Обеспечительные меры по административному делу

Статья 27.1 КоАП РФ. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (действующая редакция)

1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

10) временный запрет деятельности;

11) залог за арестованное судно;

12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

13) арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.3 или 19.28 настоящего Кодекса.

2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Комментарий к ст. 27.1 КоАП РФ

Комментируемая ст. 27.1 КоАП РФ закрепляет общий перечень мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Эти меры представляют собой принудительное воздействие с целью пресечения правонарушения и обеспечения условий для своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления о назначении административного наказания.

Цели, основания и процедура применения каждой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении конкретизируются в отдельных статьях главы 27 КоАП РФ (ст. ст. 27.2 — 27.19 КоАП РФ).

Перечень указанных мер включает:

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

6) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

7) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

8) задержание транспортного средства;

9) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

11) временный запрет деятельности;

12) залог за арестованное судно;

13) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

14) арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».

Следует отметить, что приведенный в ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ перечень мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. При этом меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются только в связи с административным правонарушением по отношению к лицу, подозреваемому в совершении данного правонарушения, и предшествуют последующим процессуальным действиям — возбуждению производства по делу, рассмотрению дела, вынесению постановления по делу и исполнению постановления.

Разнообразие и неоднородный характер мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях позволяют выделить меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, которые носят личный характер и применяются только в отношении физических лиц. К таким мерам относятся:

— доставление (ст. 27.2 КоАП РФ);

— административное задержание (ст. 27.3 КоАП РФ);

— личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7 КоАП РФ);

— досмотр транспортного средства (ст. 27.9 КоАП РФ);

— отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ст. 27.12 КоАП РФ);

— медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ст. 27.12.1 КоАП РФ);

— помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ст. 27.19 КоАП РФ).

Отдельные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях носят имущественный характер и применяются как в отношении физических, так и в отношении юридических лиц. К таким мерам относятся:

— изъятие вещей и документов (ст. 27.10 КоАП РФ);

— арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14 КоАП РФ);

— осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП РФ);

— задержание транспортного средства (ст. 27.13 КоАП РФ);

— привод (ст. 27.15 КоАП РФ);

— временный запрет деятельности (ст. 27.16 КоАП РФ);

— залог за арестованное судно (ст. 27.18 КоАП РФ);

— арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ (ст. 27.20 КоАП РФ).

Комментируемая статья закрепляет цели применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

1) установление личности нарушителя;

2) составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;

3) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;

4) исполнение принятого по делу постановления.

В то же время анализ норм главы 27 КоАП РФ позволяет сделать вывод, что цели применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях носят множественный характер. Можно выделить общие цели, присущие всем мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, и частные цели, характерные для одной или нескольких мер (Соколов А.Ю. Административная ответственность в Российской Федерации: Учебное пособие. Саратов: Издательство Саратовской государственной юридической академии, 2014. С. 90).

К общим целям применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях относится: 1) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении; 2) исполнение принятого по делу постановления.

К частным целям применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях относятся: 1) пресечение административного правонарушения; 2) установление личности нарушителя; 3) составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения; 4) выяснение обстоятельств административного правонарушения; 5) обнаружение орудий совершения или предметов административного правонарушения; 6) предупреждение совершения новых правонарушений.

Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении являются разновидностью мер административного принуждения. Поэтому при их применении следует помнить, что в соответствии с ч. 3 ст. 1.6 КоАП РФ не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство. Гарантией законности при применении рассматриваемых мер является то, что право принимать решение о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в пределах компетенции предоставлено только специально уполномоченным на это лицам.

В соответствии с п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» требования о возмещении материального и морального вреда, причиненного незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ч. 2 ст. 27.1 КоАП РФ) и незаконным привлечением к административной ответственности, подлежат рассмотрению в соответствии с гражданским законодательством в порядке гражданского судопроизводства.

В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Вместе с тем КоАП РФ, устанавливая, что вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению, не предусматривает возможность обжалования применения этих мер в ходе производства административного расследования. При рассмотрении данной проблемы высшей конституционной инстанцией было установлено, что не исключается возможность рассмотрения по жалобам граждан и организаций вопроса о законности действий и решений органов и должностных лиц, связанных с применением в ходе административного расследования мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательством, и до рассмотрения вопроса о законности постановления по делу об административном правонарушении (Определение Конституционного Суда РФ от 18 апреля 2006 г. N 107-О по жалобе ООО «ЮТР»).

Под общ. Л.В. Чистяковой «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ГЛАВА 21-32. ТОМ 2»

ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. ДОБРОБАБА М.Б. КАПИТАНЕЦ Ю.В. КАПИТАНЕЦ М.Э. МИЛЬШИНА И.В. МОШКИНА Н.А. ПЛЕЩЕВА М.В. ЧЕЛПАЧЕНКО О.А., 2019. Издательство «РосБух»

Статья 211 КАС РФ. Меры предварительной защиты по административному иску об оспаривании нормативного правового акта (действующая редакция)

По административному иску об оспаривании нормативного правового акта суд вправе принять меру предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца. Принятие иных мер предварительной защиты по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов не допускается.

Комментарий к ст. 211 КАС РФ

Статья 211 КАС РФ предусматривает возможность принятия судом по административному иску об оспаривании нормативного правового акта только такой меры предварительной защиты, как запрет применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца. На принятие иных мер (а подразумевается прежде всего приостановление действия всего оспариваемого нормативного правового акта) установлен прямой запрет.

В данной статье содержится нововведение. Ранее п. 7 ст. 251 ГПК РФ устанавливал, что подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта. С учетом данной нормы в п. 14 Постановления Пленума ВС России 2007 г. N 48 разъяснялось, что судья не вправе применять по просьбе заявителя меры обеспечения по основаниям, предусмотренным ст. 139 ГПК РФ. Аналогичная норма закреплена в ч. 3 ст. 193 АПК РФ (в ред. Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 186-ФЗ), а аналогичное разъяснение давалось в п. 5 Постановления Пленума ВАС России 2013 г. N 58.

«КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ» (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ

Судебная практика по статье 211 КАС РФ:

июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статей 12, 42 Земельного кодекса Российской Федерации статей 11, 12, 21, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статей 1, 2, 3, 210, 211 Гражданского кодекса Российской Федерации, составляют предмет регулирования федерального законодательства, распространяющего свое действие на всей территории Российской Федерации и обязательного к исполнению всеми субъектами правоотношений.

заявления Дойхеным Д.Ю. заявлено ходатайство о принятии меры предварительной защиты по административному иску в виде запрета применения позиции 717 Изменений, которые вносятся в перечень иного имущества, планируемого к приватизации, в соответствии со статьей 211 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Ходатайство не подлежит удовлетворению ввиду следующего.

Страница отображения — Прокуратура Пензенской области

Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

  • 7 сентября 2020, 15:43

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях – это процессуальные действия, осуществляемые уполномоченными лицами в процессе возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Их цели, основания и процедура применения регламентированы нормами главы 27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с положениями статьи 27.1 КоАП РФ меры обеспечения производства по делу об административных правонарушениях применяются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

Согласно КоАП РФ в качестве мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются следующие:

— доставление – принудительное препровождение физического лица в служебное помещение органа внутренних дел, в помещение органа местного самоуправления или иное служебное помещение в зависимости от субъекта реализации этой меры в целях составления административного правонарушения при невозможности его составления на месте выявления, если составление протокола является обязательным (статья 27.2 КоАП РФ);

— административное задержание – кратковременное ограничение свободы физического лица, которое применяется в исключительных случаях, когда это вызвано необходимостью для обеспечения своевременного и правильного исполнения дела об административном правонарушении (статья 27.3 КоАП РФ);

— личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице осуществляются в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения (статьи 27.7, 27.9 КоАП РФ); осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (статья 27.8 КоАП РФ);

— изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства (статья 27.10 КоАП РФ);

— отстранение лица от управления транспортным средством производится при наличии оснований полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также лиц, совершивших административные правонарушения, предусмотренные частями 2 и 3 статьи 11.8, частью 1 статьи 11.8.1, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7 КоАП РФ. В последующем указанные лица подлежат освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (статья 27.12 КоАП РФ).

Кроме того, к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении относятся: задержание транспортного средства; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод; временный запрет деятельности; залог за арестованное судно; помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ.

Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

По информации управления правовой статистики, информационных технологий и защиты информации прокуратуры области.

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Пензенской области

Прокуратура Пензенской области

7 сентября 2020, 15:43

Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях – это процессуальные действия, осуществляемые уполномоченными лицами в процессе возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Их цели, основания и процедура применения регламентированы нормами главы 27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с положениями статьи 27.1 КоАП РФ меры обеспечения производства по делу об административных правонарушениях применяются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

Согласно КоАП РФ в качестве мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются следующие:

— доставление – принудительное препровождение физического лица в служебное помещение органа внутренних дел, в помещение органа местного самоуправления или иное служебное помещение в зависимости от субъекта реализации этой меры в целях составления административного правонарушения при невозможности его составления на месте выявления, если составление протокола является обязательным (статья 27.2 КоАП РФ);

— административное задержание – кратковременное ограничение свободы физического лица, которое применяется в исключительных случаях, когда это вызвано необходимостью для обеспечения своевременного и правильного исполнения дела об административном правонарушении (статья 27.3 КоАП РФ);

— личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице осуществляются в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения (статьи 27.7, 27.9 КоАП РФ); осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (статья 27.8 КоАП РФ);

— изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства (статья 27.10 КоАП РФ);

— отстранение лица от управления транспортным средством производится при наличии оснований полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также лиц, совершивших административные правонарушения, предусмотренные частями 2 и 3 статьи 11.8, частью 1 статьи 11.8.1, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7 КоАП РФ. В последующем указанные лица подлежат освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (статья 27.12 КоАП РФ).

Кроме того, к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении относятся: задержание транспортного средства; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод; временный запрет деятельности; залог за арестованное судно; помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ.

Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

По информации управления правовой статистики, информационных технологий и защиты информации прокуратуры области.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий