Основания для выездной налоговой проверки
Среди бухгалтеров с давних пор периодически появляется слух, что в УФНС есть файл о планируемых на ближайшие год или три налоговых проверках. Некоторые отчаянные головы пытаются раздобыть его, но ничего не выходит. Потому что на самом деле такого файла нет.
К слову, выездная проверка не планируется в Москве, она инициируется местной инспекцией, которая назначает ее по итогам полученных данных. Давайте рассмотрим, какие данные могут к этому привести.
Почему я?!
Выездная проверка дело дорогостоящее для инспекции – практически на год несколько инспекторов выпадают из работы в отделе и находятся в офисе проверяемой организации. Примерно лет семь назад, проверки проводились следующим образом: инспектор приходил в фирму, находил ошибки, начислял штрафы и получал процент от начисленных штрафов. Вот только в 50% случаев получить начисленное не удавалось. Надо учитывать, что проверка стоит денег не только налогоплательщику, но и ФНС. В Должностном регламенте ФНС, который утверждает начальник инспекции или управления по соответствующему региону, установленно, что инспектор должен быть оштрафован за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Какие инспекторам платят премии, мы не знаем – все это находится в документах под грифом «Для служебного пользования». Но согласно вышеупомянутому регламенту проверяющих обязали приносить деньги в бюджет, а не просто начислять налоги и штрафы.
Из всего этого следует, что инспектор придет к тому, кто способен заплатить. Пусть у «Рога и копыта» ошибок больше, чем в диктанте у двоечника, но, если у них за последние годы одни убытки, на счетах деньги появляются нерегулярно, да и те быстро уходят на оплату долгов, то идти к ним нет никакого смысла – с них нечего взять. Но то, что у вас прибыльный бизнес, еще не значит, что инспектора сбегутся к вам, для этого все же нужны основания. Ради 10 000 руб. штрафа к фирме, скорее всего, не придут.
Сценарии выездных проверок
Сценариев выездных проверок всего два: проверка на работу с недобросовестными поставщиками и дробление бизнеса. Рассмотрим их более подробно.
Пример 1
Работа с недобросовестными поставщиками.
Чаще всего с этим сталкиваются организации и ИП, работающие с грузоперевозками. Если вам регулярно приходится обращаться к услугам сторонних перевозчиков, то будьте готовы к тому, что вы можете столкнуться с работой с фирмами-однодневками. ФНС обязала нас проверять своего контрагента на добросовестность (общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемым налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (утвержденный Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Но если требуется перевезти много грузов и в короткие сроки, то иногда можно не успеть всех проверить или соблазниться ценой, которая существенно ниже, чем у конкурентов.
Допустим, несколько раз за квартал организация приобретала услугу по перевозке у одного поставщика, потом у другого, подобного первому, а через время выяснилось, что это были фирмы-однодневки, которые со своих оказанных услуг налогов не платили, отчетность не сдавали. В ходе камеральной налоговой проверки (подтверждение расходов по налогу на прибыль) организации может прийти требование из налоговой, о том, что у нее есть счет-фактура, а у поставщика нет. В одном случае могут быть поданы документы, в которых указано, что были расходы, только вот такой организации уже нет и она никаких налогов не заплатила с этой сделки; во втором случае, может быть предоставлена счет-фактура, а поставщик, оказывается, вообще не сдал декларацию, и все попытки его разыскать заканчиваются ничем.
Можно несколько раз «обжечься» таким образом. Даже если фирма выиграет дело в суде против инспекции по нескольким сделкам, в ИФНС все равно будет собрана пухленькая папка, в которой будут учтены все такие сделки, и по их совокупности организацию могут счесть практикующей уход от налогов. И если в ходе камеральных проверок выявлено столько нарушений, то при выездной проверке у организации точно можно найти, что требуется, и получить деньги для бюджета.
Пример 2
Дробление бизнеса.
Вот тут нужно учесть тонкую грань между дроблением бизнеса и реальной необходимостью в работе нескольких фирм. Если вы занимаетесь продажей запчастей, кто-то из ваших родственников по рыночной цене сдает вам в аренду торговую площадь, кто-то занимается доставкой, опять же по рыночным ценам, то это не схема. Тут все обосновано, нет дублирования услуг, завышения сумм оказания услуг для уменьшения налоговой базы, тоже нет.
Или, допустим, у фирмы есть магазин на ЕНВД. Налог рассчитывается от площади, которая весьма велика – 150 кв.м (согласно пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ — это лимит для применения ЕНВД). Не стоит при этом разбивать торговый зал на три ИП (условно «на себя, жену и сына»), потому что торговый зал один, торгуют там одни и те же лица, везде одно и тоже оформление, сразу видно, что магазин один, а не три разных. Это уже схема дробления бизнеса, и фирму сразу же снимут со спецрежима и доначислят налог, и штраф тоже выпишут.
В Интернете часто можно встретить заголовки «Легальная схема для резкого уменьшения налогов», но надо помнить, что у ИФНС есть предельные значения налоговой базы в среднем по отрасли для каждого региона и по каждому налогу. Если организация из квартала в квартал будет ходить по грани, ни к чему хорошему это не приведет. К тому же, у ФНС есть доступ к базам банков, ФМС, ГИБДД, ФСС, таможни, не считая арсенала самой ФНС, поэтому утаить что-либо очень сложно. Инспектор, скорее всего, будет знать, что и в какой сумме унаследовала 10 лет назад троюродная племянница жены соучредителя фирмы.
Прочее критерии
Навести инспектора на мысль о проверке могут и другие факторы. По отдельности они мелкие и особой опасности налогоплательщику не несут, а вот в совокупности дают повод наведаться к вам. Уже упомянутая низкая налоговая нагрузка (Приказ ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007) может стать одним из оснований для выездной проверки, за этим стоит следить. Пределы налоговой нагрузки можно узнать на сайте ФНС (nalog.ru). Все предельные значения – по заработной плате (минимальный размер), по предельным нормам спецрежимов или расходам ИП (расходы практически полностью перекрывают доходы) – лучше устранить.
Если у фирмы в течение года идут убытки, и она ничем не может это объяснить – тем, например, что осваивает новые рынки сбыта, из-за чего товар продается по низкой цене, покупает дорогое оборудование, работа сезонная и прочее, – то организации следует мобилизовать силы и устранить проседание бизнеса. Иначе инспекция заинтересуется, зачем они ведут убыточную деятельность.
Бывает и такое: выручка у компании большая, а сотрудников два или три человека. Может, они стахановцы, но, скорее всего, тут что-то нечисто.
Еще привлечь внимание может частая сдача корректировочных деклараций, но этим страдают многие добропорядочные организации, и инспекция может закрыть на это глаза. Однако этим все равно лучше не увлекаться: если фирма не пострадает от инспекции, так потенциальный покупатель, проверяя организацию на благонадежность, увидит большое количество уточненок и может решить, что это ненадежный деловой партнер.
Если ваша организация соответствует указанным выше критериям, это еще не означает, что угроза неотвратима. Нужно только подтвердить все операции документально и обосновать правомерность своих действий.
Камеральные проверки: что чаще всего находят налоговики
Не так давно в Публичной декларации целей и задач на 2020 год ФНС перечислила 8 ключевых направлений своей деятельности по созданию благоприятной налоговой среды ( аминь ). Направление первое: налоговый контроль на основе риск-анализа и побуждение налогоплательщика к добровольному исполнению своих обязательств — развитие инструментов риск-анализа, дистанционного автоматизированного контроля и мониторинга.
За время карантина, да и после него, поступления в бюджет упали. Доходы компаний также снизились. Организациям и ИП были оказаны меры по поддержке в условиях пандемии:
- отсрочка сдачи отчетности;
- отсрочка многих платежей в бюджет;
- отмена налоговых проверок на период самоизоляции.
А теперь что? Основной задачей жизнедеятельности налоговой службы является пополнение бюджета. Для этого она анализирует. Анализирует, чтобы пополнить. А чтобы проанализировать — проверяет.
Камеральная налоговая проверка — это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа.
Порядок и сроки проведения камеральной проверки установлены статьей 88 НК РФ и подробно описаны на сайте ФНС :
- Камеральная проверка начинается после того, как налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию или расчет. Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа или разрешения налогоплательщика;
- Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику не направляется;
- Камеральная проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня представления декларации в налоговый орган;
- Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки, расхождения или несоответствие сведений, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить пояснения и/или внести исправления в налоговую декларацию.
Пояснения к налоговой декларации можно представить в письменном виде лично, почтовым отправлением либо по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи в течение 5 рабочих дней со дня получения требования. Внесение изменений в декларацию осуществляется путем подачи уточненной декларации.
Формировать, отправлять отчеты, получать требования от налогового органа и отвечать на них можно при помощи сервиса 1C-Отчетность .
В ходе камеральной проверки налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика дополнительные сведения и документы.
Возможные действия налогового органа при проведении камеральной проверки
- истребование документов у налогоплательщика;
- истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц;
- допрос свидетелей;
- проведение экспертизы;
- участие переводчика, эксперта;
- осмотр документов и предметов (с согласия налогоплательщика).
Проверяя отдельную декларацию либо расчет, налоговик анализирует всю отчетность налогоплательщика за период, к которому проверяемый документ относится. Вот при этом анализе и выявляются нарушения. Анализируются все данные, которые удается узнать о проверяемом налогоплательщике: полученные из внешних источников, от контрагентов, сведения о прошлых камеральных проверках.
Самые распространенные нарушения, выявляемые при камеральных налоговых проверках
Налогоплательщик сдал отчетность, по которой определяется расхождение между налоговыми базами НДС и налога на прибыль и сразу посыпались запросы из инспекций с требованием предоставить пояснения. Нужно ли писать пояснения в ответ на запрос, ведь показатели в декларациях не должны совпадать, разве налоговики об этом не знают? Если в организации множество филиалов, то сколько запросов она получит?
Чтобы выработать единый подход к формированию пояснений при неправомерных запросах (а ответ давать все равно придется), нужно оптимизировать работу бухгалтерии, т.е. автоматизировать. В предприятиях, которые имеют обособленные подразделения, разрозненные территориально, этот процесс возможно организовать, подключившись к облачной системе учета .
Несоответствие данных 6-НДФЛ и расчета по страховым взносам — та же история, что и при расхождениях между базами по НДС и налогу на прибыль. Налоговики сравнивают несравнимые базы.
Неполный комплект документов при возмещении НДС или по убыткам. Подавая сумму налога к возмещению, компания должна быть готова к тому, что к отчету будет пристальное внимание со стороны налоговиков, поэтому заранее должна подготовить необходимые документы — счета-фактуры, первичные документы, книги покупок и продаж.
Еще ряд ситуаций, когда от ФНС наверняка последуют вопросы:
- восстановление НДС с авансов;
- завышение расходов;
- занижение выручки;
- несоответствие физического показателя количества работников данным 6-НДФЛ — это у вмененщиков, при патентной системе или при проверке РСВ;
- не представлены документы, подтверждающие налоговые льготы.
Конечно встречаются еще и арифметические ошибки. Даже если нарушения фактически нет, дать пояснения все равно нужно, не объяснишь — заблокируют счет.
90% нарушений и ошибок допущены по причине банальной невнимательности , которая может дорого обойтись организации. Поэтому доверить формирование отчетов, заполнение форм, сопоставление и анализ данных различных отчетов лучше автоматизированной системе, например, такой, как 1C-Отчетность .
Кроме того, чтобы подготовить ответ и собрать необходимые документы нужно время, а сроки предоставления пояснений ограничены. Значит нужно, чтобы все необходимое было под рукой, даже если вы находитесь в командировке или на отдыхе (налоговая не станет ждать вашего возвращения и имеет право отказать в отсрочке). Подключайтесь к облачной 1С и ваша бухгалтерия всегда будет рядом — достаточно выйти в интернет.
Обмен документами с контрагентами организуйте при помощи электронного документооборота 1C: СтартЭДО . Не придется делать копии бумажных экземпляров для ответа на требование, сшивать их и заверять или запрашивать дубликаты у контрагента при утрате оригиналов. Даже сканировать документы для отправки в ФНС не потребуется.
Пусть бухгалтерия работает спокойно даже при регулярных камералках. Оставьте свои координаты в форме ниже — расскажем как просто подключить онлайн-бухгалтерию, электронную отчетность и ЭДО:
Мнение «Scloud — аренда 1С в облаке» может не совпадать с мнением редакции «Клерка». Хотите высказаться сами?
Наиболее частые нарушения выявляемые ФНС
Перечень частых нарушений обязательных требований по налоговому контролю
Пункт, статья части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), которая была нарушена
Описание нарушения законодательства о налогах и сборах
1. Налог на прибыль организаций
ст. 246, ст. 247, ст. 248, ст. 249, ст. 250, п. 1 ст. 274 НК РФ
Занижение налоговой базы в результате применения схемы дробления бизнеса с использованием взаимозависимых лиц. (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2017 N 1440-О, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.11.2015 N 306-КГ15-7673 по делу N А12-24270/2014 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2016 N 674-ПЭК15 отказано в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации), постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.04.2016 по делу N А12-15531/2015 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2016 N 306-КГ16-7326 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации), постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21.06.2016 по делу N А76-21239/2014 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2016 N 309-КГ16-13438 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации), постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016 по делу N А03-15308/2015).
Неправомерное списание затрат организации по сносу домов на земельных участках, приобретенных с целью создания санитарно-защитных зон, единовременно в составе расходов, вместо включения их в первоначальную стоимость таких земельных участков. (Определение Верховного суда Российской Федерации от 03.09.2014 N 307-ЭС14-314).
ст. 264, 265, 318, 319 НК РФ
Неправомерное отнесение отдельных связанных с производством товаров (работ, услуг) затрат к косвенным расходам, в случае наличия реальной возможности отнести их к прямым, применив экономически обоснованные показатели. (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.08.2017 N Ф03-2571/2017 по делу N А04-10568/2016 (Определением Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2017 N 303-КГ17-17016 отказано в передаче дела N А04-10568/2016 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления), Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 05.06.2018 N Ф06-32863/2018 по делу N А12-26817/2017 (Определением Верховного Суда Российской Федерации от 19.09.2018 N 306-КГ18-13685 отказано в передаче дела N А12-26817/2017 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления)).
ст. 252, 365 НК РФ
Неправомерное включение в состав расходов необоснованных и экономически неоправданных затрат на аренду (субаренду) недвижимого имущества. (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.08.2018 N Ф01-3236/2018 по делу N А29-347/2016, Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.04.2018 N 02АП-767/2018 по делу N А29-347/2016).
ст. 255, 270 НК РФ
Завышение расходов в результате отнесения к расходам на оплату труда расходов в виде стоимости бесплатно предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации питания и продуктов, не предусмотренных трудовым и (или) коллективным договором. (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.03.2018 N Ф06-30828/2018 по делу N А55-10742/2017, Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2017 N 11АП-14273/2017 по делу N А55-10742/2017).
п. 1 ст. 252, ст. 253, пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ
Необоснованное завышение расходов путем оформления сделок с фирмами-однодневками (документы, представленные налогоплательщиком в подтверждение расходов, содержат недостоверные и неподтвержденные данные, соответственно не могут служить в качестве документов, подтверждающих расходы в целях исчисления налога на прибыль организаций) и взаимозависимых лиц при отсутствии реальности операций по документам содержащим недостоверные сведения. (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2017 N 307-КГ16-19481 по делу N А21-5397/2015, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.10.2016 по делу N А21-5397/2015).
2. Налог на добавленную стоимость (НДС)
ст. 169, 171, 172 НК РФ
Необоснованно включены в состав налоговых вычетов суммы НДС по взаимоотношениям с фиктивными фирмами, приняты к вычету суммы НДС без подтверждающих документов и/или на основании счетов-фактур содержащих недостоверные сведения (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.07.2018 N Ф03-2686/2018 по делу N А04-9820/2017, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.04.2018 N Ф07-1838/2018 по делу N А44-2667/2017, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.03.2018 N Ф03-40/2018 по делу N А24-977/2017, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 10.04.2018 N 304-КГ18-2806 по делу N А27-25566/2016 и др.)
ст. 146, 154, 171, 172, 173, 174 НК РФ
Занижение налоговой базы в результате применения схемы дробления бизнеса с использованием взаимозависимых лиц. (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2017 N 1440-О, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.11.2015 N 306-КГ15-7673 по делу N А12-24270/2014 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2016 N 674-ПЭК15 отказано в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации), постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.04.2016 по делу N А12-15531/2015 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2016 N 306-КГ16-7326 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации), постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21.06.2016 по делу N А76-21239/2014 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2016 N 309-КГ16-13438 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации), постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016 по делу N А03-15308/2015).
Занижение налоговой базы на суммы погашенной заемщиком задолженности по договору займа, а также при передаче товара в счет отступного по договору займа. (Постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2016 N 11АП-17790/2015, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2017 N 309-КГ16-13100 по делу N А50-20135/2015).
Занижение налоговой базы в результате неправомерного применения освобождения от налогообложения НДС, в частности, в случае выполнения работ (оказания услуг) налогоплательщиками, признанными в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами). (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 15.03.2018 по делу N АКПИ17-1162 (Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2018 N АПЛ18-213 данное решение оставлено без изменения)).
Невосстановление суммы НДС, принятой к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам, при переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы в соответствии с главами 26.2, 26.3 и 26.5 НК Российской Федерации. (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.06.2017 N Ф04-1879/2017 по делу N А27-15970/2016, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.06.2017 N Ф04-1770/2017 по делу N А45-5574/2016).
п. 14 ст. 187, п. 5 ст. 200 НК РФ
Неправомерное принятие к вычету суммы акциза, уплаченной по операции реализации алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции, завершившейся его возвратом. (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13.03.2018 N 592-О).
ст. 211, 227, 228 НК РФ
Занижение налоговой базы в результате неисчисления налога с дохода, полученного в натуральной форме. (Определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2016 N 53-КГ16-27, «Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.10.2015)).
Неисполнение налоговым агентом обязанности по представлению сведений о доходах физических лиц в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ при наличии сообщения, направленного налоговым агентом на основании п. 5 ст. 226 НК РФ. (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2018 N 305-КГ18-2857 по делу N А40-63378/2017).
5. Упрощенная система налогообложения (УСН)
п. 1 ст. 346.13, п. 1, 2 ст. 346.14 НК РФ
Изменение налогоплательщиком объекта налогообложения, указанного им в уведомлении о применении упрощенной системы налогообложения, после начала налогового периода. Выбор объекта налогообложения, сделанный в уведомлении о применении упрощенной системы налогообложения, является обязательным для налогоплательщика и не может быть изменен после начала налогового периода. («Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства», утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018).
Доходы, относящиеся к деятельности, облагаемой по патентной системе налогообложения, полученные в период применения упрощенной системы налогообложения, не отражены в налоговой базе по упрощенной системе налогообложения. Доходом, полученным в рамках патентной системы налогообложения, являются денежные средства, поступившие на расчетный счет налогоплательщика с момента, когда индивидуальный предприниматель находился на патентной системе налогообложения, и до момента, когда истекло действие патента. В том случае, когда оплата за ранее выполненные работы поступает в период применения упрощенной системы налогообложения, поступившие суммы должны учитываться при формировании налоговой базы по указанному специальному налоговому режиму. («Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства», утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018).
Невключение в состав доходов при исчислении налоговой базы суммы обеспечительного платежа (задатка), которая не была возвращена налогоплательщиком-арендодателем арендатору. («Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства», утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018).
ст. 346.16, 346.17 НК РФ
Неправомерное включение в состав расходов при исчислении налоговой базы расходов, которые не поименованы в исчерпывающем перечне расходов, установленном пунктом 1 статьи 346.16 НК Российской Федерации. («Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства», утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018).
Необоснованное уменьшение налогоплательщиком, применяющим УСН с объектом налогообложения в виде доходов, суммы налога на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование не в том налоговом периоде, в котором данный платеж был произведен. (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.04.2018 N 306-КГ18-2221 по делу N А57-4780/2017, решение Арбитражного суда Саратовской области от 10.05.2017 по делу N А57-4780/2017, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2017 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30.11.2017 по тому же делу, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.05.2018 N 307-КГ16-21003 по делу N А52-149/2016).
6. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)
Неправомерное применение системы налогообложения в виде ЕНВД по услугам и работам, подпадающим под общую систему налогообложения, или упрощенную систему налогообложения (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.01.2018 N 304-КГ17-21193 по делу N А67-7846/2016, решение Арбитражного суда Томской области от 10.03.2017 по делу N А67-7846/2016, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2017 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.09.2017 по тому же делу).
пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ
Необоснованное применение системы налогообложения в виде ЕНВД в результате осуществления деятельности путем формального деления площадей между взаимозависимыми лицами. (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.08.2018 N 304-КГ18-12160 по делу N А27-10485/2017, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2018, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.05.2018 по делу N А27-10485/2017)
Получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в виде применения ЕНВД и уклонения от уплаты налогов по общей системе налогообложения. (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.02.2017 N Ф02-7217/2016 по делу N А19-2320/2016, Определение Конституционного суда Российской Федерации от 04.07.2017 N 1440-О).
7. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Необоснованное применение ЕСХН при реализации сельскохозяйственной продукции и ее первичной переработки менее 70% в общем объеме полученных доходов от реализации товаров (работ, услуг). (Постановление Президиума ВАС Российской Федерации от 22.01.2013 N 9790/12 по делу N А76-11262/2011, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.05.2016 N Ф04-1441/2016 по делу N А46-10079/2015 (Определением Верховного Суда Российской Федерации от 19.09.2016 N 304-КГ16-11095 отказано в передаче дела N А46-10079/2015 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления).
8. Патентная система налогообложения
п. 2 ст. 346.25, п. 2 ст. 346.43 НК РФ
Несоответствие фактически осуществляемого вида деятельности виду деятельности, на который выдан патент, и, как следствие, неправомерное применение данного режима налогообложения. («Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства», утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018).
9. Налог на имущество организаций
Неправомерное применение налоговых льгот при несоответствии условиям применения льготы, в частности, в отсутствие критериев для определения классов энергетической эффективности нежилых зданий, строений, сооружений. (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2018 N 302-КГ18-4579 по делу N А19-6209/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2017 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.01.2018 по тому же делу, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2018 N 302-КГ18-4579 по делу N А19-6209/2017, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.04.2018 N 305-КГ18-501 по делу N А41-90181/2016).
Неправомерное применение пониженной налоговой ставки (налоговой льготы) в случае несоблюдения условий для их применения, в частности: в случае, когда магистральные трубопроводы, линии энергопередачи, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не участвуют в процессе передачи электроэнергии третьим лицам и используются организацией только для обеспечения собственных нужд. (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2018 N 309-КГ18-756, от 14.06.2017 N 308-КГ17-6698, от 11.10.2017 N 307-КГ-14399, от 07.11.2017 N 306-КГ-15755).
п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375, п. 25 ст. 381 НК РФ
Занижение налоговой базы в связи с неправомерным применением налоговой льготы по движимому имуществу, приобретенному у взаимозависимого лица (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2018 N 306-КГ18-3976 по делу N А12-10578/2017, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.06.2017 по делу N А12-10578/2017, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2017 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.01.2018 по тому же делу).
п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375, п. 4 ст. 376, ст. 379, 380 НК РФ
Занижение налоговой базы посредством приобретения и регистрации используемого в деятельности имущества на взаимозависимых лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения. (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2017 N 302-КГ16-20667 по делу N А74-9292/2015, решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 28.04.2016 по делу N А74-9292/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.07.2016 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.10.2016 по тому же делу).
10. Транспортный налог
п. 1 ст. 358, ст. 359 НК РФ
Невключение в налоговую базу транспортных средств, подлежащих регистрации в органах ГИБДД, Гостехнадзора. (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2018 N 308-КГ18-6424 по делу N А53-2888/2017, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2017 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.02.2018 по тому же делу, Постановление Президиума ВАС Российской Федерации от 07.06.2012 N 14341/11).
11. Земельный налог
п. 1, п. 2 ст. 394, п. 1 ст. 396 НК РФ
Занижение суммы налога, возникшей в результате применения неверных ставок по налогу, в частности, в случае, если земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного производства, используются не по целевому назначению. (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2018 N 306-КГ17-22570 по делу N А65-706/2017, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2017 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 24.10.2017 по тому же делу).
12. Страховые взносы
п. п. 5 п. 1, п. 6 ст. 427 НК РФ
Неправомерное применение пониженных тарифов страховых взносов в результате превышения предельной величины суммы доходов за налоговый период. Налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, в расчете по страховым взносам заявлены пониженные тарифы (20%). Налогоплательщик, осуществляя вид экономической деятельности, предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ, посчитал, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляет более 70 процентов в общем объеме доходов и деятельность является основной (условия для применения пониженных тарифов). Вместе с тем, при определении права на применение пониженных тарифов налогоплательщиком не учтены операции по продаже недвижимого имущества, которое использовалось в предпринимательской деятельности. В рамках налоговой проверки произведен перерасчет удельного веса доходов по основному виду деятельности, дающего право на применение пониженных тарифов. Сумма такого дохода (с учетом реализации недвижимости) составила менее 70 процентов, что указывает на отсутствие права на применение пониженных тарифов.
ст. 431, 432 НК РФ
Нарушение порядка исчисления и уплаты страховых взносов: занижение сумм страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащих уплате в бюджет; завышение сумм превышения произведенных расходов на выплату страхового обеспечения над исчисленными страховыми взносами по страховым взносам по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в связи с отсутствием учета сумм возмещенных территориальными органами ФСС России расходов.
Пункт, статья части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), которая была нарушена
Описание нарушения законодательства о налогах и сборах
1. Налог на прибыль организаций
Затраты организации по сносу домов на земельных участках, приобретенных с целью создания санитарно-защитных зон, списаны налогоплательщиком единовременно в составе расходов, а должны быть включены в первоначальную стоимость таких земельных участков. Указанный вывод содержится в Определении Верховного суда Российской Федерации от 3 сентября 2014 г. N 307-ЭС14-314.
2. Налог на добавленную стоимость (НДС)
п. 1 ст. 146, ст. 153 НК РФ
Занижение налоговой базы в результате неполного отражения реализации товаров (работ, услуг)
Занижение налоговой базы в результате неправомерного применения освобождения от налогообложения НДС
Занижение налоговой базы на стоимость безвозмездно переданного имущества
Невключение в налоговую базу строительно-монтажных работ, выполненных для собственного потребления
Неправомерное предъявление к вычету сумм НДС по операциям по приобретению имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами)
п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 154, пп. 2, п. 1. ст. 162, п. 1 ст. 166 НК РФ
Невключение в объект налогообложения суммы премий по программе утилизация автомобилей
п. 2 ст. 149, пп. 29 п. 3 ст. 149, п. 1 ст. 146 НК РФ
Занижение налоговой базы в результате неправомерного применения льготы
п. 1 ст. 154, п. 1 ст. 167 НК РФ
Занижение налоговой базы на суммы оплаты, частичной оплаты (авансы полученные) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг)
п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ
Неправомерное заявление вычетов сумм налога, исчисленных с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок, подлежащих вычету с даты отгрузки соответствующих товаров
Неправомерное применение пониженной налоговой ставки 10%, в частности, при реализации изделий медицинского назначения, не входящих в перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции
Необоснованное применение налоговой ставки 0% по реализации товаров на экспорт (исчисление сумм НДС с неподтвержденных экспортных операций)
Необоснованное заявление налоговых вычетов по НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) до момента определения налоговой базы по ставке 0% при реализации на экспорт сырьевых товаров
п. 1 ст. 164, п. 9 ст. 167, п. 3 ст. 172 НК РФ
При реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1, 2.1 — 2.8, 2.10, 3, 3.1, 8, 9, 9.1 и 12 пункта 1 статьи 164 НК РФ, неправильно определен момент определения налоговой базы при реализации товаров на экспорт
ст. 169, 171, 172 НК РФ
Необоснованно включены в состав налоговых вычетов суммы НДС по взаимоотношениям с фирмами-однодневками, приняты к вычету суммы НДС без подтверждающих документов и/или на основании счетов-фактур, содержащих недостоверные сведения
Необоснованное включение в состав налоговых вычетов сумм НДС при отсутствии счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, т.е. документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации
п. 4 ст. 149, п. 9 ст. 165, п. 4 ст. 170 НК РФ
Отсутствие раздельного учета при осуществлении операций, подлежащих налогообложению, экспортных операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), и неправомерное заявление в связи с этим вычетов по НДС
Неправомерное предъявление к вычету сумм НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций, не признаваемых объектами или при применении специальных налоговых режимов налогообложения
ст. 164, 166, 169, 171, 172 НК РФ
Включение в состав налоговых вычетов по НДС вычетов по транспортно-экспедиционным услугам по доставке импортных товаров от места их прибытия на территорию Российской Федерации, попадающих в соответствии с пп. 2.1 п. 1 статьи 164 НК РФ под налогообложение по ставке 0%
п. 5 ст. 173, п. 4 ст. 174 НК РФ
Неисчисление (неуплата) суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, лицами, не являющимися налогоплательщиками, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога
Невосстановление сумм НДС, ранее принятых к вычету при перечислении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), в том налоговом периоде, в котором суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) подлежат вычету в порядке, установленном статьями 171, 172 НК РФ
Невосстановление к уплате в бюджет суммы НДС, принятой к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, в том налоговом периоде, когда такие товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы и имущественные права использованы для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ
Невосстановление суммы НДС, принятой к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам, при переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы в соответствии с главами 26.2, 26.3 и 26.5 НК РФ
Невосстановление (неполное восстановление) сумм налога, предъявленных налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими капитального строительства основных средств, сумм налога, предъявленных налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и сумм налога, предъявленных налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства, по объектам основных средств, используемых в дальнейшем для осуществления необлагаемых операций
ст. 166, 171, п. 2 ст. 173 НК РФ
Неправомерное заявление вычетов по счетам-фактурам, за пределами установленного трехлетнего срока с момента окончания налогового периода, в котором возникло право на их применение
п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ
Необоснованное заявление налогового вычета сумм НДС, исчисленных с сумм оплаты (частичной оплаты), подлежащих вычету с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг) в объеме, превышающем суммы налога с реализации в этом налоговом периоде
ст. 146, 154, 171, 172, 173, 174 НК РФ
Занижение налоговой базы и неправильное исчисления налога в результате применения схемы дробления бизнеса с использованием взаимозависимых лиц
Неисполнение обязанности либо занижение налоговой базы налоговыми агентами по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДС (в частности, арендаторами федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации, муниципального имущества)
пп. 1 п. 3 ст. 24, п. 1, 2 ст. 161, п. 4 ст. 173, п. 4 ст. 174 НК РФ
Неправомерное неисчисление, неудержание и неуплата (в качестве налогового агента) НДС с перечисленных денежных средств за услуги, оказанные иностранной компанией, не состоящей на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика
пп. 1 п. 1 ст. 182, пп. 1 п. 2 ст. 187 НК РФ
Неполная уплата акциза в результате занижения объемов реализации спирта этилового и спирта этилового денатурированного, заявленных в налоговых декларациях
В результате сравнительного анализа налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, и данных ЕГАИС о поставке алкогольной продукции, выявлены факты занижения налоговой базы, которая не соответствует фактическому объему отгруженной продукции, зафиксированной в системе ЕГАИС
абз. 3 п. 2 ст. 195, п. 1, 2 ст. 198 НК РФ
Неправомерное предъявление к вычету сумм НДС и акцизов по возврату алкогольной продукции путем представления недостоверных документов
Неправомерное применения налоговых вычетов сумм акциза, исчисленных при совершении операций, указанных в пп. 29 п. 1 ст. 182 НК РФ, в отношении средних дистиллятов, приобретенных до 01.01.2016
Занижение налоговой ставки для исчисления сумм акциза. Налогоплательщиком получена налоговая выгода при занижении ставок акцизов в результате составления формального документооборота по реализации алкогольной продукции собственного производства без фактической реализации в данном налоговом периоде и реализации этой же продукции в более позднем налоговом периоде, когда действуют более высокие ставки акцизов
п. 1 ст. 201, п. 2 ст. 198 НК РФ
Необоснованное предъявление налоговых вычетов по акцизам на пиво без фактической оплаты
Неполная уплата акциза в результате занижения объемов реализации пива и пивных напитков, заявленных в налоговых декларациях
Необоснованное завышение налоговых вычетов по акцизам на авиационный керосин без фактического подтверждения данного вычета со стороны контрагентов
Неправомерное неначисление акциза с переданных в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров
пп. 7 п. 1 ст. 182, п. 2 ст. 186 НК РФ
Неправомерное применение освобождения от уплаты акцизов при вывозе подакцизных товаров с территории Российской Федерации в государства — члены ЕАЭС ввиду непредставления полного пакета документов, либо отсутствия отметки налогового органа государства — члена ЕАЭС об уплате (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) акциза на территории государства — члена ЕАЭС на заявлении
4. НДФЛ (налоговые агенты)
ст. 212, 226 НК РФ
Неисчисление, неудержание и неперечисление суммы налога (недобор) с материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными средствами, и с выплаченных физическим лицам доходов в виде арендной платы за предоставленные ими в пользование налоговому агенту жилые помещения
пп. 4 п. 1 ст. 208, ст. 210 НК РФ
Невключение в совокупный доход работников сумм оплаты, произведенной за счет средств работодателя за аренду имущества и транспортных средств, выплаты по кредитному договору сотрудника и по договорам подряда
п. 1 ст. 210, пп. 1 п. 2 ст. 211, п. 1 ст. 226 НК РФ
Невключение в совокупный доход физического лица сумм, выданных в подотчет на хозяйственные нужды, и не возвращенных (или по которым отсутствуют авансовые отчеты), а также доходов, полученных в натуральной форме
п. 1 ст. 210, п. 3 ст. 217, ст. 226 НК РФ
Неисчисление, неудержание и неперечисление суммы налога (недобор) с доходов, выплаченных физическим лицам (работникам) в виде суточных сверх размеров, установленных п. 3 ст. 217 НК РФ.
Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом
Заявление стандартных налоговых вычетов без подтверждающих документов, а также без учета доходов, полученных с начала налогового периода по предыдущему месту работы
Заявление имущественных налоговых вычетов без уведомления налогового органа
Неверное отражение даты фактического получения дохода в налоговой отчетности
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговым агентом в налоговые органы сведений о доходах физических лиц при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога
Непредставление налоговым агентом в налоговые органы в установленный законодательством о налогах и сборах срок сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ, расчета по форме 6-НДФЛ
Предоставление расчетов 6-НДФЛ, сведений по форме 2-НДФЛ, содержащих недостоверные сведения
5. НДФЛ (для налогоплательщиков)
ст. 218, ст. 219, ст. 220 НК РФ
Неправомерное заявление (завышение) суммы социальных и имущественных налоговых вычетов, неверное распределение пропорционально долям имущественного вычета
ст. 227, 228 НК РФ
Неполное отражение доходов, полученных от деятельности индивидуальными предпринимателями
ст. 210, 217.1, 227, 228 НК РФ
Занижение налоговой базы: 1) с дохода, полученного от продажи имущества, принадлежащего физическим лицам на праве собственности (недвижимое имущество, автотранспортные средства) менее установленного НК РФ срока; 2) с дохода, полученного от продажи недвижимости, реализованной по стоимости ниже кадастровой; 3) с дохода, полученного от сдачи имущества в аренду; 4) с дохода, полученного в натуральной форме; 5) с дохода, полученного от сдачи имущества в аренду
ст. 227, 228 НК РФ
Занижение налоговой базы в результате неисчисления налога от дохода, полученного в порядке дарения от физического лица, не являющегося близким родственником в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации
ст. 210, 221 НК РФ
Получение необоснованной налоговой выгоды ввиду завышения материальных расходов путем создания формального документооборота без предоставления надлежащего доказательства оплаты товаров, работ (услуг)
6. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
п. 1 ст. 336, п. 1.2 ст. 338, 339, 340 НК РФ
Занижение налоговой базы в результате неверного отражения количества и занижения расчетной стоимости добытого полезного ископаемого, а также по причине неучета прямых расходов по услугам сторонних организаций, расходов по амортизационным отчислениям
Неверное применение коэффициентов-дефляторов к налоговой ставке при расчете НДПИ при добыче угля
Неправомерное применение налоговой ставки 0% по добытым полезным ископаемым, в части нормативных потерь, в связи с неверным расчетом их величины
Налогоплательщиком не применен коэффициент разрыхления при расчете НДПИ
ст. 338, п. 5 ст. 340, 343 НК РФ
Неверное определение налоговой базы по драгоценным металлам за счет неверного расчета стоимости единицы добытого полезного ископаемого, приводящего к неполной уплате налогоплательщиком сумм налога на добычу полезных ископаемых
Неправомерное занижение коэффициента, характеризующего особенности добычи нефти Дм
Неправомерное применение понижающей ставки для региональной системы газоснабжения при определении коэффициента, характеризующего принадлежность участка недр к региональной системе газоснабжения (Кас)
Неправомерное применение коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого (Ктд) для участников региональных инвестиционных проектов
Неправомерное применение при расчете НДПИ коэффициента, характеризующего долю реализации газа потребителям Российской Федерации в общем объеме реализованного организацией газа (Ов).
Неправомерное занижение коэффициента, характеризующего степень выработанности запасов конкретного участка недр (Кз).
Неправомерное применение коэффициента, характеризующий величину запасов конкретного участка недр (Кз)
7. Упрощенная система налогообложения (УСН)
п. 3 ст. 346.12, п. 4 ст. 346.13 НК РФ
Неправомерное применение УСН в связи с несоответствием показателям, предоставляющим право применять данную систему налогообложения, в частности: организациями, имеющими филиалы; применяющими специальный налоговый режим (система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей); с долей участия других организаций более 25 процентов; с численностью более 100 человек; при превышении 100 млн. руб. остаточной стоимости основных средств, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете; при превышении предельного размера доходов, определяемых в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ
Неправомерное занижение суммы налога (авансовых платежей по налогу), исчисленной за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов исчисленных, но не уплаченных в данном налоговом (отчетном) периоде, на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Занижение налоговой базы в связи с учетом расходов, связанных с приобретением и реализацией товаров для целей налогообложения при исчислении УСН по мере оплаты за приобретенный товар без учета его реализации, тогда как расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются в составе расходов по мере реализации указанных товаров
Занижение налоговой базы от реализации товаров (работ и услуг) за счет неполного отражения доходов по поступившим наличным денежным средствам и (или) денежным средствам, поступившим на счет, открытый в банке
п. 1, 3 ст. 346.13, п. 2 ст. 346.14, ст. 346.18 НК РФ
Занижение налоговой базы в результате несоответствия выбранного объекта налогообложения
Необоснованное применение УСН путем применения схем дробления бизнеса
ст. 346.16, 346.17 НК РФ
Необоснованное включение в расходы при исчислении налоговой базы расходов без соответствующего документального подтверждения или документы составлены с нарушением требований законодательства
Нарушение порядка уменьшения налоговой базы на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, на которую плательщик вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода
Неправомерное применение налоговых ставок
Налогоплательщики, которые применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам налогового периода не исчисляют минимальный налог
Уменьшение суммы исчисленного налога за налоговый период на сумму страховых взносов, пособий, платежей (взносов), указанных в пункте 3.1 статьи 346.21 НК РФ расходов, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в том же налоговом (отчетном) периоде, более чем на 50%
Невключение в налоговую базу доходов, при совмещении с налоговым режимом в виде ЕНВД, при реализации товаров по муниципальным контрактам, а также юридическим лицам по договорам поставки
ст. 346.15, 346.17, 346.18, 346.20 НК РФ
При определении объекта налогообложения необоснованно занижены доходы (например, в связи с неправомерным применением ЕНВД, в результате чего установлено занижение налоговой базы, и, как следствие, занижение суммы УСН). В доходы, учитываемые при исчислении УСН, неправомерно не включены суммы денежных средств, полученные от оказания услуг сторонним организациям
п. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 346.17 НК РФ
Занижение суммы доходов, подлежащих налогообложению в результате невключения в доход денежных средств, полученных от реализации недвижимого имущества, используемого в предпринимательской деятельности; неотражения доходов в виде субсидий
Неправомерное включение в расходы в целях исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, платежей по приобретенным основным средствам
Необоснованное уменьшение доходов на сумму расходов, не поименованных в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ
8. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)
Неправомерное применение системы налогообложения в виде ЕНВД по услугам и работам, подпадающим под общую систему налогообложения, или упрощенную систему налогообложения
Отсутствие раздельного учета имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, и предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется иной режим налогообложения, что повлекло занижение налоговой базы по налогу на прибыль организаций (при применении общего режима налогообложения) или единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН
пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ
Необоснованное применение системы налогообложения в виде ЕНВД в результате осуществления деятельности на площади торгового зала более 150 квадратных метров путем формального деления площадей между взаимозависимыми лицами
Необоснованное применение системы налогообложения в виде ЕНВД путем применения схем дробления бизнеса
пп. 1 п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ
Неправомерное занижение суммы ЕНВД, исчисленной за налоговый период, на сумму исчисленных, но не уплаченных в данном налоговом периоде, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ
Уменьшение суммы исчисленного ЕНВД за налоговый период на сумму страховых взносов, пособий, платежей (взносов), указанных в пункте 2 статьи 346.32 НК РФ, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в том же налоговом периоде, более чем на 50%
п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ
Неправомерное занижение суммы ЕНВД индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам на сумму не уплаченных страховых взносов в фиксированном размере
ст. 346.27, 346.29 НК РФ
Неуплата ЕНВД в результате занижения физических показателей (количество работников, площадь торгового зала, площадь информационного поля и др.), корректирующих коэффициентов базовой доходности К1 и К2, используемых при определении базовой доходности
9. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Неправомерный переход на уплату ЕСХН без уведомления налогового органа
Занижение суммы доходов, учитываемых в целях налогообложения ЕСХН
Занижение налоговой базы в связи с необоснованным включением в состав расходов документально не подтвержденных, экономически необоснованных затрат
Занижение налоговой базы в связи с необоснованным уменьшением доходов на сумму расходов, не предусмотренных пунктом 2 статьи 346.5 НК РФ
Занижение налоговой базы в связи с необоснованным включением в состав расходов документально не подтвержденных, экономически необоснованных затрат по сделкам с фирмами-однодневками
Необоснованное применение ЕСХН при реализации сельскохозяйственной продукции и ее первичной переработки менее 70% в общем объеме полученных доходов от реализации товаров (работ, услуг)
Необоснованное применение единого сельскохозяйственного налога вновь созданной организацией или вновь зарегистрированным индивидуальными предпринимателями при отсутствии доходов, учитываемых при определении налоговой базы, во втором и последующих налоговых периодах
пп. 5, 6, 13 п. 2 ст. 346.5 и п. 1 ст. 252 НК РФ
Завышение расходов на приобретение основных средств, материальных запасов, не относящихся к проверяемому налоговому периоду
Уменьшение налоговой базы на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов в завышенном размере
10. Патентная система налогообложения
Утрата права на применение патента по причине нарушения сроков уплаты налога (до 01.01.2017)
п. 2 ст. 346.25, п. 2 ст. 346.43 НК РФ
Несоответствие фактически осуществляемого вида деятельности виду деятельности, на который выдан патент, и, как следствие, неправомерное применение данного режима налогообложения
Несоответствие фактического места осуществления предпринимательской деятельности территории действия патента
Непредставление в налоговый орган заявления об утрате права на применение патентной системы налогообложения или о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется патентная система налогообложения, в течение 10 календарных дней со дня утраты права на применение патентной системы налогообложения, или со дня прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась патентная система налогообложения
п. 1 ст. 346.28 НК РФ
Необоснованный переход на патентную систему налогообложения предпринимателями, перешедшими на нее в течение года с единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
11. Налог на имущество организаций
п. 1 ст. 374, п. 1, 3 ст. 375, п. 4 ст. 376 НК РФ, Общероссийский классификатор основных средств
Занижение среднегодовой стоимости имущества, в связи с неверным определением группы и сроков полезного использования в сторону уменьшения, повлекшее необоснованное увеличение амортизационных отчислений и уменьшение облагаемой базы, невключение в объект налогообложения основных средств, на сумму увеличения основных средств в результате их реконструкции, а также в связи с необоснованным включением транспортных средств в состав льготируемого имущества, неверного исчисления амортизации основных средств, в результате отнесения расходов на реконструкцию зданий
ст. 374, 375 НК РФ
Занижение налоговой базы на стоимость лизингового имущества
Занижение налоговой базы по объектам недвижимости, включенным в перечень субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость
Неисчисление и неперечисление в бюджет налога на имущество в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения
Неправомерное применение льгот, установленных законодательством субъектов Российской Федерации
п. 1 ст. 374, п.п. 8 п. 4 ст. 374, п. 25 ст. 381 НК РФ
Неправомерное применение налоговой льготы в отношении объектов основных средств, признаваемых недвижимым имуществом или являющихся частями одной сложной неделимой недвижимой вещи
п. 1 ст. 375, ст. 376 НК РФ
Занижение налоговой базы вследствие невключения в объект налогообложения имущества, учитываемого на балансе в качестве основного средства
Неправомерное применение льготных ставок, определяемых законами субъектов РФ в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью данных объектов
п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375, п. 3, п. 4 ст. 382 НК РФ
Занижение налоговой базы в результате несвоевременного принятия объектов к бухгалтерскому учету в составе основных средств, в том числе выявленных в результате инвентаризации
п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375, п. 25 ст. 381 НК РФ
Занижение налоговой базы, в связи с неправомерным применением налоговой льготы по движимому имуществу, приобретенному у взаимозависимого лица
п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375, п. 4 ст. 376, ст. 379, ст. 380 НК РФ
Занижение налоговой базы и неправильное исчисления налога в результате применения схемы дробления бизнеса с использованием взаимозависимых лиц
ст. 375, ст. 376, ст. 377 НК РФ
Расхождение показателя остаточной стоимости имущества по состоянию на начало года в текущем налоговом периоде по сравнению с остаточной стоимостью на конец предыдущего налогового периода
12. Налог на игорный бизнес
ст. 364, 366 НК РФ
Занижение налоговой базы в результате занижения объекта налогообложения (количества пунктов приема ставок)
Нарушение порядка регистрации в налоговом органе объекта налогообложения налогом на игорный бизнес
Занижение суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, в связи с неверным применением ставки налога (за полный и неполный месяц) при установке и выбытии объектов игорного бизнеса до и после 15-го числа месяца
13. Транспортный налог
Неверное отражение в налоговой декларации коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде
Нарушение порядка применения повышающего коэффициента в отношении дорогостоящих автомобилей
п. 1 ст. 358, ст. 359 НК РФ
Невключение в налоговую базу транспортных средств, зарегистрированных в органах ГИБДД, Гостехнадзора
ст. 358, 359, 361 НК РФ
Занижение налоговой базы по транспортному средству в результате неверного определения вида (мощности) транспортного средства
п. 2.1 ст. 362, 363 НК РФ
Неисчисление авансовых платежей, либо исчисление заниженных сумм авансовых платежей при установлении законами субъектов Российской Федерации обязанности по уплате авансовых платежей
Неверно применены налоговые ставки налога, установленные законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства
14. Земельный налог
Занижение налоговой базы в результате неверного отражения кадастровой стоимости земельного участка
Занижение суммы налога, возникшей в результате применения неверного коэффициента владения земельным участком
п. 1, п. 2 ст. 394, п. 1 ст. 396 НК РФ
Занижение суммы налога, возникшей в результате применения неверных ставок по налогу, в частности, установленных в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям
При исчислении земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическим лицам на условиях осуществления на них жилищного строительства налогоплательщиком не применен повышающего коэффициент 2
Неправильный расчет коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде
п. 1 ст. 389, п. 1 ст. 391, п. 1 ст. 388 НК РФ
Невключение в налоговую базу земельных участков, права на которые зарегистрированны в регистрирующих органах. Налогоплательщиком, имеющим (согласно поступившим в налоговый орган в соответствии со ст. 85 НК РФ сведениям) в собственности определенное количество земельных участков, часть из которых не отражены в налоговой декларации по земельному налогу, что дает основание полагать занижение сумм земельного налога.
15. Страховые взносы
п. 7 ст. 431, п. 3 ст. 432 НК РФ
Непредставление плательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок расчетов по страховым взносам в налоговый орган по месту учета
п.п. 5 п. 1, п. 6 ст. 427 НК РФ
Неправомерное применение пониженных тарифов страховых взносов в результате превышения предельной величины суммы доходов за налоговый период. Налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, в расчете по страховым взносам заявлены пониженные тарифы (20%). Налогоплательщик, осуществляя вид экономической деятельности, предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ, посчитал, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляет более 70 процентов в общем объеме доходов и деятельность является основной (условия для применения пониженных тарифов). Вместе с тем, при определении права на применение пониженных тарифов налогоплательщиком не учтены операции по продаже недвижимого имущества, которое использовалось в предпринимательской деятельности. В рамках налоговой проверки произведен перерасчет удельного веса доходов по основному виду деятельности, дающего право на применение пониженных тарифов. Сумма такого дохода (с учетом реализации недвижимости) составила менее 70 процентов, что указывает на отсутствие права на применение пониженных тарифов.
ст. 431, 432 НК РФ
Нарушение порядка исчисления и уплаты страховых взносов: занижение сумм страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащих уплате в бюджет; завышение сумм превышения произведенных расходов на выплату страхового обеспечения над исчисленными страховыми взносами по страховым взносам по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
Перечень нарушений обязательных требований по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники
Нормативно-правовой акт, устанавливающий обязательное требование
Описание нарушения
Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2018) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»
Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях
Перечень частых нарушений обязательных требований по валютному контролю
Нормативно-правовой акт, устанавливающий обязательное требование
Описание нарушения
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Постановление Правительства РФ от 12.12.2015 N 1365 «О порядке представления физическими лицами — резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 28.12.2005 N 819 «Об утверждении правил представления юридическими лицами — резидентами и индивидуальными предпринимателями — резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации»
Несоблюдение установленного порядка или установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов.
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (до 01.03.2018), Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (после 01.03.2018)
Несоблюдение установленного порядка или установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Приказ ФНС РФ от 21.09.2010 N ММВ-7-6/457@ «Об утверждении форм уведомлений об открытии (закрытии), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации»
Непредставление или представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации.
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»
Нарушения, связанные с осуществлением незаконных валютных операций и несоблюдением требования о репатриации резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности.