Меры административной ответственности предусматривают наказания

Меры административной ответственности предусматривают наказания

права Московского государственного

юридического университета имени О.Е.Кутафина (МГЮА).

Предисловие к пятому изданию

Административная ответственность представляет собой особую разновидность публично-правовой ответственности с присущими только ей атрибутивными свойствами и качествами. Одно из них касается принципов кодификации предписаний, устанавливающих административную ответственность. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях представляет собой, наряду с Налоговым кодексом, самый нестабильный из источников публичного законодательства. Административная ответственность за нарушение норм и правил, определенных федеральным законом или подзаконным актом, устанавливается ad hoc — применительно к данному случаю, при этом игнорируются общие принципы кодификации, в соответствии с которыми должны быть изначально предусмотрены единые критерии, отвечающие предназначению административной ответственности в системе мер публичного принуждения. Напротив, законодательство об административных правонарушениях развивается, игнорируя цели правовой унификации, столь естественные для кодифицированного акта. Десятилетний опыт применения КоАП свидетельствует о том, что в основе совершенствования его предписаний находится отнюдь не удовлетворение насущных потребностей правовой регламентации, содействующих превращению Российской Федерации в правовое государство, но цели отдельных общественных групп, обусловленные исключительно политико-правовыми предпосылками.

Роль политических устремлений не стоит недооценивать в формировании любого акта публичного законодательства, но только применительно к КоАП политические предпосылки выражены столь гипертрофированно. Политические тенденции формирования законодательства об административных правонарушениях явственно выразились в Федеральном законе от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ, в соответствии с которым в КоАП были внесены коррективы, во многом несовместимые с предназначением административной ответственности. Впервые за более чем тридцатилетний период развития отечественного кодифицированного законодательства об административных правонарушениях предписания, устанавливающие новый вид административного наказания и особые критерии исчисления административного штрафа, принимались в считанные часы, без предварительной тщательной экспертизы и учета возможных последствий применения. В соответствии с рассмотренным Федеральным законом вводится особый порядок штрафных санкций, согласно которому правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, в случаях, предусмотренных двумя статьями раздела II КоАП, влекут за собой применение административного штрафа, максимальные размеры которого в 60 раз превышают его предельные значения, установленные применительно ко всем иным правонарушениям. Федеральным законом от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ введен новый вид административного наказания в виде обязательных работ на срок до 200 часов, применяемого исключительно при совершении рассмотренных выше правонарушений. Относительно штрафных санкций и обязательных работ усматривается общность публичных санкций, применяемых в соответствии с КоАП и УК. Обязательные работы уже давно рассматриваются в качестве одного из видов уголовных наказаний, при этом законодательством установлены тождественные обременения в отношении проступков и преступлений, это касается общих правил применения наказания (ср. ч.1 ст.49 УК с ч.1 ст.3.13 КоАП), предельных сроков его поденного отбывания (ср. ч.2 ст.49 УК с ч.2 ст.3.13 КоАП), ограничений при назначении наказания физическим лицам с особым юрисдикционным статусом (ср. ч.4 ст.49 УК с ч.3 ст.3.13 КоАП). Характерно, что к лицам, к которым не могут быть применены обязательные работы при совершении ими проступков, относятся должностные лица правоохранительной службы — уголовно-исполнительной системы, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, хотя при совершении ими преступлений такое наказание может быть назначено.

Определенная корреляция публичных санкций, применяемых при совершении преступлений и проступков, усматривается и при назначении наказания в виде штрафа. Предельные размеры административного штрафа, назначаемого гражданам или должностным лицам при совершении указанных правонарушений, посягающих на общественную безопасность и общественный порядок, составляет 300 и 600 тыс. руб. соответственно, однако применительно к преступлениям штрафные санкции, превышающие 500 тыс. руб., могут быть назначены только за тяжкие и особо тяжкие преступления. Таким образом, административный штраф, взимаемый с должностных лиц при совершении ими проступков, предусмотренных ч.4, 7 ст.20.2 и ч.2 ст.20.2_2 КоАП, может превышать размер штрафа, назначенного при совершении указанных преступлений.

Любые публичные санкции должны быть соразмерны общественной опасности деяния и, во всяком случае, в условиях правового государства ответственность, предусмотренная при совершении проступков, никогда и ни при каких условиях не может быть более обременительной, чем меры уголовного принуждения. Неадекватность новых мер административной ответственности обусловлена исключительно политико-правовыми предпосылками, стремлением предотвратить массовые протестные акции не мерами общественной санкции, но введением дополнительных запретов и ограничений. В этом контексте весьма показательны новые составы правонарушений, предусмотренные ч.1, 2 ст.20.2_2 КоАП, вводящие ответственность за организацию и проведение массовых публичных мероприятий, нарушающих общественный порядок. Диспозиция этой статьи крайне неопределенна, во всяком случае, правоприменителю сложно будет установить, в каких случаях организация массового единовременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах квалифицируется в качестве правонарушения и влечет за собой применение столь обременительных административных наказаний. В качестве общественно опасных последствий в случаях, предусмотренных ч.1, 2 ст.20.2_2 КоАП, квалифицируется сам факт нарушения общественного порядка, при этом не конкретизируются формы таких нарушений. Однако в соответствии с КоАП наказания могут быть применены только за определенные нарушения общественного порядка, такие нарушения всегда детализированы и формализированы соответствующим правовым предписанием, устанавливающим ответственность за конкретное деяние, определенное диспозицией соответствующей статьи гл.20 КоАП. В отношении ст.20.2_2 КоАП не установлены родовые признаки деяния, не определена и его противоправная сущность, что заведомо несовместимо с квалификацией административного правонарушения.

Применительно к новеллам КоАП, вызвавшим столь очевидный общественный резонанс, следует отметить еще одно обстоятельство. В качестве одной из предпосылок внесения корректив, устанавливающих ответственность за проступки, инициаторы ссылались на использование зарубежного опыта европейских стран, США и Канады, где правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность караются весьма значимыми правоограничениями, прежде всего имущественного свойства. При рецепции зарубежного опыта следует принимать во внимание коренные различия стран Европейского союза, США, Канады и России в уровне социально-экономического развития. Россия на протяжении всей своей двадцатилетней истории становления и развития остается развивающейся страной и какие бы то ни было сопоставления ее общественно-политического потенциала и уровня жизни с указанными развитыми странами по меньшей мере неуместны. Введение штрафных санкций, сопоставимых с размером административного штрафа в странах Запада, свидетельствует лишь об их карательной сущности, такие санкции устанавливают имущественные обременения, несовместимые с достатком и социально-экономическими условиями жизни населения, они никак не содействуют превентивной сущности и предназначению административной ответственности.

В настоящем издании учебника уделено должное внимание обоснованию основных атрибутов административной ответственности, предпосылок применения публичных санкций и связанных с ними правоограничений. Читатель должен получить надлежащие сведения не только аналитического свойства, но и необходимые ему в правоприменении, при защите своих интересов от противоправных посягательств публичных и частноправовых лиц. Первоочередное внимание в книге уделяется исследованию действующих источников административного законодательства и правореализационных процедур, при изучении текста читатель должен выработать в себе надлежащие навыки не только в целях правильного толкования и применения соответствующего истолкования, но и для защиты своих правоохраняемых имущественных и публичных интересов.

РАЗДЕЛ I Общая часть

Глава 1 Административная ответственность и публичное принуждение

В результате изучения данной главы студент должен:

знать основные теоретические постулаты административной ответственности, в том числе понятия, определения и дефиниции;

уметь отграничивать меры административной ответственности, установленные КоАП, от иных мер публичного принуждения;

владеть понятийным аппаратом, установленным Общей частью КоАП.

1.1. Понятие и предназначение административной ответственности

Административная ответственность устанавливает меры физического и морального принуждения, применяемые к лицу, виновному в совершении административного правонарушения, ограничивающие личные имущественные права нарушителя, либо его публичные права. Введение правоограничений в этих случаях тождественно установлению дополнительных обязанностей нарушителя (т.е. права нарушителя обременяются посредством установления его публичных обязанностей).

Применение мер административной ответственности всегда обусловлено совершением административного правонарушения (проступка), следствием которого является назначение санкции (административного наказания). Административная ответственность обеспечивается бессудными властными принудительными действиями (мерами административного пресечения) в отношении лица, подозреваемого в совершении проступка.

Так, административное задержание лица, подозреваемого в совершении правонарушения, так же как и меры административного пресечения, ограничивающие имущественные права физического, юридического лица (например, арест товаров, транспортных средств и иных вещей), в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, назначаются и исполняются уполномоченным должностным лицом и относятся к мерам бессудного принуждения.

1.2. Административная ответственность в системе мер властного принуждения

Меры административного (бессудного) принуждения установлены не только КоАП, они регламентируются также таможенным законодательством, законодательством о налогах и сборах (в части принудительных действий, обусловленных проведением налогового и таможенного контроля), законодательством о лицензировании и иным законодательством, устанавливающим публичные санкции за нарушение норм и правил, предусмотренных соответствующим федеральным законом.

Административное принуждение представляет собой публичную властную деятельность должностного лица государственного органа, сопряженную с обременениями имущественных и личных неимущественных прав лица, и, как следствие, — с причинением морального, репутационного, физического (телесного) вреда или имущественного ущерба.

Административная ответственность обеспечивается посредством публичных санкций, административных наказаний и мер административного пресечения.

Публичные санкции применяются только при совершении правонарушений, установленных соответствующим федеральным законом. К публичным санкциям ad hoc относятся депортация, реквизиция и административная конфискация, предусмотренные соответственно п.1 ст.242 и п.2 ст.243 ГК. К публичным санкциям относятся также меры, влекущие обременения имущественного статуса лица, например приостановление действия или аннулирование (отзыв) лицензии или иного разрешительного документа по решению лицензирующего органа. Публичные санкции применяются независимо от привлечения нарушителя к мерам административной ответственности, установленным КоАП (т.е. они могут быть применены наряду с административным наказанием).

Административные наказания применяются при совершении правонарушений, установленных Особенной частью КоАП.

Применение административных наказаний, установленных законом субъекта РФ (см. ч.1 ст.1.1, ч.1 ст.2.10, ч.3 ст.3.2 КоАП), во всяком случае, относится к оспоримым действиям, поскольку по смыслу ч.3 ст.55 Конституции РФ имущественные и физические ограничения, сопряженные с административным наказанием, могут быть установлены только федеральным законом.

В случаях, предусмотренных КоАП, меры административного принуждения представляют собой соподчиненные процессуальные действия, в соответствии с которыми назначению административного наказания предшествует применение соответствующей меры пресечения.

Меры административного пресечения применяются в отношении лица, подозреваемого в совершении правонарушения, и влекут за собой имущественные и нематериальные обременения. В отличие от административных наказаний, вследствие которых возникают те же правоограничения, меры административного пресечения применяются на бессудной основе, т.е. по решению уполномоченного публичного органа или его должностного лица.

Меры административного принуждения предусматривают введение условных (эвентуальных) имущественных обременений или непосредственных (директивных) ограничений права собственности на данную вещь, либо посредством таких мер устанавливаются ограничения отдельных имущественных правомочий.

Меры эвентуального воздействия предусматривают введение бессрочных запретов или ограничений на осуществление предпринимательской деятельности либо запретов (ограничений), обусловленных конкретным сроком. Применение таких мер влечет за собой приостановление действия разрешительных документов, устанавливающих специальное право либо их аннулирование. К рассматриваемым мерам относятся приостановление или прекращение действия следующих документов, санкционирующих коммерческую деятельность нарушителя:

— разрешения на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, применительно к которым установлены меры экспортного контроля (п.6 ст.22 Федерального закона от 18 июля 1999 года N 183-ФЗ «Об экспортном контроле»);

Федеральными законами установлены также иные меры публичного санкционирования, предусматривающие наделение лица специальным правом и влекущие прекращение правомочий нарушителя.

К документам, устанавливающим правомочия субъекта коммерческой деятельности, относятся также лицензии, выдаваемые наряду с другими разрешительными документами либо независимо от получения заявителем таких документов. Федеральные законы определяют последовательность введения публичной санкции применительно к конкретному правоотношению, при этом в одних случаях аннулированию (отзыву) лицензии предшествует приостановление ее действия, а в других — эти административные санкции применяются независимо друг от друга.

В частности, в соответствии с п.6 ст.22 Федерального закона от 18 июля 1999 года N 183-ФЗ лицензия может быть аннулирована лицензирующим органом без предварительного уведомления и без применения санкции в виде приостановления действия лицензии, однако применительно к Федеральному закону от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ст.20) аннулированию лицензии предшествует приостановление ее действия.

В зависимости от особенностей регулируемого правоотношения аннулирование (отзыв) разрешительного документа у юридического (физического) лица — нарушителя влечет за собой прекращение его коммерческого статуса, при этом у него сохраняются публичные обязанности, т.е. прекращение гражданской дееспособности лица не влечет за собой утрату его административной дееспособности.

Указанные правовые последствия наступают при исключении субъекта таможенной деятельности из специальных реестров (см. ч.1 ст.54 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).

Меры эвентуального воздействия применяются по факту правонарушения, предусмотренного федеральным законом, устанавливающим превентивные санкции. Такие меры всегда применяются ad hoc и влекут за собой косвенные имущественные ограничения, не предусматривающие изъятие вещи, но обременяющие конкретные вещные права или их совокупность. В отличие от них меры директивного воздействия предусматривают принудительное изъятие у лица движимой вещи, находящейся у него в собственности или на иных законных основаниях.

При этом изымаемая вещь всегда имущественно обособлена и соответствует правовым критериям, установленным федеральным законом.

Контрольные вопросы и задания

1. Что следует понимать под административной ответственностью?

2. Что включают в себя меры внесудебного принуждения?

3. В чем предназначение мер административного принуждения?

4. В чем различия административных наказаний и публичных санкций и что между ними общего?

5. Дайте понятие мер административного пресечения. Соотносятся ли такие меры с административными наказаниями?

6. Назовите правовые предпосылки применения публичных санкций и административных наказаний.

ГЛАВА 2 Законодательство об административных правонарушениях

В результате изучения данной главы студент должен:

знать структуру законодательства об административных правонарушениях;

Административная ответственность

Административная ответственность выступает как разновидность юридической ответственности и административного принуждения.

Административная ответственность –это вид юридической ответственности, который определяет обязанности лица претерпевать определенные лишения государственного – властного характера за совершенное административное правонарушение.

Законодательство Российской Федерации об административной ответственности состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

В Общей части Кодекса определенны субъекты административной ответственности, предусмотрены условия привлечения к административной ответственности, виды административных наказаний и правила их назначения и т.д. Особенная часть Кодекса содержит конкретные составы административных правонарушений применительно к объектам посягательства и к сферам деятельности государства. Статьями особенной части определены санкции за каждый из составов правонарушений, урегулировано производство по делам об административных правонарушениях.

Наряду с общими признаками юридической ответственности административная ответственность характеризуется следующими особенностями:

· основанием административной ответственности является административное правонарушение;

· субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица;

· административное наказание является мерой административной ответственности и применяется за совершение административных правонарушений.

Согласно ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

3) возмездное изъятие орудия или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального право, предоставленного физическому лицу;

· административные наказания применяются широким кругом полномочных органов и должностных лиц: судьями; комиссиями по делам несовершенно летних и защите их структурными подразделениями и территориальными органами; административными комиссиями; иными государственными органами.

Привлечение к административной ответственности, применение некоторых видов административных наказаний может происходить во внесудебном порядке, что отличает этот вид ответственности от гражданской и уголовной;

· административные взыскания налагаются полномочными субъектами на не подчиненных им правонарушителей;

· применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы;

· меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, юридическая ответственность предполагает, что нарушитель претерпевает неблагоприятные для себя последствия, т.е. происходит осуждение его поведения со стороны государства. Это относится и к административной ответственности, наиболее характерными особенностями которой являются: основание – административное правонарушение и мера – административное наказание.

Виды административных наказаний:

1. Предупреждение – меры административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносятся в письменной форме.

2. Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:

1) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (далее – минимальный размер оплаты труда);

2) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда и не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда – для граждан, для должностных лиц – пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц – одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

1. Возмездное изъятие – мера административного нарушения, состоящая в принудительном изъятии предмета. который являлся орудием правонарушения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие охотничьего оружия. боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не применяется к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

2. Конфискация – принудительное безвозмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения. Например, ст. 14.10 КоАП за незаконное использование чужого товарного знака предусматривает конфискацию предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака. Конфискация РФ, согласно которому никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

3. Лишение специальных прав (права управления транспортным средством, права охоты и т.д.) – применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этих прав. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет. Лишение права управления транспортными средствами не применяется к инвалидам, за исключением случаев управления в состоянии опьянения.

Лишение специального права в виде управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в уставном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Лишение специального права в виде охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

4. Административный арест – применяется за правонарушение, близкие к преступлениям, либо за повторные грубые административные правонарушения. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток (ст. 3.9 КоАП).

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к а) беременным женщинам; б) женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет; в) лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет; д) инвалидам I и II групп.

Административный арест назначается судьей.

5. Выдворение за пределы Российской Федерации иностранных лиц и лиц без гражданства.

6. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Особую область представляет административная ответственность организаций. Организации признаются субъектами нарушений, влекущих административную ответственность, если ими не соблюдаются нормы земельного, налогового законодательства, законодательства об охране окружающей среды, нарушаются требования государственных стандартов в области строительства, санитарных норм и т.д. основной мерой административной ответственности, применяемой к организациям, является штраф. Кроме штрафа, возможно приостановление действия лицензии на осуществление строительной деятельности или на право торговли сроком до трех месяцев.

Административная правоспособность – это признаваемая за личностью возможность быть субъектом административного права, способность вступать в административно-правовые отношения, т.е. иметь права и обязанности административно-правового характера. Основные права и свободы человека принадлежат ему от рождения (ст. 17 Конституции РФ), но некоторые, особенно в сфере управления, лицо может приобрести и позже, а прекращаются они иногда еще до его смерти.

Административная дееспособность – это способность лица своими личными действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести в соответствии с ними ответственность.

Система мер административных наказаний

К лицам, совершившим административное правонарушение, применяются санкции, именуемые административными наказаниями. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Перечень видов административных наказаний, закрепленный в КоАП РФ, является исчерпывающим.

Все административные наказания принято подразделять по различным критериям на виды.

1. Среди административных наказаний по содержанию карательного воздействия выделяют:

— меры морально-правовые (предупреждение);

— меры имущественного характера (штраф, конфискация, возмездное изъятие);

— меры, ограничивающие личные свободы (административный арест, административное выдворение);

— меры организационного характера (лишение прав, дисквалификация, административное приостановление деятельности).

2. В зависимости от последствий их применения административные наказания делят на:

— меры исправительно-воспитательного воздействия (штраф, арест, дисквалификация);

— меры, создающие невозможность совершения других правонарушений (конфискация, возмездное изъятие).

3. В зависимости от длительности состояния наказанности выделяют:

— единовременные (разовые) административные наказания, такие, как штраф, предупреждение, конфискация, возмездное изъятие, административное выдворение;

— длящиеся административные наказания, то есть растянутые во времени (административный арест, дисквалификация, лишение специального права, административное приостановление деятельности).

4. В зависимости от субъекта ответственности административные наказания делят на:

— применяемые исключительно в отношении физических лиц (лишение специального права, арест, дисквалификация, административное выдворение);

— применяемые как к физическим, так и к юридическим лицам (предупреждение, штраф, конфискация, возмездное изъятие, административное приостановление деятельности).

5. Выделяют административные наказания, которые могут применятся только в судебном порядке (конфискация, возмездное изъятие, арест, лишение специального права, дисквалификация), а также те, которые могут быть назначены и судьями (судами), и исполнительными органами (должностными лицами), а также иными субъектами (комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, административными комиссиями и другими). В административном порядке КоАП РФ разрешает применять только предупреждение, штраф и в особых случаях — административное выдворение за пределы России.

6. В соответствии со ст. 3.3 КоАП РФ возмездное изъятие и конфискация предметов, административное выдворение могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных наказаний, а все остальные санкции могут быть только основными наказаниями. Основным Законом признаются административные наказания, назначаемые самостоятельно, а не в качестве дополнения к другим административным наказаниям.

Если статьей Особенной части КоАП РФ предусмотрена возможность применения к виновному и основной, и дополнительной административной санкции, то на лицо, совершившее правонарушение, могут быть наложены сразу два наказания: одно основное и одно дополнительное.

В санкциях ряда статей Особенной части КоАП РФ содержатся дополнительные санкции. В одних случаях применение дополнительного наказания допускается на альтернативной основе (например, санкция ст. 14.2 — штраф «с конфискацией… или без таковой»). Значит, по усмотрению судьи, органа (должностного лица), рассматривающего дело, дополнительное наказание может либо применяться, либо не применяться. В других случаях санкции Особенной части КоАП РФ предусматривают обязательное одновременное применение основного и дополнительного наказания (например, ст. 14.10 — штраф с конфискацией). В подобных случаях субъекты административной юрисдикции обязаны налагать на виновного наряду с основным и дополнительное административное наказание.

7. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ, ч. 3 ст. 3.2 КоАП РФ, все административные наказания можно поделить на устанавливаемые централизованно и децентрализовано. Централизованно может быть установлено любое из девяти наказаний, а децентрализовано — законами субъектов РФ об административных правонарушениях: только предупреждение и штраф.

Согласно ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) Предупреждение. Суть его заключается в официально выраженной отрицательной оценке поведения нарушителя (физического или юридического лица) со стороны государства. По содержанию это мера морально-правового воздействия. На лестнице административных наказаний предупреждение занимает первую ступеньку как самое легкое по карательному воздействию. Одновременно оно служит предостережением о недопустимости совершения противоправных действий в будущем. Обычно предупреждению подвергаются лица, впервые совершившие малозначительные правонарушения (не следует путать их с часто встречающимися устными замечаниями, сделанными на месте нарушения сотрудником милиции в адрес лиц, нарушивших, к примеру, правила дорожного движения).

Предупреждение тогда является административным наказанием, когда зафиксировано письменно. Предупреждение применяется в случаях, когда оно прямо предусмотрено в качестве меры ответственности, а не вместо другого административного наказания.

Любое административное наказание налагается на основе материалов имеющегося дела об административном правонарушении, по результатам его рассмотрения компетентным субъектом и путем вынесения письменного акта — постановления по делу. Именно поэтому в ст. 3.4 прямо закреплено правило, что предупреждение выносится в письменной форме. Устные предупреждения о недопустимости противоправного поведения, которые должностные лица делают гражданам, организациям, конечно же, не могут рассматриваться как наказание. Также не являются административным наказанием и письменные предупреждения (предписания, предостережения), которые направляются гражданам и организациям, но не в порядке производства по делу об административном правонарушении и не оформленные постановлением по делу.

О профилактической роли административного воздействия свидетельствует широкое применение такой меры пресечения, как предупреждение о прекращении противоправного поведения (ряд государственных инспекций дают предписания). Данная мера состоит в том, что нарушителю разъясняют противоправный характер его действий, обязывают их прекратить, устранить допущенные нарушения и предостерегают о возможности применения более строгих мер принуждения. Это производится письменно компетентным государственным органом, одновременно может быть установлен конкретный срок выполнения обязанности.

Предупреждение о прекращении противоправного поведения является самостоятельным пресекательным средством, если закон устанавливает, что вначале к нарушителю должна применяться эта мера, а в случае дальнейшего неисполнения правовой обязанности, более строгая. Так, снести самовольно возведенное строение, сооружение можно, если и после сделанного ему предупреждения лицо продолжает нарушать закон.

Предупреждение о прекращении противоправного поведения производится, когда правонарушение еще не окончено, с целью пресечения противоправного поведения и в установленных законодательством случаях является обязательным первым принудительным средством. Во избежание путаницы было бы целесообразно рассматриваемое средство воздействия называть предостережением.

Административный штраф. Это денежное взыскание, налагаемое за административные правонарушения. Штраф как мера принуждения известен ряду отраслей права, и чтобы отличить данный вид наказания от уголовного и иных его разновидностей, в КоАП РФ его назвали административным.

Такую имущественную санкцию, как штраф, то есть взыскание определенной денежной суммы, в борьбе с административными правонарушениями используют чаще всего. Административную ответственность без всякого преувеличения можно назвать «штрафной», так как почти 90% виновных в совершении таких деяний подвергаются штрафу. Все статьи Особенной части КоАП РФ, за исключением ч. 2 ст. 20.25, содержат такую санкцию, как штраф.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий