Насилие в семье уголовное право

Памятка для граждан об ответственности за домашнее и соседское насилие

К домашнему насилию обычно относят насильственные действия, совершаемые внутри одной семьи. В название настоящего материала включено также понятие «соседское насилие». Под ним мы предлагаем понимать те насильственные действия, которые совершают по отношению друг к другу люди, которые не являются членами одной семьи. Возможно, они просто соседи. Возможно, они даже живут в одной квартире, но уже не ведут совместного хозяйства и фактически их семья распалась.

Оба вида насилия проявляются в совершении однотипных правонарушений. Далее приводится общая информация об уголовной, административной и гражданской ответственности за типичные нарушения, совершаемые при «междоусобных войнах» в квартирах, в иных жилых помещениях, на лестничных площадках и в других местах совместного проживания граждан.

Если говорить о чисто юридической стороне защиты прав потерпевшего, то можно вести речь о двух этапах защиты:

— первый — вызов полиции и последующее привлечение нарушителя к уголовной или административной ответственности;

— второй — возмещение имущественного и неимущественного вреда в гражданско-правовом порядке, а также урегулирование порядка использования жилого помещения, в том числе путем привлечения нарушителя к гражданско-правовой ответственности в виде выселения из жилого помещения или принудительного прекращения права собственности.

Данная последовательность важна, так как органы полиции и иные правоохранительные органы при расследовании уголовных дел и дел об административных правонарушениях могут собрать доказательства, которые в дальнейшем значительно упростят возмещение вреда в гражданско-правовом порядке.

При применении физического насилия, не повлекшего причинения серьезного вреда здоровью, чаще всего применяются следующие статьи Уголовного кодекса.

Статья 115 Уголовного кодекса – умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности. Наказание – штраф до 40000 рублей, обязательные работы, исправительные работы или арест до четырех месяцев.

В соответствии с пунктом 8 Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2008 № 194н, к кратковременным расстройствам здоровья относится временное нарушение функций органов и (или) систем (временная нетрудоспособность) продолжительностью до трех недель от момента причинения травмы (до 21 дня включительно). Незначительной стойкой утратой общей трудоспособности признается стойкая утрата общей трудоспособности менее 10 процентов.

Для того чтобы хотя бы немного понять, как определяются эти проценты утраты трудоспособности, приведем несколько примеров из указанного документа. Так, отсутствие одной ушной раковины или части ее (1/3 и более) свидетельствует 15-процентной утрате трудоспособности, т.е. о причинении среднего вреда здоровью (возможно наказание в виде лишения свободы до трех лет в соответствии со статьей 112 УК РФ). Если потеряно 2-3 зуба, то утрата составляет 5 % (легкий вред), а если 4-6, то 10 % (средний вред).

В соответствии с пунктом 9 указанных критериев поверхностные повреждения, в том числе: ссадина, кровоподтек, ушиб мягких тканей, включающий кровоподтек и гематому, поверхностная рана и другие повреждения, не влекущие за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности, расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью человека.

Именно такие повреждения обычно относят к побоям. Уголовная ответственность за побои предусмотрена статьей 116 Уголовного кодекса. Наказание за побои практически такое же, как и за причинение легкого вреда здоровью, только максимальный срок ареста составляет не четыре, а три месяца.

Как видно, санкции за такие нарушения нельзя назвать очень чувствительными для нарушителей. Тем не менее, привлечение к уголовной ответственности является важным элементом профилактического и воспитательного воздействия, а также доказывания недобросовестности поведения соседа или бывшего члена семьи.

Особенностью привлечения к ответственности по указанным составам преступлений (т.е. причинение легкого вреда и совершение побоев) является то, что, хотя первоначально заявление о преступлении можно, как обычно, подавать в полицию, в любом случае от самого потерпевшего в дальнейшем потребуется подача заявления мировому судье по месту совершения преступления (статья 32 УПК РФ). В принципе, не запрещается сразу же обращаться в суд. Однако, учитывая, что неподготовленному человеку не всегда просто разобраться, к какому виду преступления относится то или иное деяние, стоит всё-таки начинать с обращения в органы полиции.

Помимо этого, к домашнему насилию могут относиться также иные преступления, относящиеся к делам публичного обвинения. Например, истязание, т.е. причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если это не повлекло тяжкого или среднего вреда здоровью (статья 117 Уголовного кодекса). Наказание вплоть до трех лет лишения свободы, а при наличии квалифицирующих признаков (например, истязание двух и более лиц; истязание лиц, находящихся в зависимом от преступника состоянии) – лишение свободы от трех до семи лет.

Самостоятельный состав преступления (статья 119 Уголовного кодекса) образуют действия, выражающиеся в угрозе убийством или причинения тяжкого вреда здоровью (если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы). Наказание – вплоть до лишения свободы до двух лет.

Указанные статьи (117 и 119) имеют прямое отношение к психическому насилию. Сложность доказывания такого вида насилия заключается в том, что, как правило, насильственные действия развиваются на протяжении длительного периода, а сама жертва может не замечать, что насилие уже происходит, а в случаях если замечает, то редко обращается за помощью из-за страха перед возможными последствиями как со стороны агрессора, так и со стороны общества.

Для доказывания причинения вреда здоровью обязательно требуется задокументировать причинение вреда, обратившись к врачу. Частично это может быть сделано путем обращения за получением бесплатной медицинской помощи в любую медицинскую организацию, оказывающую первичную медицинскую помощь в рамках программы обязательного медицинского страхования. Для проведения более полного обследования можно обратиться в государственное бюро судебно-медицинской экспертизы. Вся необходимая информация о порядке оказания и стоимости услуг размещена на официальном сайте БУЗ УР «Бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» по адресу: http://bsme18.ru/uslugi.

Иногда встречаются также иные составы преступлений. Например, незаконное лишение свободы (статья 127 УК РФ, лишение свободы до двух лет); клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию (статья 128.1 УК РФ; общий состав преступления предусматривает наказание в виде штрафа до 500000 руб.); умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба (свыше 2500 рублей) (статья 167 УК РФ; различные виды наказания, лишение свободы – до двух лет).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях так же предусматривает отдельные составы правонарушений. Например, оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме (статья 5.61 КоАП; наказание для граждан – штраф от одной до трех тысяч рублей). Для возбуждения дела о таком административном правонарушении следует обращаться к прокурору (согласно статье 28.4 КоАП).

Семейные дебоширы так же могут быть привлечены к административной ответственности за мелкое хулиганство, выразившееся в неуважении к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью, оскорбительным приставанием к гражданам, уничтожением или повреждением чужого имущества (статья 20.1 КоАП; наказание – штраф от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток).

За излишне шумное поведение соседей также может наступить административная ответственность. Санкция в виде штрафа от 1000 до 2500 рублей предусмотрена статьей 5 закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 года № 57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» за совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан в ночное время (с 23.00 часов до 7.00 часов), за исключением проведения аварийных и спасательных работ, а также других неотложных работ, необходимых для обеспечения безопасности граждан либо функционирования объектов жизнеобеспечения населения. Сам штраф, может быть, не остановит нарушителя, но в дальнейшем, в совокупности с иными доказательствами, привлечение к такой ответственности (особенно неоднократное) может быть решающим фактором.

Помимо уголовной и административной ответственности нарушители могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности. Её основное отличие заключается в том, что нарушитель отвечает непосредственно перед потерпевшим, а не перед государством и обществом в целом. Основным видом гражданской ответственности является возмещение имущественного или неимущественного (морального) вреда в соответствии со статьями 12, 15, 151, 1064, 1099 — 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации. Например, потерпевший может потребовать возместить стоимость лечения, стоимость ремонта поврежденного имущества или приобретения нового, компенсации морального вреда за причиненные нравственные и физические страдания.

Проблема нормативно-правового регулирования домашнего насилия в отношении женщин

Костовская, Н. И. Проблема нормативно-правового регулирования домашнего насилия в отношении женщин / Н. И. Костовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 585-586. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65233/ (дата обращения: 21.12.2022).

Семейное насилие всегда было одной из самых сложных и латентных проблем в большинстве стран, включая и Россию. Проблема насилия в отношении женщин, в частности, весьма актуальна, тем более что на протяжении долгого времени она практически не освещалась. Игнорирование проблемы насилия в семьях привело к отсутствию методов эффективного предупреждения насилия над женщинами и профессиональной помощи тем, кто уже пострадал от него. Разные исследования показывают, что чаще объектом насилия в семье становится женщина ввиду ее физической слабости и гендерных ролей в семье.

Существует несколько определений домашнего насилия. В Декларации об искоренении насилия в отношении женщин Организации объединённых наций (ООН) говорится о насилии над женщинами как о том или ином акте насильственного характера, совершенным на основании полового признака, который оказывает либо может оказать физический, половой или психологический вред или страдания женщинам, а также угрозы осуществления таких актов, лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни [2].

Насилие в семье в отношении женщины, это не простые ссора или конфликт, где оба партнера имеют равное положение в критической ситуации. В домашнем насилии равенства нет. Один человек стремится контролировать другого, используя физическую силу, экономические возможности, психологическое давление и т. п. с целью обретения власти и контроля над своим партнером. Насилие в семье в отношении женщин можно подразделить на физическое, психологическое, сексуальное и экономическое.

Актуальность данной проблемы обуславливается статистикой. По данным о глобальной распространенности насилия Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), каждая третья женщина (35 %) в мире на протяжении своей жизни подвергается физическому или сексуальному насилию со стороны партнера. Во всем мире 30 % женщин, которые состоят в отношениях, заявляют о том, что они испытывали на себе какую-либо форму физического или сексуального насилия со стороны своего партнера в течение жизни [9].

Согласно Всеобщей Декларации прав человека, все люди имеют право жить без насилия. Никто не должен терпеть пытки или унижающим достоинство действия (ст.5) [1].

В вводной части Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин говорится, что для установления равного положения прав мужчин и женщин очень важно всеми имеющимися возможностями, которые есть у государства, модифицировать традиционную роль как мужчин, так и женщин [3].

Декларация об искоренении насилия в отношении женщин отмечает главные области выражения насилия в отношении женщин (в семье, в обществе, со стороны государства), а также описывает действенные меры по устранению насилия [2].

В России же отдельный закон об устранении насилия в семье отсутствует. Единственным субъектом Российской Федерации, в котором принят закон о домашнем насилии, является Архангельская область, где с 2003 г. действует закон “О социально-правовой защите и реабилитации лиц, подвергшихся насилию в семье” [7]. В законе определены специализированные учреждения социальной и правовой защиты и реабилитации лиц, подвергшихся насилию (ст. 2); основания и порядок предоставления социально-правовой защиты и реабилитации (ст. 3); условия предоставления временного приюта (ст. 4) [7].

Поскольку Россия ратифицировала Конвенцию по защите прав женщин и включила в Конституцию (ст.15, ч. 4) общепризнанные принципы и нормы международного права, право всех граждан на жизнь без насилия можно считать основополагающим и конституционным. «…Мужчина и женщина имеют равные права и свободы, а также равные права для их реализации» (ст. 19, п.3) [8]. Ни один человек не должен становиться объектом для истязаний, насилия, иного жестокого или унижающего человеческое достоинство отношения, или наказания (ст.21, п.2) [4].

Меры социальной поддержки и предоставления социальных услуг и материальной помощи гражданам, которые попали в трудную жизненную ситуацию, отмечены в Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ. Домашнее насилие подпадает под определение трудной жизненной ситуации, оговоренной в законе, полностью. В этом нормативном акте отмечено устройство работы системы социальных служб, центров, где функционируют отделения для помощи женщинам в кризисной ситуации [6].

В феврале 2017 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации». Поправки к статье подразумевают декриминализацию побоев, совершенных близкими лицами. При первом подобном инциденте дело трактуется как административное, вид наказания — штраф, который чаще всего берется из семейного бюджета. При неоднократном повторении семейных побоев они считаются уголовными преступлениями. Под побоями в статье 116 УК РФ подразумевается действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий, то есть не нанесшие хотя бы легкого вреда здоровью [5].

Мы можем сказать, что законодательные акты в России, регулирующие на данный момент домашнее насилие в отношении женщин, направлены в основном на устранение последствий случаев насилия. Они функционируют только после насильственного акта, когда повреждение уже нанесено, и ориентированы на установление ответственности и привлечение к ней тех, кто уже совершил правонарушение. Поэтому на сегодняшний день большим спросом среди жертв домашнего насилия обладают кризисные центры для женщин, центры социальной помощи семье и детям, телефоны доверия и т. д., так как кроме них, этих социальных служб, никто не может помочь жертве.

  1. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 18.11.2019)
  2. Декларация об искоренении насилия в отношении женщин. Принята резолюцией 48/104 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/violence.shtml (дата обращения: 18.11.2019)
  3. Конвенция о ликвидации дискриминации в отношении женщин. Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 18 декабря 1979 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un.org/womenwatch/daw/cedaw/text/0360795R.pdf (дата обращения: 18.11.2019)
  4. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.constitution.ru/ (дата обращения: 02.12.2019)
  5. О внесении изменения в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации: федер. закон: по состоянию на 7 февраля 2017 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1090257/ (дата обращения: 18.11.2019)
  6. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федер. закон: по состоянию на 28 декабря 2013 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (дата обращения: 18.11.2019)
  7. О социально-правовой защите и реабилитации лиц, подвергшихся насилию в семье: закон Архангельской обл.: по состоянию на 3 июня 2003 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=123009172&rdk=&backlink=1 (дата обращения: 18.11.2019)
  8. Зуйкова, Е. М. Феминология и гендерная политика: учебник / Р. И. Ерусланова, Е. М. Зуйкова.— 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИТК «Дашков и К», 2015. — 307 с.
  9. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.who.int/ru/ (дата обращения 09.12.2019)

Основные термины (генерируются автоматически): отношение женщин, домашнее насилие, женщина, Россия, насилие, Российская Федерация, семья, равное положение, сексуальное насилие, социально-правовая защита.

Противодействие домашнему насилию уголовно-правовыми средствами

Петров, А. А. Противодействие домашнему насилию уголовно-правовыми средствами / А. А. Петров, А. В. Пенькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 310-313. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86742/ (дата обращения: 21.12.2022).

В статье представлено актуальное состояние уровня домашнего насилия в Российской Федерации. Были сделаны выводы о серьезном росте количества случаев домашнего насилия в период введения ограничительных мер, связанных с пандемией новой коронавирусной инфекции. Рассмотрены нормы уголовного законодательства, закрепляющие уголовно-правовую охрану семьи. Анализ законодательства и доктрины уголовного права позволяет сделать вывод о необходимости проработки нормативно-правового регулирования уголовной ответственности за преступления против семьи. Предложено опубликование Верховным Судом РФ соответствующих разъяснений для единообразного применения судами норм уголовного законодательства при привлечении лиц к уголовной ответственности за применения насилия в отношении членов своей семьи.

Ключевые слова: домашнее насилие, уголовная ответственность, близкие лица, семья, внутрисемейное насилие.

Семья на сегодняшний день является ключевым и одним из самых законодательно охраняемых институтов общества. Однако не все законодательные нормы, регулирующие защиту института семьи в современных реалиях, являются эффективными. Это приводит к тому, что большое количество граждан, в том числе и несовершеннолетних, становятся жертвами насилия со сторон других членов семьи. Еще хуже то, что в большинстве случаев они практически остаются беспомощными в такой ситуации, поскольку они не могут самостоятельно защитить себя, а правовые инструменты не всегда помогают им защититься от насилия со стороны близких людей.

В Уголовном кодексе РФ выделена отдельная глава — 20, которая закрепляет уголовно-правовую охрану семьи. Но при всей важности данного института его защите посвящены лишь 4 статьи. К ним относятся: ст. 154 УК РФ «Незаконное усыновление (удочерение)», ст. 155 УК РФ «Разглашение тайны усыновления (удочерения)», ст. 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего», ст. 157 УК РФ «Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей» [1].

С другой стороны, если рассматривать ребенка с позиции несовершеннолетнего члена семьи, то в 20 главе есть нормы, относящиеся к защите несовершеннолетних. Можно сказать о том, что защита несовершеннолетних тоже касается данной темы. Перечисленные статьи являются действительно важными, однако на сегодняшний день нельзя сказать о том, что они в полной мере обеспечивают уголовно-правовую защиту института семьи.

Для совершенствования эффективности уголовно-правовой охраны и защиты семьи, а также недопущения дальнейшей распространенности домашнего насилия законодателю можно дать следующие рекомендации. Так, по нашему мнению, является необходимым внесение поправок в некоторые нормы УК РФ. В частности, изменения должны коснуться именно тех норм, которые устанавливают уголовный вид ответственности за посягательства на жизнь и здоровье человека. Важность данных изменений также определена тем, что домашнее («семейное») насилие может привести к куда наиболее тяжким последствиям, чем обычное насилие. К тому же данный вид насилия характеризуется повышенной общественной опасностью.

При этом на сегодняшний день, к сожалению, насилие внутри семьи встречается все чаще. Можно сказать о том, что увеличение таких преступлений также связано с ограничительными мерами, введенными на территории всех субъектов РФ из-за распространения новой коронавирусной инфекции. Из-за данных ограничений больше количество людей неделями и даже месяцами практически не выходили из своих домов или квартир, что привело к конфликтам внутри семей. Повышение уровня «домашнего насилия» в период пандемии новой коронавирусной инфекции подтверждается статистическими данными. Так, 5 мая 2020 года уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова отметила, что «количество обращений о домашнем насилии, по данным некоторых НКО, выросло в период пандемии в 2,5 раза» [6]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что современное состояние уголовно-правовой охраны семьи находится на посредственном уровне, поскольку число такого рода преступлений не только не снижается, но и увеличивается в разы, что является недопустимым. В связи с этим государство должно принимать меры по совершенствованию уголовно-правовых средств для уменьшения количества бытовых и внутрисемейных преступлений.

До февраля 2017 года действовали нормы, которые действительно основной своей целью имели обеспечение высокого уровня охраны семьи. Так, в редакции УК действующей до изменений внесенных Федеральным законом от 07.02.2017 № 8-ФЗ в ст. 116 УК РФ указывал, что нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 настоящего Кодекса, в отношении близких лиц, а равно из хулиганских побуждений, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы [2]. Из этого следует, что государство, внося данные поправки в уголовный закон, намеревалось обеспечить указанным лицам (близким лицам) повышенный уровень уголовно- правовой защиты от преступлений, совершенных членами их семьи. Так, в целях данной статьи под близкими лицами понимались близкие родственники (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные) дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки) опекуны, попечители, и другие лица [3].

Рассматривая предыдущую редакцию и нынешнее состояние «домашнего насилия» можно сделать обоснованный вывод о том, что законодателю нужно было оставить в действующей редакции УК РФ такой квалифицирующий признак как совершение соответствующего преступления в отношении близких лиц. Это позволило бы избежать новых «всплесков» внутрисемейного насилия.

В рамках данного вопроса эффективным и рациональным видится внесение поправок в нормы об ответственности за совершение преступлений против личности, которые раскрывает глава 16 УК. Так как совершение насилия в отношении близких лиц посягает не только на жизнь человека, но и непосредственно на отношения внутри семьи, наиболее усовершенствованная уголовно-правовая защита тут несомненно является необходимой.

Кроме этого, на наш взгляд, целесообразным является внесение поправок в статью 63 УК РФ. В частности, необходимо закрепить такое отягчающее обстоятельство как «применение насилия в отношении близких лиц при совершении преступления» [4]. Это позволит законодателю упростить свою деятельность тем, что в таком случае не будет необходимости вносить предложенные нами ранее изменения в большое количество норм УК РФ по отдельности.

Помимо этого, можно также выделить формы насилия, применяемого в отношении членов семьи: физическое, психологическое, сексуальное, экономическое. В зависимости от формы внутрисемейного насилия законодатель может установить дифференцированные последствия для преступника.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что на сегодняшний день существует проблема того, что уголовное законодательство не защищает в должной мере институт семьи, что приводит к тому, что случаи «домашнего насилия» с каждым днем происходят все чаще.

Также стоит отметить, что необходимо ужесточить ответственность должностных лиц, которые отказывают в возбуждении уголовного дела в силу того, что «жертвы домашнего насилия» часто обращаются в правоохранительные органы с заявлением на других членов своей семьи или своих сожителей.

Решить проблему распространенности домашнего насилия предложил ВС РФ. Так, ВС РФ в апреле 2021 года предложил защитить жертв домашнего насилия отменой частного обвинения в судах.

Как отмечается в пояснении к законопроекту, часто три следующие статьи — ч. 1 ст. 115 УК РФ, ст. 116.1 УК РФ, ч. 1 ст. 128.1 УК РФ, являются итогом совершения человеком насилия в отношении членов семьи. Все они законом отнесены к делам частного обвинения, то есть, по данным делам гражданин может обратиться в суд самостоятельно, не обращаясь в правоохранительные органы. На практике такое происходит довольно часто, так как граждане считают, что при обращении в полицию дело затянется на долгий срок. Однако в небольшом количестве случаев по такой форме обращения кого-либо привлекают к уголовной ответственности.

Таким образом, мы видим, что высший судебный орган также понимает и признает проблему домашнего насилия в Российской Федерации. В связи с этим предлагается закрепить в УПК РФ положения о том, что по перечисленным статьям обязательно должно осуществляться предварительное дознание полиции. В таком случае основное бремя доказывания ляжет на правоохранительные органы в ходе обязательного предварительного расследования, в судах останутся только государственные обвинители (прокуроры), а решение о прекращении таких уголовных дел в связи с примирением сторон будет приниматься судом не безусловно, а с учетом всех обстоятельств дела и сведений об обвиняемом [7]. Мы можем сделать прогноз о том, что в случае принятия законодательной инициативы ВС РФ повысится эффективность защиты граждан от домашнего и бытового насилия. При этом «жертвам» домашнего насилия будет легче защитить свои права посредством повышения роли государства в данной сфере. Также это облегчит порядок судопроизводства, а следовательно, и время привлечения виновного к уголовной ответственности, поскольку в суды перестанут поступать дела, по которым отсутствует предварительное подтверждение наличия события и состава преступления.

Также необходимо рассмотреть пример из судебной практики, а именно Постановление Конституционного Суда Российской. Так, Конституционный суд изучил вопрос конституционности статьи 116.1 Уголовного Кодекса РФ «Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию». Суть дела заключается в том, что в отношении девушки постоянно применялось насилие — ее брат наносил ей побои. При этом за совершение данных неправомерных действий его 3 раза привлекали к административной ответственности — 1 раз в год с 2018 по 2020 год. Потерпевшая сторона неоднократно пыталась доказать суду, что в данном случае необходимо переквалифицировать деяния на уголовную статью, однако суды отказывали в этом. Тогда потерпевшая направилась в Конституционный суд. Статья 116.1 УК Российской Федерации не подразумевает наступление уголовной ответственности за побои или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, для лиц, которые не подвергались административному наказанию, но при этом раннее совершали преступления, предусмотренные как статьей 116.1, так и статьями 116, 117 и 334 УК РФ. КС РФ указал, что из-за этого усиливаются предпосылки к нарушению принципов равенства и справедливости в отношении как виновных, так и потерпевших и снижается предполагаемый эффект от введения в правовое регулирование специального состава побоев, причиненных лицом, подвергнутым административному наказанию. Подобные нарушения прав человека не могли остаться незамеченными судьями Конституционного суда. В связи с этим КС РФ было принято решение объявить статью 116.1 не соответствующей Конституции [8].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что проблема недостаточной уголовно-правовой защиты института семьи и распространения случаев домашнего насилия действительно существует на сегодняшний день, что признает и ВС РФ. Так, законодателю необходимо проработать нормативно-правовое регулирование уголовной ответственности за преступления против семьи. Принятие предложенных нами путей решения данной проблемы также является необходимым для того, чтобы обезопасить граждан и защитить институт семьи.

Кроме этого, хочется отметить, что необходимо совершенствовать также подходы судов к рассмотрению дел о домашнем насилии, поскольку на сегодняшний день судебная практика по данным делам является довольно противоречивой. В связи с этим было бы целесообразным опубликование ВС РФ соответствующих разъяснений для единообразного применения судами норм уголовного законодательства при привлечении лиц к уголовной ответственности за применения насилия в отношении членов своей семьи.

Также меры по борьбе с внутрисемейным насилием должны затрагивать все сферы жизни граждан для того, чтобы противодействие такому насилию осуществлялось наиболее эффективно [5].

  1. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954;
  2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 15.07.2016) // Собрании законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954;
  3. Зобов Владимир Андреевич Защита института семьи в контексте уголовно-правовой охраны жизни и здоровья // Отечественная юриспруденция. 2017. № 5 (19);
  4. Пухова, К. С. Домашнее насилие: уголовно-правовой и криминологический аспект / К. С. Пухова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — С. 263–266;
  5. Фатеев Александр Николаевич Социально-правовые и криминологические аспекты борьбы с домашним насилием // ЮП. 2011. № 4;
  6. Издание РИА Новости. «В России отмечен рост домашнего насилия с 10 апреля в 2,5 раза» [Электронный ресурс] // URL: https://ria.ru/20200505/1570971794.html;
  7. Информация, размещенная на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: https://www.vsrf.ru/press_center/mass_media/29837;
  8. Постановление Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2021 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности статьи 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Л. Ф. Саковой» [Электронный ресурс] // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400464561.

Основные термины (генерируются автоматически): домашнее насилие, УК РФ, уголовная ответственность, том, внутрисемейное насилие, Конституционный суд, отношение близких лиц, семья, уголовное законодательство, Российская Федерация.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий