1979. № 5. С. 72-73.

необходимость дать ответ за свою деятельность по расследуемому уголовному делу. По мнению Г. Ж. Су-лейменовой, основание уголовно-процессуальной ответственности следователя — это вынесение компетентным органом правоприменительного акта, где констатируется правонарушение, решаются вопросы, связанные с применением к следователю мер процессуального воздействия, их объем, порядок наложения и др.2

В. С. Вепрев рассматривает уголовно-процессуальную ответственность в качестве самостоятельного охранительного средства в сфере уголовно-процессуального права, где оно находит свое выражение в обеспечении надлежащего исполнения участниками процессуальных обязанностей, а также в правомерной реализации принадлежащих им субъективных прав и усмотрения3.

В 2019 г. С. В. Красильниковым уточнено понятие уголовно-процессуальной ответственности, под

2 См.: Сулейменова Г. Ж. Уголовно-процессуальная ответственность следователя: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1988. С. 19-20, 25.

3 См.: Вепрев В. С. Основания уголовно-процессуальной ответственности: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Челябинск, 2006. С. 13.

которой предложено понимать обязанность претерпеть негативные последствия, предусмотренные карательной (штрафной) санкцией за уголовно-процессуальное противоправное деяние, с целью покарать нарушителя, обеспечив тем самым общую и частную превенцию. Одновременно С. В. Красильников обосновывает наличие исключительно негативной формы уголовно-процессуальной ответственности1.

О следователе как субъекте правонарушений в сфере уголовно-процессуального права писал С. А. Шейфер, обоснования возможность применения к нему правовосстановительных санкций, а в исключительных случаях — уголовной ответственности2.

В тексте УПК РФ термин «ответственность» упоминается 68 раз, в том числе при характеристике процессуального статуса участников уголовного судопроизводства, когда наряду с их правами и обязанностями упоминается ответственность. Например, в ч. 1 ст. 11 УПК РФ предусмотрена обязанность суда, прокурора, следователя, дознавателя разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность, а также обеспечивать возможность осуществления этих прав. Согласно ч. 5 ст. 164 УПК РФ одним из общих правил производства следственных действиях служит требование о разъяснении следователем их участникам прав и ответственности.

Однако не ясно, какая наступает ответственность у того же следователя, если он не исполняет процессуальные обязанности вопреки цели досудебного производства и его задачам, когда принимаемые им решения, производимые процессуальные действия не соответствуют требованиям закона либо ошибочны. И здесь уместно будет обратиться к содержанию ч. 1 ст. 127 ранее действовавшего УПК РСФСР 1960 г., где на следователя прямо и недвусмысленно возлагалась полная ответственность за законное и своевременное проведение предварительного следствия. Казалось бы, и в УПК РФ 2001 г. правило об ответственности следователя должно было получить не только свое закрепление, но и дальнейшее развитие.

Но этого, к сожалению, не произошло, поскольку в ст. 38 УПК РФ, регламентирующей процессуальное положение следователя, и в п. 41 ст. 5 УПК РФ, где формулируется понятие следователя, об его ответственности ни слова, что, по всей видимости, объясняется общей тенденцией к либерализации законодательства. Конечно, из данного факта не стоит делать вывод, что следователь, осуществляя свою деятель-

1 См.: Красильников С. В. Уголовно-процессуальная ответственность и ее реализация: дис. канд. юрид. наук. М., 2019. С. 10.

2 См.: Шейфер С. А. Проблемы теории и практики уголовно-процессуальной ответственности // Актуальные проблемы юридической ответственности: материалы межвуз. науч.-практ. конф., 24-25 апреля 2003 г. Тольятти: ВУиТ, 2003. С. 120-124.

ность в пределах предоставленных полномочий, может действовать безответственно. Ответственность следователя вытекает из тех установлений, которые содержатся в ч. 1 и 2 ст. 21 УПК РФ, относительно его обязанности осуществлять уголовное преследование в каждом случае обнаружения признаков преступления, принимая меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в их совершении. Думается, не случайно ч. 2 ст. 38 УПК РФ посвящена именно полномочиям, а не правам следователя, что для лица, осуществляющего досудебное производство, означает наличие не только процессуальных прав и обязанностей, но и ответственности.

Условия уголовно-процессуальной ответственности следователя выражаются в наличии соответствующей процессуальной нормы, где закреплена такая ответственность, и установлении самого факта процессуального нарушения, вызывающего необходимость применения этой нормы. В числе таких фактов можно указать неправомерные действия или бездействие следователя, выразившееся в нарушении или невыполнении возложенных на него процессуальных обязанностей, злоупотреблении предоставленными ему законом правами, повлекшие за собой принятие решения, производство процессуального действия, не отвечающего требованиям законности и обоснованности.

«Несоблюдение следователем уголовно-процессуальной формы, — справедливо считают А. А. Давле-тов, Н. В. Азарёнок, Р. Ш. Асанов, — влечет различные правовые последствия: исключение доказательств, возвращение дела на дополнительное расследование, частное определение суда»3.

Примером же уголовно-процессуальной нормы, предусматривающей ответственность следователя, послужат предписания ч. 3 ст. 7 УПК РФ, согласно которым признаются недопустимыми те доказательства, что получены им с нарушением закона. Последствием такого нарушения может быть также вред, причиненный заинтересованному лицу в результате ущемления его прав и свобод, который, согласно ч. 4 ст. 11 УПК РФ, подлежит возмещению по основаниям и в порядке, установленным уголовно-процессуальным законом.

Кроме того, обязательным элементом ответственности является наличие санкции, без которой беспредметна уголовно-процессуальная норма, регламентирующая статус следователя. Думается, что правы Н. А. Громов и С. А. Полунин, выделяющие три вида санкций в уголовном судопроизводстве, отличающиеся друг от друга способом охраны уголовно-процессуальных норм от нарушений: правовос-становительные, штрафные (карательные) и санкции ничтожности4.

3 Давлетов А. А., Азарёнок Н. В., Асанов Р. Ш. Проблема функций следователя в уголовном процессе // Судебная власть и уголовный процесс. 2020. № 1. С. 68.

4 Громов Н. А., Полунин С. А. Санкции в уголовно-процессуальном праве России. М., 1998. С. 51.

В числе правовосстановительных санкций следует указать возвращение следователю уголовного дела на дополнительное расследование руководителем следственного органа, прокурором или судом (п. 15 ч. 2 ст. 37, п. 11 ч. 1 ст. 39, ст. 237 УПК РФ), рассмотрение и разрешение жалоб на действия (бездействие) и решения следователя (ч. 3 ст. 29, ст. 124-125 УПК РФ.

Карательные санкции применяются как уголовно-процессуальное наказание в виде отмены незаконного или необоснованного постановления следователя (п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК РФ), при отстранении следователя от дальнейшего производства расследования по решению руководителя следственного органа, если допущено нарушение требований закона (п. 6 ч. 1 ст. 39 УПК РФ).

Одновременно уточним, что под санкциями ничтожности следует понимать ту группу уголовно-процессуальных санкций, которые обеспечивают выполнение следователем своих обязанностей. В литературе в числе санкций ничтожности указывают те, что, связанны с процессом доказывания, процессуальными сроками и порядком совершения процессуальных действий1. Так, если в ходе допроса свидетель не может указать источник своей осведомленности, то эти сведения признаются недопустимым доказательством (ч. 2 ст. 88 УПК РФ), поскольку получены с нарушением требований уголовно-процессуального закона (п. 2 ч. 2 ст. 75 УПК РФ).

Причем должна учитываться специфика уголовно-процессуального права, где, во-первых, преобладают правовосстановительные, т. е. обеспечивающие восстановление нарушенного закона санкции и санкции ничтожности, направленные на выполнение следователем своих обязанностей, а не карательные санкции, как, например, в нормах уголовного права, и во-вторых, санкции за процессуальные нарушения могут и вовсе отсутствовать в УПК РФ, поскольку охраняются не только уголовно-процессуальным законом.

Юридическим основанием установления и реализации уголовно-процессуальной ответственности следователя служит решение уполномоченного лица с констатацией факта правонарушения, указанием вида (меры) процессуальной ответственности и формулированием требования об обращении решения к исполнению. С учетом процессуальной самостоятельности следователя в значении недопустимости произвольного и (или) необоснованного вмешательства в его процессуальную деятельность, за исключением случаев, специально оговоренных в уголовно-процессуальном законе, такими лицами могут быть руководитель следственного органа, прокурор и суд, в пределах предоставленных им полномочий.

Представляется очевидным, что деятельность следователя напрямую связана с процессуальным руководством и прокурорским надзором. Более того, задача руководителя следственного органа — обеспечить высокое качество, полноту и объективность работы следователей, но без посягательства на их про-

1 См.: Громов Н. А., Полунин С. А. Указ. соч. С. 96.

цессуальную самостоятельность. Важно и то, что, при всем уважении к фигуре руководителя следственного органа, он не может лучше следователя вникнуть в сущность расследуемых обстоятельств преступления, правильно оценить совокупность имеющихся доказательств, принять на их основе оптимально верное решение.

По действующему закону следователь должен заручиться согласием руководителя следственного органа для двух групп процессуальных действий: 1) когда требуется получить судебное дозволение на их производство (их перечень дан в ч. 2 ст. 29 УПК РФ); 2) если решение суда не требуется, но имеется прямое указание закона императивного характера — об обязательности получения согласия руководителя (ст. 25, 25.1, 28, 28.1, ч. 1 ст. 67, ст. 162, ч. 9 ст. 166, ч. 6 ст. 220, п. 2 ч. 1 ст. 221, ч. 3 ст. 317.1, ч. 1 ст. 427 УПК РФ). Еще в двух случаях уже даже не следователь, а его руководитель принимает решение: о соединении уголовных дел (ч. 3 ст. 153 УПК РФ) и о восстановлении утраченного уголовного дела либо его материалов (ч. 1 ст. 158.1 УПК РФ)2.

Столь значительное число согласований с руководителем следственного органа (и этот перечень не исчерпывающий) невольно вызывает вопрос о том, а обладает ли следователь процессуальной самостоятельностью и должен ли только он лично нести ответственность за законность и своевременность своей деятельности?

Верным является утверждение профессора В. С. Балакшина о том, что «изменения и дополнения, внесенные в УПК РФ. сыграли с процессуальной самостоятельностью следователя злую шутку. Надежно заслонив его от влияния прокурора, что было явным перебором, инициаторы названных законов мало что оставили из того, что могла бы гарантировать процессуальную самостоятельность следователя от указаний и решений руководителя следственного органа»3.

На наш взгляд, применяемый сегодня ведомственный тотальный контроль за следователем со стороны его руководителя (организационный и процессуальный) не обеспечивает былой процессуальной самостоятельности и личной ответственности за законность и своевременность деятельности.

И еще одно обстоятельство. Учитывая, что деятельность следователя протекает под постоянным контролем руководителя следственного органа, то и ответственность за ее результат должна быть общей, а не только следователя, поскольку основана на единстве решаемых задач. В связи с этим считаем возможным утверждать, что полномочием по привлечению следователя к уголовно-процессуальной ответственности должен обладать вышестоящий руководитель

2 См. об этом: Органы предварительного следствия России и процессуальная самостоятельность следователя: монография / под ред. д-ра юрид. наук., проф. В. А. Семенцова. М., 2021. С. 143-156.

3 Балакшин В. Независимый — зависимый следователь // Законность. 2011. № 10. С. 31.

следственного органа, как это имеет место при обжаловании указаний непосредственного руководителя (ч. 3 ст. 39 УПК РФ) либо если это дисциплинарная ответственность. Так, согласно приказу от 5 мая 2014 г. № 35 полномочиями по привлечению к дисциплинарной ответственности обладают руководители не ниже следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений и следственных отделов1.

Что касается взаимоотношений следователя с прокурором, то, как известно, они были существенно скорректированы 5 июня 2007 г. и в последующем с целью совершенствования тех правовых механизмов, что обеспечивают процессуальную самостоятельность следователя. Но указанная цель реформирования оказалась декларацией, а на деле отсутствие системного, постоянного и действенного прокурорского надзора за следствием в результате существенного сокращения полномочий прокурора порождает теперь благоприятные условия для нарушений, допускаемых следователями. Остается только констатировать, что в этих условиях у прокурора отсутствуют необходимые и достаточные полномочия по привлечению следователя к уголовно-процессуальной ответственности за допущенные нарушения, за исключением возвращения уголовного дела для дополнительного расследования, что не позволяет эффективно и полноценно осуществлять прокурорский надзор за законностью и обоснованностью деятельности следователя.

Широкие полномочия в досудебном производстве по контролю за деятельностью следователя предоставлены суду. Именно суд способен объективно оценить законность и обоснованность деятельности следователя, не отвечая за количественные и качественные показатели его работы, будучи заинтересованным в устранении каждого нарушения закона, что традиционно рассматривается как основа правосудия по уголовным делам. В качестве дополнительного аргумента о приоритете суда перед руководителем следственного органа и прокурором по установлению и реализации уголовно-процессуальной ответственности следователя необходимо указать судебную процедуру решения отдельных вопросов досудебного производства, отличающуюся строгой законодательной регламентацией и позволяющую наиболее полно обеспечить решение возложенных на суд задач.

Вместе с тем полномочия суда не могут быть безграничными и судебный приоритет должен проявляться для обеспечения соблюдения конституцион-

1 Приказ Следственного комитета РФ от 5 мая 2014 г. № 35 «О полномочиях руководителей следственных органов и учреждений Следственного комитета Российской Федерации по привлечению сотрудников к дисциплинарной ответственности» (с изм. и доп. от 25 июля 2016 г.). Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 июня 2014 г. Регистрационный № 32569 // Российская газета. 2014. 16 июня.

ных прав и свобод участников, не подменяя собой процессуальное руководство и прокурорский надзор при решении других вопросов досудебного производства.

Итак, уголовно-процессуальная ответственность следователя наступает в случае неисполнении или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей в виде действий (бездействия) при наличии процессуальной санкции за это и в случае констатации факта нарушения уполномоченным лицом.

Правило об ответственности следователя за законность, обоснованность и своевременность принятия решений и проведения процессуальных действий должно быть закреплено в ст. 38 УПК РФ с созданием механизма ответственности за результаты процессуальной деятельности, но это уже тема отдельного исследования.

1. Балакшин В. С.Независимый — зависимый следователь / В. С. Балакшин // Законность. — 2011. — № 10. -С. 29-34.

2. Вепрев В. С. Основания уголовно-процессуальной ответственности: автореф. дис. . канд. юрид. наук / В. С. Вепрев. — Челябинск, 2006. — 22 с.

3. Громов Н. А. Санкции в уголовно-процессуальном праве России / Н. А. Громов, С. А. Полунин. — М.: Городец, 1998. — 152 с.

4. Давлетов А. А. Проблема функций следователя в уголовном процессе / А. А. Давлетов, Н. В. Азарёнок, Р. Ш. Асанов // Судебная власть и уголовный процесс. -2020. — № 1. — С. 57-70.

5. Красильников С. В. Уголовно-процессуальная ответственность и ее реализация: дис. канд. юрид. наук / С. В. Красильников. — М., 2019. — 218 с.

6. Органы предварительного следствия России и процессуальная самостоятельность следователя: монография / под ред. д-ра. юрид. наук., проф. В. А. Семенцова. — М.: Юрлитинформ, 2021. — 200 с.

8. Строгович М. С. Сущность юридической ответственности / М. С. Строгович // Советское государство и право. — 1979. — № 5. — С. 72-78.

9. Сулейменова Г. Ж. Уголовно-процессуальная ответственность следователя: автореф. дис. . канд. юрид. наук / Г. Ж. Сулейменова. — М., 1988. — 28 с.

10. Шейфер С. А. Проблемы теории и практики уголовно-процессуальной ответственности / С. А. Шейфер // Актуальные проблемы юридической ответственности: материалы межвуз. науч.-практ. конф., 24-25 апреля 2003 г. — Тольятти: ВУиТ, 2003. — С. 120124.

1. Balakshin V. Nezavisimyj — zavisimyj sledovatel’ / V. Balakshin // Zakonnost’. — 2011. — № 10. — S. 29-34.

2. Veprev V. S. Osnovaniya ugolovno-processual’noj otvetstvennosti: avtoref. dis. . kand. yurid. nauk / V. S. Veprev. — CHelyabinsk, 2006. — 22 s.

3. Gromov N. A. Sankcii v ugolovno-processual’nom prave Rossii / N. A. Gromov, S. A. Polunin. — M.: Gorodec, 1998. — 152 s.

4. Davletov A. A. Problema funkcij sledovatelya v ugolovnom processe / A. A. Davletov, N. V. Azaryonok, R. SH. Asanov // Sudebnaya vlast’ i ugolovnyj process. -2020. — № 1. — S. 57-70.

5. Krasil’nikov S. V. Ugolovno-processual’naya otvetstvennost’ i ee realizaciya: dis. kand. yurid. nauk / S. V. Krasil’nikov. — M., 2019. — 218 s.

6. Organy predvaritel’nogo sledstviya Rossii i processual’naya samo-stoyatel’nost’ sledovatelya: monografiya / pod red. d-ra. yurid. nauk., prof. V. A. Semencova. — M.: YUrlitinform, 2021. — 200 s.

8. Strogovich M. S. Sushchnost’ yuridicheskoj otvetstvennosti / M. S. Strogovich // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. — 1979. — № 5. — S. 72-78.

9. Sulejmenova G. ZH. Ugolovno-processual’naya otvetstvennost’ sledovatelya: avtoref. dis. . kand. yurid. nauk / G. ZH. Sulejmenova. — M., 1988. — 28 s.

10. SHejfer S. A. Problemy teorii i praktiki ugolovno-processual’noj otvetstvennosti / S. A. SHejfer // Aktual’nye problemy yuridicheskoj otvetstvennosti: materialy mezhvuz. nauch.-prakt. konf., 24-25 aprelya 2003 g. -Tol’yatti: VUiT, 2003. — S. 120-124.

Особенности правового регулирования труда следователей Следственного комитета Российской Федерации (на примере Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильев Максим Владимирович, Шурыгина Юлия Валерьевна

Статья посвящена особенностям правового регулирования труда следователей Следственного комитета Российской Федерации. Рассмотрены правовые основы регулирования труда следователей , заключения и расторжения трудового договора , права и обязанности сторон по трудовому договору , режима рабочего времени и времени отдыха, поощрения и привлечения к дисциплинарной ответственности следователей .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Васильев Максим Владимирович, Шурыгина Юлия Валерьевна

The paper dwells upon the particularities of legal regulation of the work of investigators of the Investigative Committee of the Russian Federation. The authors analyze the legal framework of regulation of labour, conclusion and termination of employment contracts, rights and obligations of the Parties according to employment contracts, working hours and time off, incentives and disciplinary responsibility of investigators.

Текст научной работы на тему «Особенности правового регулирования труда следователей Следственного комитета Российской Федерации (на примере Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан)»

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4

Особенности правового регулирования труда следователей Следственного комитета Российской Федерации (на примере следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан)

Кандидат юридических наук, доцент кафедры экологического, трудового права и гражданского процесса Казанского (Приволжского) федерального университета

Старший инспектор отделения по работе с кадрами отдела кадров следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан

Статья посвящена особенностям правового регулирования труда следователей Следственного комитета Российской Федерации. Рассмотрены правовые основы регулирования труда следователей, заключения и расторжения трудового договора, права и обязанности сторон по трудовому договору, режима рабочего времени и времени отдыха, поощрения и привлечения к дисциплинарной ответственности следователей.

Ключевые слова: особенности регулирования труда, трудовой договор, следователь.

С 15.01.2011 г. вступил в силу Федеральный закон № 403-ФЗ от 28.12.2010 г. «О Следственном комитете Российской Федерации» [1], который одной из задач Следственного комитета определил оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (далее — ФЗ № 403).

Основной трудовой функцией следователя является решение указанной задачи — расследование преступлений. В соответствии с п.п. 41 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, следователь является должностным лицом, уполномоченным осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ [2].

Федеральный закон № 403 стал первым нормативным правовым актом, регламентирующим организацию, функционирование, деятельность

Следственного комитета как вновь созданного федерального органа власти. Этим законом предусмотрено, что на следователей Следственного комитета распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными указанным федеральным законом. То есть при регулировании труда следователей в первую очередь применению подлежат правовые нормы, содержащиеся в ФЗ № 403, а в случаях, специально ими не урегулированных, -Трудовой кодекс Российской Федерации [3] и иные федеральные законы.

ТК РФ содержит обязательные для всех работодателей нормы относительно запрета дискриминации в сфере труда, принудительного труда, социального партнерства в сфере трудовых отношений, трудового договора, времени труда и времени отдыха, ответственности работника и работодателя.

Отдельные положения, касающиеся регулирования труда следователей Следственного комитета,

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4

содержатся и в других федеральных законах. Среди них можно выделить Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4], Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [5], УПК РФ.

Подзаконные нормативные правовые акты регламентируют отдельные вопросы регулирования труда следователей Следственного комитета более подробно. Так, Указами Президента РФ утвержден перечень должностей в Следственном комитете, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий, и перечень соответствия должностей в Следственном комитете РФ должностям в Следственном комитете при Прокуратуре РФ [6], установлена выплата отдельной категории сотрудников должностного оклада с повышением на 50 % [7], устанавливается размер денежного вознаграждения Председателя Следственного комитета [8].

Вопросы материального и социального обеспечения следователей более детально регламентируют нормативные правовые акты,принимаемые Правительством РФ. Так, Постановлениями Правительства РФ устанавливаются правила исчисления выслуги лет для назначения пенсий [9], определяется размер должностных окладов [10].

В большом количестве правовые нормы, регулирующие труд следователей Следственного комитета, содержатся в ведомственных норматив-ных-правовых актах. Основным ведомственным нормативно-правовым актом, регулирующим труд следователя, являются Правила внутреннего трудового распорядка [11, с. 52], содержащие нормы, устанавливающие порядок приема и увольнения, основные права, обязанности и ответственность работника и работодателя, меры поощрения, дисциплинарные взыскания, режим работы и время отдыха. Примером локальных нормативных правовых актов являются приказы руководителя следственного управления: «Об утверждении порядка подготовки и согласования проектов приказов по кадровым вопросам», «Об учете рабочего времени в аппарате следственного управления», «О повышении квалификации, индивидуальной учебе сотрудников следственного управления», «Об утверждении перечня должностей работников следственного управления, которым может быть установлен ненормированный рабочий день». Указанные локальные нормативноправовые акты являются документами внутреннего пользования и публикуются в Информационном бюллетене следственного управления.

Прием на службу в Следственный комитет и заключение с работником трудового договора осуществляются в соответствии с ФЗ № 403 и ТК РФ. До заключения трудового договора претендент на должность следователя проходит отборочные ме-

роприятия с целью проверки соответствия требованиям, установленным законодательством для сотрудников Следственного комитета. При заключении трудового договора следователь предъявляет документы, перечень которых установлен приказом Следственного комитета от 14.04.2011 г. № 61 [12].

При принятии на службу в Следственный комитет следователь и представитель нанимателя заключают трудовой договор, форма которого утверждена Приказом Следственного комитета от 08.08.2011 г. № 114 [13]. Установленная форма трудового договора отвечает требованиям ст. 57 ТК РФ и является типовой для всех следователей Следственного комитета. Трудовой договор содержит разделы:

— должность федеральной государственной службы и место службы;

— срок трудового договора и испытания; права и обязанности сторон; обязательства по соблюдению требований законодательства РФ о государственной тайне;

— режим рабочего времени и время отдыха;

— оплата труда; гарантии и компенсации, социальное страхование; иные условия трудового договора;

— изменение и прекращение трудового договора;

— рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров;

— адреса и реквизиты сторон.

В трудовом договоре указываются наименование следственного органа Следственного комитета, должности и структурного подразделения, а также место структурного подразделения, если оно обособлено.

Трудовой договор между следователем и представителем нанимателя может быть заключен как на неопределенный срок, так и на определенный в случаях, установленных ТК РФ. В случае заключения срочного трудового договора в договоре должны быть указаны правовые основания заключения срочного трудового договора, свидетельствующие о невозможности установления трудовых отношений на неопределенный срок.

Следователю, впервые принимаемому на службу в Следственный комитет, за исключением следователей, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального образования Следственного комитета, может предусматриваться испытание сроком до 6 месяцев, продолжительность которого определяется руководителем следственного органа. В ст. 18 ФЗ № 403 указано, что срок испытания в процессе прохождения службы может быть сокращен по соглашению сторон.

Раздел трудового договора об обязательствах по соблюдению требований законодательства РФ о государственной тайне заполняется при назначении на должность, предусматривающую допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4

Изменение условий заключенного сторонами трудового договора осуществляется по соглашению сторон — измененные условия трудового договора излагаются в дополнительном соглашении, форма которого утверждена приказом № 114.

Трудовой договор может быть прекращен по основаниям и в порядке, установленном ТК РФ, а также на основании специальных норм, содержащихся в ФЗ № 403.

В соответствии с ТК РФ, общими основаниями для расторжения трудового договора следователя являются:

— расторжение трудового договора по инициативе работника;

— расторжение трудового договора по инициативе работодателя;

— перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу;

— отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией, с изменением типа государственного или муниципального учреждения;

— отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора;

— отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы;

— отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем.

Ст. 30 ФЗ № 403 установлено, что следователь может быть уволен со службы по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством, по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию, а также по инициативе руководителя следственного органа в случае:

— достижения предельного возраста пребывания на службе в Следственном комитете;

— выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

— нарушения Присяги сотрудника Следственного комитета и (или) совершения проступка, порочащего честь сотрудника Следственного комитета;

— несоблюдения ограничений, нарушения запретов и неисполнения обязанностей, связанных с прохождением службы в Следственном комитете и установленных ст. 17 ФЗ № 403;

— разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

— отказа от представления сведений или представления заведомо ложных сведений о своих до-

ходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей;

— наличия заболевания, предусмотренного п. 4

ч. 4 ст. 16 ФЗ № 403;

— в связи с утратой доверия.

Ст. 25 ФЗ № 403 следователям Следственного комитета устанавливается продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска в 30 календарных дней без учета времени следования к месту проведения отпуска и обратно. Продолжительность предоставляемого ежегодного основного отпуска увеличивается на количество дней, необходимое для проезда к месту проведения отпуска и обратно. Следователям, проходящим службу в местностях с особыми климатическими условиями, ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется в количестве не менее 45 календарных дней.

Следователям Следственного комитета может быть установлен ненормированный рабочий день. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в таком режиме установлена Правилами внутреннего трудового распорядка [1].

На следователей Следственного комитета распространяется действие общих норм гл. 19 ТК РФ, регламентирующих исчисление продолжительности и порядка и очередности предоставления, продления или перенесения ежегодных оплачиваемых отпусков, разделения ежегодного оплачиваемого отпуска на части, отзыва из отпуска, замены ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией, реализации права на отпуск при увольнении работника, предоставления отпуска без сохранения заработной платы.

Следователям также предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за стаж службы, продолжительность которого зависит от календарных лет выслуги. Стаж службы для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска определяется в соответствии с ФЗ № 403 и в него засчитывается также период военной службы, работы в органах прокуратуры, работы в должности судьи, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах в должности дознавателя.

В Следственном комитете ежегодно составляется график очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков работникам, составление которого осуществляется кадровым подразделением на основании предложений руководителей структурных подразделений следственного органа. При составлении графика отпусков учитывает-

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4

ся право работников, награжденных нагрудными знаками «Почетный работник Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации», «Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации» на получение ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для них время [14, с. 14].

Поскольку должность следователя является должностью федеральной государственной службы, денежное содержание ему выплачивается из средств федерального бюджета. В соответствии со ст. 35 ФЗ № 403, оно состоит из должностного оклада; доплат за специальное звание, за выслугу лет, за особые условия службы (в размере 175 процентов должностного оклада), за сложность, напряженность и высокие достижения в службе; надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей служебным обязанностям, за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», за нагрудный знак «Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации»; премий по итогам службы за квартал и за год; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 35 ФЗ № 403). Руководителем следственного органа размер доплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в службе устанавливается с учетом объема работы и результатов службы каждого сотрудника [15].

Следователям Следственного комитета может оказываться материальная помощь в порядке,определяемом Председателем Следственного комитета. Выплата премий сотрудникам Следственного комитета по итогам службы за квартал и за год осуществляется в порядке,установленном для государственных гражданских служащих органов исполнительной власти. Следователям Следственного комитета может оказываться материальная помощь в порядке, определяемом Председателем Следственного комитета.

На следователей распространяется действие общих норм, содержащихся в гл. 30 ТК РФ, посвященной дисциплине труда, порядку применения дисциплинарных взысканий, снятию и погашению дисциплинарных взысканий.

К следователям Следственного комитета применяются поощрения, предусмотренные ТК РФ, а также поощрения, связанные со спецификой службы. Ст. 27 ФЗ № 403 устанавливает следующие виды поощрений:

1) объявление благодарности;

2) награждение Почетной грамотой;

3) занесение на Доску почета, в Книгу почета;

4) выплата денежной премии;

5) награждение подарком;

6) награждение ценным подарком;

7) награждение именным оружием;

8) досрочное присвоение очередного специального звания или присвоение специального звания на одну ступень выше очередного;

9) награждение медалями Следственного комитета;

10) награждение нагрудным знаком «Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации» с одновременным вручением Почетной грамоты Председателя Следственного комитета Российской Федерации. Высшей ведомственной наградой является нагрудный знак «Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации» [16].

За неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником Следственного комитета своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь сотрудника Следственного комитета, к нему применяются следующие дисциплинарные взыскания:

— понижение в специальном звании;

— лишение медалей Следственного комитета;

— лишение нагрудного знака «Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации»;

— предупреждение о неполном служебном соответствии;

— увольнение из Следственного комитета по соответствующему основанию.

Таким образом, ФЗ № 403 устанавливает специальные меры дисциплинарных взысканий для следователей Следственного комитета, по сравнению с ТК РФ, предусматривающим дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора и увольнения по соответствующим основаниям (ст. 192 ТК РФ).

Понятие проступка, порочащего честь сотрудника, перечень таких проступков в законодательстве отсутствуют. Руководитель следственного органа оценивает проступок по своему внутреннему убеждению, учитывая положения Присяги сотрудника Следственного комитета, Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета [17]. По распоряжению руководителя следственного органа следователь, совершивший проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц) до решения вопроса о применении дисциплинарного взыскания отстранен от должности.

Таким образом, среди особенностей регулирования труда следователей Следственного комитета можно выделить:

— правовое регулирование труда осуществляется специальными нормами ФЗ № 403, а ТК РФ и другие федеральные законы применяются субсидиарно;

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4

— основная трудовая функция следователя установлена УПК РФ;

— предусмотрена типовая форма трудового договора и дополнительного соглашения к нему, утвержденные приказом Следственного комитета № 114;

— к гражданам, претендующим на должность следователя для заключения трудового договора, предъявляются специальные требования, предусмотренные ФЗ № 403;

— ФЗ № 403 установлены специальные основания для увольнения со службы;

— отпуска предоставляются в соответствии со специальными правовыми нормами, содержащимися в приказах Следственного комитета;

— размер должностного оклада следователя установлен Постановлением Правительства РФ, доплат за специальное звание, за выслугу лет, за особые условия службы — ФЗ № 403;

— применяются специальные меры поощрений и дисциплинарных взысканий, установленные ФЗ № 403 и приказами Следственного комитета.

1. Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2011. — № 1. — Ст. 15.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2011 г. № 174-ФЗ // Российская газета. — 2001. — № 249.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ // Российская газета. -2001. — № 256.

4. Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. — 2011. — № 275.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. — 2001. — № 256.

6. Указ Президента Российской Федерации от

14.01.2011 г. № 40 «Об оплате труда Председателя Следственного комитета Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2011. — № 4. — Ст. 573.

7. Указ Президента Российской Федерации от

26.01.2012 г. № 110 «О дополнительных гарантиях и компенсациях сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, осуществляющим служебную деятельность на территории Северо-Кавказского региона Российской Феде-

рации, и членам их семей». — URL: http://www. pravo.gov.ru.

8. Указ Президента Российской Федерации от 14.01.2011 г. № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации (вместе с «Положением о Следственном комитете Российской Федерации»)» // Российская газета. — 2011. — № 6.

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.05.2012 г. № 411 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2012. — № 19. — Ст. 2434.

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.06.2011 г. № 481 «Об установлении должностных окладов сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, по штатным должностям которых предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий» // СЗ РФ. — 2011. — № 26. — Ст. 3805.

11. Приказ Следственного комитета Российской Федерации «Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка Следственного комитета Российской Федерации» от 30.09.2011 г. № 138 // «Информационный бюллетень следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан. — 2011. -№ 14.

12. Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 14.04.2011 г. № 61 «Об утверждении Инструкции о ведении кадровых учетных документов в системе Следственного комитета Российской Федерации (Приложение № 1).

— URL: http://khabkray.sledcom.ru/upload/site36/ document_text/000/857/492/Poryadok_i_usloviya_ formirovanie_reserva_kandidadov_na_sayt-2.docx.

13. Приказ Следственного комитета от 08.08.2011 г. № 114 «О порядке назначения на должность, освобождения от должности и увольнения сотрудников и работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих Следственного комитета Российской Федерации».

14. Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 07.07.2011 г. № 106 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления отпусков работникам Следственного комитета Российской Федерации» // Информационный бюллетень следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан. — 2011. — № 9.

15. Приказ Следственного комитета Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке установления и выплаты сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации доплаты за особые условия службы и доплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в службе» от 14.01.2015 г. № 3. — URL: http:// www.pravo.gov.ru.

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4

16. Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 23.06.2014 г. № 53 «О наградах и поощрениях Следственного комитета Российской Федерации и мерах по совершенствованию практики применения поощрений в системе Следственного комитета Российской Федерации» // Российская газета. — 2014. — № 235.

17. Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации» от 11.04.2011 г. — URL: http://sledcom.ru/document/1060.

Legal Regulation of the Work of Investigators of the Investigative Committee of the Russian Federation as Exemplified by the Office of Investigations of the Investigative Committee of the Russian Federation in the Republic of Tatarstan

Kazan (Volga Region) Federal University Yu.V. Shurygina

Investigatory management of Investigatory committee at Office of Public Prosecutor of the Russian Federation on Republic Tatarstan

The paper dwells upon the particularities of legal regulation of the work of investigators of the Investigative Committee of the Russian Federation. The authors analyze the legal framework of regulation of labour, conclusion and termination of employment contracts, rights and obligations of the Parties according to employment contracts, working hours and time off, incentives and disciplinary responsibility of investigators.

Key words: particularities of regulation of labour, employment contract, investigator.

Дисциплинарная ответственность сотрудников следственного комитета

Приказ СК России от 03.02.2015 N 11 (ред. от 13.01.2016, с изм. от 15.02.2018) Об утверждении Инструкции о проведении служебных проверок в Следственном комитете Российской Федерации

СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 3 февраля 2015 г. N 11

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ

О ПРОВЕДЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ ПРОВЕРОК В СЛЕДСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ

В целях установления единого порядка проведения служебных проверок в Следственном комитете Российской Федерации, руководствуясь статьей 13 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 15; 2014, N 23, ст. 2930; «Российская газета», 2014, N 293) и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 4, ст. 572; 2012, N 4, ст. 471; 2014, N 21, ст. 2683; N 36, ст. 4834), приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о проведении служебных проверок в Следственном комитете Российской Федерации (далее — Инструкция).

2. Руководителям главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации не реже одного раза в полугодие анализировать итоги служебных проверок и эффективность принятых мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению правонарушений сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, и представлять не позднее 10 июля и 20 января соответствующие аналитические справки в Главное управление межведомственного взаимодействия и собственной безопасности.

3. Заместителю Председателя Следственного комитета Российской Федерации — руководителю Главного военного следственного управления организовать проведение анализа итогов служебных проверок в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и представление соответствующих обобщенных аналитических справок в Главное управление межведомственного взаимодействия и собственной безопасности к 15 июля и 25 января.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

от 03.02.2015 N 11

О ПРОВЕДЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ ПРОВЕРОК В СЛЕДСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ

I. Общие положения

1. Инструкция о проведении служебных проверок в Следственном комитете Российской Федерации (далее — Инструкция) регламентирует порядок проведения в Следственном комитете Российской Федерации (далее — Следственный комитет) служебных проверок в отношении сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и иных работников Следственного комитета (далее — работники, если не предусмотрено иное), а также по их обращениям.

2. Основаниями для проведения служебной проверки являются:

1) наличие данных, указывающих на нарушение работником Следственного комитета установленного порядка и правил при выполнении возложенных на него обязанностей и осуществлении имеющихся у него правомочий в ходе службы (работы), на неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него служебных (трудовых) обязанностей (далее — дисциплинарный проступок);

2) наличие данных, указывающих на нарушение сотрудником Следственного комитета Присяги сотрудника Следственного комитета;

3) наличие поступившей в Следственный комитет информации о происшествии с участием его работника;

4) наличие данных, указывающих на совершение сотрудником Следственного комитета административного правонарушения, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; «Российская газета», 2015, N 1) в отношении сотрудников Следственного комитета предусмотрена дисциплинарная ответственность;

5) наличие сведений, порочащих честь и достоинство работника Следственного комитета, указанных им в обращении о проведении служебной проверки с целью их опровержения.

Поводами для проведения служебной проверки являются:

поступившая в установленном порядке руководителю, имеющему право назначения служебной проверки, информация о дисциплинарном проступке работника Следственного комитета или о происшествии с его участием; о нарушении сотрудником Следственного комитета Присяги сотрудника Следственного комитета или о совершении им административного правонарушения, которая может содержаться в обращениях граждан и юридических лиц, работников Следственного комитета, сообщениях (решениях) судебных, правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов, общественных объединений, публикациях средств массовой информации, материалах процессуального контроля и контрольно-инспекторской деятельности Следственного комитета;

обращение работника Следственного комитета о проведении служебной проверки с целью опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

инициативное поручение Председателя Следственного комитета Российской Федерации либо лица, исполняющего его обязанности.

3. По фактам разглашения в Следственном комитете сведений, составляющих государственную тайну, утраты их носителей, иных нарушений режима секретности проводятся служебные расследования с учетом законодательства Российской Федерации об охране государственной тайны.

II. Организация проведения служебной проверки

4. Решение о назначении служебной проверки имеют право принимать:

1) Председатель Следственного комитета Российской Федерации (лицо, на которое возложено исполнение его обязанностей), либо лицо, уполномоченное Председателем Следственного комитета Российской Федерации — в отношении любых работников Следственного комитета или по их обращениям, а также в связи с происшествиями с их участием;

2) заместитель Председателя Следственного комитета Российской Федерации — руководитель Главного военного следственного управления либо лицо, на которое возложено исполнение его обязанностей, — в отношении любых работников военных следственных органов Следственного комитета или по их обращениям, а также в связи с происшествиями с их участием;

3) должностное лицо, уполномоченное Председателем Следственного комитета Российской Федерации, — в отношении любых работников Следственного комитета (за исключением работников, замещающих должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляет Президент Российской Федерации, работников военных следственных органов Следственного комитета), а также в связи с происшествиями с их участием;

4) руководители главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета (далее — следственные органы Следственного комитета) либо лица, на которых возложено исполнение их обязанностей:

в отношении подчиненных работников, за исключением первого заместителя и заместителей руководителей таких следственных органов, или по их обращениям, а также в связи с происшествиями с их участием;

в отношении или по обращениям сотрудников Следственного комитета, которые временно прикомандированы в связи с расследованием уголовных дел в местах расположения возглавляемых названными руководителями следственных органов Следственного комитета;

5) руководители учреждений Следственного комитета либо лица, на которых возложено исполнение их обязанностей, — в отношении подчиненных им работников.

Руководителям следственных органов или учреждений Следственного комитета либо лицам, исполняющим их обязанности, в случае поступления информации о совершении в данных подразделениях дисциплинарного проступка работником Следственного комитета, не находящимся в их подчинении, незамедлительно информировать об этом Председателя Следственного комитета Российской Федерации и руководителя следственного органа или учреждения Следственного комитета, в котором проходит службу (работает) данный работник, для решения вопроса о назначении служебной проверки.

5. Решение о назначении служебной проверки оформляется в виде письменной резолюции руководителя, имеющего право назначить служебную проверку, на документе, содержащем сведения о наличии основания для ее проведения, или в виде записи в протоколе оперативного совещания при таком руководителе либо путем издания им распоряжения о назначении служебной проверки.

Распоряжение о назначении служебной проверки должно содержать основания для ее назначения, сведения о составе и председателе комиссии по проведению служебной проверки (в случае необходимости ее комиссионного проведения), а также руководителе подразделения, на которое возлагается контроль за проведением служебной проверки.

Решение о назначении служебной проверки регистрируется в книге регистрации материалов служебных проверок (далее — книга) (приложение):

принятое должностными лицами, указанными в подпунктах 1 и 3 пункта 4 настоящей Инструкции — в Главном управлении межведомственного взаимодействия и собственной безопасности;

принятое должностными лицами, указанными в подпункте 2 пункта 4 настоящей инструкции — в Главном военном следственном управлении;

принятое должностными лицами, указанными в подпунктах 4 и 5 настоящей Инструкции — в соответствующем следственном органе или учреждении Следственного комитета.

5.1. В книге отражаются следующие сведения:

порядковый номер, присвоенный зарегистрированному решению о назначении служебной проверки;

дата принятия решения о назначении служебной проверки;

данные об основаниях назначения служебной проверки (краткая фабула происшествия, послужившего основанием для назначения служебной проверки);

данные о должностном лице Следственного комитета, принявшем решение о назначении служебной проверки;

данные о подразделении (должностном лице) Следственного комитета, которому поручено проведение служебной проверки;

сведения о результатах служебной проверки и дате составления заключения.

6. Служебная проверка должна быть назначена не позднее трех рабочих дней со дня получения руководителем, имеющим право ее назначить, сведений, являющихся основанием для проведения служебной проверки.

В случае, если в поступившем обращении или ином источнике информации отсутствуют достаточные данные для назначения служебной проверки, руководитель, имеющий право ее назначить, дает поручение о проведении проверки поступивших сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим порядок рассмотрения обращений граждан.

7. Организация проведения назначенных Председателем Следственного комитета Российской Федерации служебных проверок возлагается на руководителя Главного управления межведомственного взаимодействия и собственной безопасности либо по поручению Председателя Следственного комитета Российской Федерации — на руководителя иного подразделения центрального аппарата Следственного комитета.

Организация проведения служебных проверок может быть поручена руководителям следственных органов и учреждений Следственного комитета в случаях, если служебные проверки назначены Председателем Следственного комитета Российской Федерации в отношении подчиненных им сотрудников.

8. Служебные проверки, которые назначаются руководителями следственных органов и учреждений Следственного комитета, проводятся их старшими помощниками и помощниками по вопросам собственной безопасности, сотрудниками отделов обеспечения собственной безопасности и физической защиты следственных органов Следственного комитета либо по поручению данных руководителей — иными подчиненными им сотрудниками Следственного комитета.

Служебные проверки, которые назначаются руководителями специализированных следственных отделов Следственного комитета, приравненных к следственным управлениям Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, проводятся самими руководителями или по их поручению подчиненными сотрудниками Следственного комитета.

9. Проведение служебной проверки должно быть поручено конкретному сотруднику Следственного комитета или специально создаваемой в этих целях комиссии.

10. При поручении проведения служебной проверки комиссией руководителем, имеющим право назначить служебную проверку, издается соответствующее распоряжение о назначении служебной проверки, утверждении состава комиссии и назначении ее председателя.

В состав комиссии могут включаться сотрудники различных подразделений центрального аппарата, следственных органов или учреждений Следственного комитета. Председателем комиссии назначается сотрудник подразделения, назначенного ответственным за проведение данной служебной проверки.

11. В проведении служебной проверки не может участвовать сотрудник, если он прямо или косвенно заинтересован в ее результатах. В этом случае он обязан подать руководителю, назначившему служебную проверку, рапорт об освобождении его от участия в проведении этой проверки.

Сотрудник, которому поручено проведение служебной проверки, в том случае, если в ходе данной проверки возникает конфликт его интересов, обязан незамедлительно информировать об этом руководителя, назначившего служебную проверку.

При проведении служебной проверки в отношении нескольких работников Следственного комитета, совершивших дисциплинарные проступки, при невозможности ее завершения в установленный срок по причине временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске или командировке, а также отсутствия на службе (работе) по иным уважительным причинам одного или нескольких из указанных работников материалы служебной проверки в отношении отсутствующих работников Следственного комитета могут быть выделены для проведения отдельной служебной проверки.

Решение о выделении материалов служебной проверки принимается соответствующим руководителем, ее назначившим, на основании мотивированного рапорта сотрудника, проводящего проверку.

Срок проведения служебной проверки по выделенным материалам исчисляется с момента назначения основной служебной проверки.

III. Полномочия участников служебной проверки

12. Руководитель, назначивший служебную проверку:

организует и контролирует работу по проведению служебной проверки, обеспечивает материально-техническое сопровождение и ее своевременное завершение;

в случае необходимости издает распоряжение о проведении служебной проверки;

оказывает необходимую помощь сотрудникам, проводящим служебную проверку;

обеспечивает соблюдение законности при проведении служебной проверки, ее полноту и объективность, конфиденциальность содержащихся в материалах служебной проверки сведений;

принимает решения об освобождении сотрудников от участия в проведении служебной проверки, в том числе на основании заявленных ими отводов.

13. Сотрудники (члены комиссии), которым поручено проведение служебной проверки, имеют право:

предлагать работникам Следственного комитета, в отношении которых проводится служебная проверка, а также иным должностным лицам и гражданам дать объяснение об обстоятельствах, подлежащих установлению при проведении служебной проверки (допускается изложение известных им сведений в виде рапорта или заявления на имя руководителя, назначившего служебную проверку);

в пределах предоставленных полномочий получать от подразделений центрального аппарата, следственных органов или учреждений Следственного комитета необходимые сведения, знакомиться с их документами и материалами, относящимися к предмету служебной проверки; при необходимости изымать и приобщать эти документы, материалы или их копии к материалам служебной проверки;

в установленном порядке получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления и различных организаций необходимые сведения, документы и материалы по вопросам, относящимся к предмету служебной проверки, приобщать эти документы, материалы или их копии к материалам служебной проверки;

выезжать на место совершения правонарушения, проступка или происшествия;

ходатайствовать перед руководителем, назначившим служебную проверку, о проведении инвентаризации, ревизии, иной проверки по финансово-хозяйственным вопросам, относящимся к предмету служебной проверки;

ходатайствовать перед руководителем, назначившим служебную проверку, о привлечении к работе (в том числе на договорной основе) переводчиков, а также специалистов по вопросам, требующим научных, технических и иных специальных познаний, с целью получения от них консультации и заключения;

вносить руководителю, назначившему служебную проверку, предложения о принятии мер по обеспечению правовой и социальной защиты работника Следственного комитета, в отношении которого или по обращению которого проводится служебная проверка;

ходатайствовать перед руководителем, назначившим служебную проверку, о выделении материалов служебной проверки в отношении одного или нескольких работников Следственного комитета в случаях, предусмотренных пунктом 11 настоящей Инструкции.

14. Сотрудники Следственного комитета (члены комиссии), которым поручено проведение служебной проверки, обязаны:

соблюдать права и свободы работника, в отношении или по обращению которого проводится служебная проверка, и иных лиц, принимающих участие в ее проведении (в том числе право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну);

обеспечивать сохранность материалов служебной проверки;

не разглашать сведения о ходе и результатах служебной проверки, за исключением случаев, когда это требуется для доклада руководителю, назначившему служебную проверку;

изучить личное дело работника Следственного комитета, в отношении или по обращению которого проводится служебная проверка.

15. Работник Следственного комитета, в отношении которого или по обращению которого проводится служебная проверка, имеет право:

знать о назначении и об основаниях проведения служебной проверки;

давать письменные или устные объяснения (представлять заявления) с изложением своего мнения либо отказаться от дачи объяснений;

представлять сотруднику (члену комиссии), проводящему служебную проверку, документы и материалы по вопросам, относящимся к ее предмету, требовать их приобщения к материалам служебной проверки;

представлять сотруднику (члену комиссии), проводящему служебную проверку, заявления и ходатайства по ее предмету, а также заявлять руководителю, назначившему служебную проверку, мотивированные отводы сотрудникам (членам комиссии), которым поручено проведение служебной проверки;

обжаловать действия (бездействие) и решения сотрудников (членов комиссии), проводящих служебную проверку, или руководителя, назначившего служебную проверку, а также результаты служебной проверки вышестоящему руководителю либо в суд;

по окончании служебной проверки с письменного разрешения руководителя, назначившего служебную проверку, знакомиться с заключением и другими материалами в части, его касающейся.

IV. Проведение служебной проверки

16. К проведению служебной проверки сотрудники Следственного комитета (члены комиссии), которым она поручена, приступают в день поступления им соответствующего поручения.

Сотрудник (член комиссии), проводящий служебную проверку:

1) составляет план проведения служебной проверки;

2) разъясняет работнику Следственного комитета, в отношении которого или по обращению которого проводится служебная проверка, его права, предусмотренные законодательством Российской Федерации и настоящей Инструкцией, о чем составляет соответствующий акт и обеспечивает условия их реализации;

3) своевременно докладывает руководителю, назначившему служебную проверку, о поступивших заявлениях и ходатайствах, информирует заявителей об их разрешении;

4) принимает меры к сбору необходимых сведений и документальному оформлению их результатов, в том числе посредством получения объяснений, заявлений, составления актов, справок, схем, планов.

17. При проведении служебной проверки должно быть полностью, объективно и всесторонне установлено следующее:

1) факт совершения работником Следственного комитета дисциплинарного проступка, нарушения сотрудником Следственного комитета Присяги сотрудника Следственного комитета или иное событие, послужившие основанием для проведения служебной проверки (далее — проступок или нарушение Присяги);

2) время, место и другие обстоятельства совершения проступка или нарушения Присяги;

3) наличие вины работника Следственного комитета или степень вины каждого лица в случае совершения проступка несколькими лицами;

4) наличие вины сотрудника Следственного комитета или степень вины каждого лица в случае нарушения Присяги;

5) характер и размер вреда, причиненного в результате проступка или нарушения Присяги;

6) данные, характеризующие личность работника (работников) Следственного комитета;

7) обстоятельства, способствовавшие совершению проступка или нарушению Присяги, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность работника Следственного комитета;

8) обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность работника Следственного комитета за совершение проступка или дисциплинарную ответственность сотрудника Следственного комитета за нарушение Присяги (истечение предусмотренного законодательством Российской Федерации срока привлечения к дисциплинарной ответственности, малозначительность проступка, наличие у работника Следственного комитета дисциплинарного взыскания за тот же проступок);

9) обстоятельства, послужившие основанием для обращения работника Следственного комитета о проведении служебной проверки с целью опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство.

18. Запрещается сбор не имеющих отношения к предмету служебной проверки сведений о частной жизни работников Следственного комитета.

Выявленные в ходе служебной проверки или ставшие известными лицу, проводившему служебную проверку, сведения личного характера разглашению не подлежат.

19. Сотруднику (члену комиссии), проводящему служебную проверку, по указанию Председателя Следственного комитета Российской Федерации при наличии оснований предоставляются полномочия для получения письменных объяснений от любых должностных лиц Следственного комитета.

20. Сотрудник (член комиссии), проводящий служебную проверку, разъясняет лицам, от которых необходимо получить объяснения, их права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации, иными законодательными актами Российской Федерации и пунктом 15 настоящей Инструкции.

21. В случае уклонения лица от явки для дачи письменного объяснения либо отказа от дачи письменного объяснения или выполнения иных необходимых действий, имеющих значение для установления предусмотренных пунктом 17 настоящей Инструкции обстоятельств, сотрудником (членом комиссии), проводящим служебную проверку, по истечении двух рабочих дней с момента предложения дать объяснение составляется соответствующий акт, подписываемый им и утверждаемый непосредственным руководителем. После подписания данный акт приобщается к материалам служебной проверки.

22. Сотрудник Следственного комитета, в отношении которого проводится служебная проверка по информации о совершении им проступка или нарушении Присяги, может быть временно (но не более чем на один месяц) до решения вопроса о применении дисциплинарного взыскания отстранен от должности.

Отстранение от должности производится по распоряжению Председателя Следственного комитета Российской Федерации, иного должностного лица, имеющего право назначать на соответствующую должность сотрудника Следственного комитета.

За время отстранения от должности данному сотруднику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада (оклада по должности), доплаты за специальное звание и доплаты (надбавки) за выслугу лет.

При этом принимаются меры, исключающие несанкционированный доступ временно отстраненного от должности сотрудника к закрепленному за ним огнестрельному оружию, служебным документам и материалам.

23. Служебная проверка должна быть завершена не позднее одного месяца со дня принятия решения о ее проведении.

Результаты служебной проверки представляются руководителю, ее назначившему, в форме письменного заключения не позднее трех дней после даты завершения проверки. Указанное заключение утверждается данным руководителем не позднее пяти дней со дня представления ему заключения.

Утвержденное заключение по результатам служебной проверки может быть отменено руководителем, ее назначившим, в случае поступления ему информации о необходимости проведения дополнительных проверочных мероприятий.

24. В отдельных случаях (временное отсутствие лиц, чьи объяснения могут иметь существенное значение для проведения проверки; необходимость истребования документов и получения иной информации из других населенных пунктов; необходимость получения заключения специалистов по вопросам, требующим научных, технических и иных специальных познаний) срок служебной проверки в отношении сотрудника Следственного комитета может быть продлен руководителем, ее назначившим, но не более чем на один месяц, на основании мотивированного рапорта сотрудника, проводящего служебную проверку.

Дальнейшее продление срока служебной проверки допускается только Председателем Следственного комитета Российской Федерации и на срок не более шести месяцев.

25. В связи с болезнью или нахождением в отпуске сотрудника Следственного комитета, в отношении которого или по обращению которого проводится служебная проверка, а также при наличии иных оснований, препятствующих полному, объективному и всестороннему проведению служебной проверки в установленные сроки, служебная проверка может быть приостановлена назначившим ее руководителем на основании мотивированного рапорта (докладной записки) проводящего данную проверку сотрудника (руководителя комиссии), с согласия руководителя подразделения, на которое возложен контроль за ее проведением.

26. Служебная проверка возобновляется руководителем, ее назначившим, после устранения оснований для ее приостановления на основании рапорта (докладной записки) сотрудника (члена комиссии), проводящего служебную проверку, с согласия руководителя подразделения, на которое возложен контроль за ее проведением.

27. Решение руководителя, назначившего служебную проверку, о продлении срока служебной проверки, ее приостановлении и возобновлении оформляется в виде его письменной резолюции на рапорте (докладной записке) сотрудника (руководителя комиссии), проводящего служебную проверку.

Если срок окончания служебной проверки приходится на выходной или праздничный день, служебная проверка должна быть окончена в первый рабочий день после выходного или праздничного дня.

V. Оформление результатов служебной проверки

28. По результатам служебной проверки на основании полученных данных составляется заключение, которое состоит из трех частей — вводной, описательной и резолютивной.

29. Во вводной части заключения указываются:

дата и место составления заключения;

должность, специальное или воинское звание, фамилия и инициалы сотрудника, проводившего служебную проверку, или состав комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием должности, специальных или воинскых званий, фамилии и инициалов председателя и членов комиссии);

должность, фамилия и инициалы руководителя, назначившего служебную проверку;

основания проведения служебной проверки;

данные о работнике Следственного комитета, в отношении или по обращению которого проведена служебная проверка (должность, специальное или воинское звание или классный чин гражданской службы, фамилия, имя, отчество, год рождения, образование, стаж работы в органах Следственного комитета и в занимаемой должности), а также об иных лицах, причастных к совершению проступка или происшествию, сведения о котором явились основанием для проведения служебной проверки;

сведения о дате начала служебной проверки, продлении ее срока, приостановлении или возобновлении.

В описательной части заключения излагаются:

факты, установленные по результатам служебной проверки;

обстоятельства совершенного проступка или происшествия, их последствия;

данные, подтверждающие или исключающие вину работника Следственного комитета, в отношении которого проведена служебная проверка, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие его ответственность;

причины и условия, способствовавшие совершению проступка или возникновению происшествия;

данные, характеризующие личность работника Следственного комитета, в отношении которого или по обращению которого проведена служебная проверка;

выявленные нарушения законодательства Российской Федерации и организационно-распорядительных документов Следственного комитета.

Резолютивная часть заключения должна содержать:

вывод о виновности или невиновности работника Следственного комитета, в отношении которого проведена служебная проверка;

вывод о подтверждении или опровержении сведений, порочащих честь и достоинство работника Следственного комитета, по обращению которого проведена служебная проверка, и предложения о принятии соответствующих мер;

предложения о применении или неприменении к работнику Следственного комитета дисциплинарного взыскания, привлечении к другим видам ответственности;

предложения о проведении предупредительно-профилактических мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствующих совершению проступков или возникновению происшествий, а также на пресечение незаконного вмешательства в деятельность следственных органов и учреждений Следственного комитета;

предложения о передаче материалов служебной проверки в следственный орган для проверки и принятия решения в порядке статей 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2003, N 27, ст. 2706; 2007, N 1, ст. 46; N 16, ст. 1827; N 24, ст. 2830; 2008, N 49, ст. 5724; 2010, N 11, ст. 1168; 2011, N 1, ст. 16; 2013, N 9, ст. 875; 2014, N 43 ст. 5792, N 48 ст. 6651) или соответствующий орган, в компетенцию которого входит решение вопроса о привлечении к ответственности лица, совершившего административное правонарушение;

предложения о необходимости обеспечения правовой защиты работников Следственного комитета, оказания им социальной и иной помощи.

30. Заключение по результатам служебной проверки подписывается сотрудником, проводившим данную служебную проверку, или председателем и членами комиссии по проведению служебной проверки (в случае проведения служебной проверки комиссией) и представляется на утверждение руководителю, назначившему служебную проверку.

31. Копия заключения служебной проверки направляется в Главное управление межведомственного взаимодействия и собственной безопасности в 10-дневный срок с момента его утверждения вместе с копией документа о принятом по результатам служебной проверки решении.

32. Сотрудник (председатель комиссии), проводивший служебную проверку, не позднее пяти рабочих дней со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки направляет работнику Следственного комитета, в отношении которого проводилась служебная проверка, письменное уведомление от своего имени об окончании служебной проверки и ее результатах. Одновременно в уведомлении разъясняется порядок ознакомления с материалами и заключением по результатам служебной проверки.

При положительном рассмотрении руководителем, назначившим служебную проверку, письменного ходатайства работника Следственного комитета, в отношении которого или по обращению которого она проводилась, сотрудник (член комиссии), проводивший служебную проверку, представляет для ознакомления указанному работнику заключение и другие материалы служебной проверки в части, его касающейся, с учетом имеющихся ограничений (с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите персональных данных, а также сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну).

Исходя из установленных обстоятельств, объем представленных для ознакомления материалов служебной проверки может быть ограничен руководителем, назначившим служебную проверку, на основании мотивированного рапорта, составленного сотрудником (членом комиссии), проводившим данную служебную проверку.

По решению руководителя, назначившего служебную проверку, копия заключения по результатам служебной проверки может быть направлена в другой следственный орган или учреждение Следственного комитета для ознакомления с ней работника Следственного комитета, в отношении которого или по обращению которого проводилась служебная проверка.

33. В случае отказа работника Следственного комитета, в отношении которого или по обращению которого проводилась служебная проверка, ознакомиться с заключением либо удостоверить своей подписью факт ознакомления с заключением служебной проверки сотрудником (членом комиссии), проводившим данную служебную проверку, составляется соответствующий акт, утверждаемый его непосредственным руководителем, который приобщается к материалам служебной проверки.

34. Материалы служебной проверки должны быть пронумерованы и прошнурованы с составлением описи, которая подписывается сотрудником, проводившим служебную проверку, и хранится в условиях, исключающих несанкционированный доступ к ним любых лиц.

Учет и хранение материалов служебной проверки осуществляются:

в центральном аппарате Следственного комитета — в Главном управлении межведомственного взаимодействия и собственной безопасности;

в следственных органах и учреждениях Следственного комитета — у сотрудников, назначенных ответственными за хранение таких материалов распоряжениями руководителей соответствующих следственных органов и учреждений Следственного комитета.

35. С письменного разрешения руководителя, назначившего служебную проверку, заключение и иные материалы служебной проверки предоставляются для ознакомления уполномоченным должностным лицам на основании мотивированных письменных запросов, направленных в связи с рассмотрением обращения, сообщения о преступлении, расследованием по уголовному делу.

Ознакомление с материалами служебной проверки осуществляют сотрудники Главного управления межведомственного взаимодействия и собственной безопасности или сотрудники Следственного комитета, ответственные за хранение таких материалов в соответствующих следственных органах и учреждениях Следственного комитета по месту проведения служебной проверки.

О каждом факте ознакомления с материалами служебной проверки сотрудником, ответственным за их хранение, составляется справка, в которой указывается: когда, с какой целью и в каком объеме происходило ознакомление, а также фамилия, имя, отчество и должность лица, ознакомившегося с материалами служебной проверки.

36. Материалы служебной проверки могут передаваться в другой следственный орган или учреждение Следственного комитета, органы прокуратуры или в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

37. При наличии оснований для применения к работнику Следственного комитета дисциплинарного взыскания копия заключения служебной проверки и иные документы, необходимые для подготовки приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности (в том числе копии объяснений лиц, привлекаемых к дисциплинарной ответственности), в 3-дневный срок с момента утверждения заключения по результатам служебной проверки направляются:

в центральном аппарате Следственного комитета — в управление кадров;

в следственных органах и учреждениях Следственного комитета — в кадровые подразделения соответствующих следственных органов или учреждений Следственного комитета.

38. При установлении в ходе служебной проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, в соответствии с положениями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и приказа Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 11.10.2012 N 72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.02.2013, регистрационный N 27314) материалы служебной проверки, содержащие указанные обстоятельства, представляются в государственные органы в соответствии с их компетенцией.

VI. Особенности проведения служебных проверок

в отношении федеральных государственных гражданских

служащих и иных работников Следственного комитета

39. В отношении федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному обращению федерального государственного гражданского служащего Следственного комитета в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2014, N 14, ст. 1545), при наличии поводов и оснований для назначения и проведения служебной проверки, указанных в настоящей Инструкции.

40. В отношении работников, осуществляющих деятельность по профессиям рабочих в Следственном комитете Российской Федерации, служебная проверка проводится по решению работодателя в случае необходимости установления размера причиненного данным работником ущерба и причин его возникновения в порядке, предусмотренном ст. 247 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878; «Российская газета», 2014, N 278).

VII. Особенности проведения служебных проверок в военных

следственных органах Следственного комитета

41. В отношении сотрудников военных следственных органов Следственного комитета, имеющих воинские звания, при наличии оснований, предусмотренных подпунктами 1, 2 и 4 пункта 2 настоящей Инструкции, служебная проверка не назначается, а проводится разбирательство в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст. 2331; 2015, N 29, ст. 4356) и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10.11.2007 N 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 47, ст. 5749; 2008, N 43, ст. 4921; 2011, N 4, ст. 572; N 18, ст. 2595; N 31, ст. 4714; 2013, N 3, ст. 171; 2014, N 27, ст. 3754; 2015, N 13, ст. 1909).

к Инструкции о проведении

служебных проверок в Следственном

комитете Российской Федерации

Дата принятия решения о назначении служебной проверки

Основания назначения служебной проверки (краткая фабула происшествия)

Должностное лицо, назначившее служебную проверку

Должностное лицо, (подразделение) которому поручено проведение служебной проверки

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий