О начислениях оплаты за электроэнергию ОДН. Нормативы потребления для целей ОДН, порядок обращения при несогласии с начислениями
Электроэнергия для ОДН — это электроэнергия, которая расходуется для работы электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, а именно, потребление электроэнергии приборами освещения мест общего пользования и придомовой территории, автоматическими запирающими устройствами, усилителями телеантенн коллективного пользования, системами противопожарной автоматики и дымоудаления. В соответствии с п.25 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые утверждены Постановлением Правительства РФ №306 от 23 мая 2006 года, рекомендуемый норматив потребления на эти цели с учетом технологических потерь составляет:
— 7 кВт на 1 человека в месяц в домах без лифта;
— на лифтовое оборудование 7 кВт на 1 человека в месяц, то есть — 14 кВт на 1 человека в месяц в домах, где имеется лифт;
Для жилых зданий, не являющихся многоквартирными домами, указанные значения принимаются равными нулю.
Однако, оплата исходя из норматива, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 №307), предусмотрена только тем потребителям, которые не имеют приборов учета.
Вместе с тем, указанные нормативы для любого потребителя могут служить ориентиром величины необходимого потребления электроэнергии на те же цели. И если величины, предъявляемые Вам для оплаты ОДН, значительно превышают установленные нормативы необходимо искать причину такого большого потребления электроэнергии на общедомовые нужды в Вашем доме.
Искать эту самую причину большого потребления вместе с собственниками обязаны исполнители услуг. Бремя возмездного содержания общего имущества (в том числе и вопросы электроснабжения мест общего пользования), изначально связано с долей в праве на это имущество и, соответственно, относится к отношениям собственности.
В соответствии со ст. 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением от 23 мая 2006 №307 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее Правила). Утвержденные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии. Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии с п.7 Правил, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) электрической энергии исходя из показаний приборов учета , установленных на границе сетей , входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры. Общий объем (количество) потребленной электрической энергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном Правилами.
В соответствии с п.49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307 у любого потребителя есть право познакомиться с журналом учета потребления домом коммунального ресурса по общедомовому прибору учета. По требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, управляющая компания, либо другой исполнитель услуг обязаны предоставить потребителю указанный журнал, а так же по требованию потребителя произвести сверку начисления платы за коммунальные услуги и не позднее 3 рабочих дней выдать документы, подтверждающие правильность начисления. Желательно, чтобы собственники свои требования, предложения в адрес Исполнителя услуг оформляли письменно, как предусмотрено Законом РФ «О защите прав потребителей. Информация об исполнителе услуг в обязательном порядке размещается в предъявляемой к оплате квитанции.
У правляющая компания (исполнитель услуг) обязана принять меры, направленные на недопустимость нецелевого расходования приобретенных ресурсов. Зачастую к ОДН приравнивают потери ресурсов в результате аварий, хищения, неучтенное потребление третьими лицами (организации, занимающие первые этажи, подвалы и т.д.). Если после Вашего обращения управляющая компания не приняла вышеназванные меры, жильцам необходимо активнее решать такие вопросы:
— потребовать на общем собрании от Управляющей компании, провести полный учет (или предоставить отчет за прошедший год) всех нужд общедомового потребления с расчетами (количество и мощность лампочек, энергопотребление лифтового оборудования).
— проводить общественный контроль над обоснованностью «перерасчетов, связанных с общедомовым потреблением».
— вести самостоятельный учет всех аварийных ситуаций, влекущих за собой убытки (потери коммунальных ресурсов), а также требовать от управляющей компании предоставлять информацию о принятых мерах и компенсации таких убытков за свой счет.
— инициировать полную «профилактику» всех инженерных сетей (их осмотр и актирование, извещение милиции о хищениях должно производиться и без просьбы или требования со стороны собственников).
Если у собственников дома не получается самостоятельно решить эти вопросы, обратиться за помощью в Администрацию района, Администрацию города. Распоряжением Губернатора Томской области от 26.03.2010 №80-р «О мерах по улучшению ситуации в сфере расчетов населения за электроснабжение» устранение недостатков в вопросах расчета платы за электрическую энергию, используемую на общедомовые нужды, возложены на Мэра г. Томска. Решением Думы г. Томска от 06.04.2010 №1467 рекомендовано Администрации г. Томска совместно с управляющими компаниями, поставщиками электрической энергии разработать план мероприятий по защите прав и законных интересов населения г. Томска при начислении платы за электроснабжение на ОДН и ее перерасчете.
И последнее, в случае, если финансовая претензия к ООО «Энергокомфорт «Сибирь» или Исполнителю услуг при начислении оплаты за электроэнергию ОДН, сохранится, у потребителей остается право отстаивать свои интересы в судебном порядке. По общим нормам гражданского законодательства в силу положений ст.11 ГК РФ все претензии и требования имущественного (денежного) характера, предъявляемые потребителями, при их не разрешении в добровольном порядке подлежат рассмотрению исключительно судебными инстанциями.
Гореликова Ольга Гавриловна — главный специалист Управления Роспотребнадзора по Томской области
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области, 2006-2022 г.
Адрес: 634021, город Томск, проспект Фрунзе, 103а
Тел.: +7 (3822) 26-03-90 var mkgu_widget_param = < id: 303, color: "#9c0">;
Расчет объема электроэнергии на общедомовые нужды
В площадь общедомового имущества при расчете объема электроэнергии, поставленной на содержание общего имущества (общедомовые нужды) домов, не оборудованных ОПУ. Узнаем, в чью пользу разрешился спор в рамках рассмотрения судьями дела № А31-1084/2018.
Суть разногласий.
Разногласия между РСО и УК возникли относительно включения истцом (РСО) при расчете платы за электрическую энергию в площадь общего имущества в МКД площади чердаков, в которых отсутствует какое-либо электропотребляющее оборудование.
РСО (истец) исходила из того, что площадь любых чердаков МКД, вне зависимости от их оснащенности электроприборами и эксплуатации, подлежит включению в состав общего имущества в МКД и должна учитываться при расчете платы за электроэнергию, поставленную на содержание общего имущества в доме.
УК (ответчик) с таким подходом не согласилась. В отсутствие сведений о площади чердаков в технической документации на МКД эта площадь не учитывается при расчете платы за предоставленный КР на СОИ.
Установленные правила расчета.
Как известно, в отсутствие установленных и введенных в эксплуатацию общедомовых приборов учета объем электрической энергии, подлежащий оплате на общедомовые нужды, определяется расчетным методом – с использованием норматива потребления.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления) и требования к их формированию предусмотрены Правилами установления и определения нормативов потребления[1].
На основании п. 37 приложения 1 к этим правилам величина норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в МКД (кВт·ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в доме) определяется по формуле 34:
__________
12 x S ои
Wобщ. i – суммарное годовое потребление электрической энергии (кВт·ч) i-й группой оборудования, входящего в состав общего имущества в МКД;
S ои – общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (кв. м);
12 – количество месяцев в году.
Каким образом следует определять общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, в комментариях к формуле 34 не указано (в отличие, например, от формулы 26, по которой рассчитываются нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, а также норматив потребления горячей воды на общедомовые нужды).
В формуле 26 общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в МКД (согласно сведениям, указанным в паспорте дома): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам.
Разъяснения Минстроя.
Министерство в Письме от 11.04.2017 № 12368-АЧ/04 пояснило: при расчете нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в целях содержания общего имущества в МКД по формуле 34 учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в п. 1, 2 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, в том числе площадь чердаков и подвалов.
В силу обозначенных норм Жилищного кодекса собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности следующее общее имущество в доме:
помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения дома, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное оборудование, обслуживающее более одного помещения дома (технические подвалы);
иные помещения, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и других подобных мероприятий.
Вывод
Расчет платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в МКД (по формулам 26 и 34) предусматривает включение разной площади общего имущества для различных коммунальных ресурсов, а именно по ГВС, ХВС и электроснабжению.
В связи с этим, к примеру, судьи согласились с позицией контролирующего органа, исключившего из расчета платы за ГВС и ХВС площадь чердаков и подвалов. Включение УК в состав общего имущества МКД данных помещений противоречит нормам Правил установления и определения нормативов потребления и приводит к неправильному определению платы за коммунальный ресурс по ГВС и ХВС, использованный для содержания общего имущества МКД. Об этом – Постановление АС ПО от 31.07.2018 № Ф06-34699/2018 по делу № А12-29389/2017[2].
Изыскания судей.
В рамках рассмотрения дела № А31-1084/2018 судьи заявили: вопрос о том, относятся ли чердаки к общему имуществу МКД для исчисления платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества, должен решаться в соответствии со ст. 36 ЖК РФ. Кроме того, следует выяснить, учтена ли площадь чердаков органом тарифного регулирования при расчете норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды.
Какие сведения учел орган тарифного регулирования?
Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области в письме от 30.10.2018 указал, что при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в целях содержания общего имущества в МКД им были направлены в ОМСУ и управляющие компании запросы о предоставлении сведений о площадях помещений МКД, указанных в п. 1, 2 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ. Расчет нормативов коммунальных услуг по электроснабжению выполнен по представленной информации муниципальными образованиями и управляющими компаниями.
Согласно имеющемуся в материалах дела письму от 27.02.2017 общество (ответчик) в целях определения нормативов потребления коммунальной услуги направило в департамент сведения об общих площадях помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (согласно установленной форме), исходя из сведений, указанных в паспорте МКД. В форме, по которой общество представило в департамент сведения, отраженные в технических паспортах, об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, отсутствуют отдельные графы, содержащие данные о площади чердаков. Данный факт, по мнению АС ВВО, не свидетельствует об исключении площади чердаков из состава общей площади помещений.
Важно ли освещение чердаков?
Наличие чердаков подтверждается представленными в материалы дела фотоматериалами и актами обследования чердачных помещений в спорных МКД и обществом не оспаривалось. Отсутствие осветительных приборов, как и неэксплуатация указанных мест общего пользования (чердаков), не исключает техническую возможность использования чердаков и установления в них освещения.
Какую информацию УК предоставила РСО?
Общество в письме от 28.06.2017 предоставило РСО (истцу) сведения о площадях мест общего пользования в МКД, в том числе чердаков, которые впоследствии были учтены организацией при расчете стоимости электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды.
Вывод судей
Общество, добровольно принявшее на себя обязательства по управлению жилыми домами, обязано обеспечить проведение мероприятий по изготовлению и получению актуальной технической документации на спорные дома, в том числе сведений о площади помещений, входящих в состав общего имущества, и его составе по видам помещений. Невыполнение обществом возложенных на него обязанностей не может служить основанием для освобождения его от оплаты поставленного ресурса.
Следовательно, оснований для исключения из общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, площадей чердаков для целей определения объема электроэнергии на общедомовые нужды в домах, не оборудованных ОПУ, не имеется (Постановление АС ВВО от 31.05.2019 № Ф01-1362/2019 по делу № А31-1084/2018[3]).
При расчете объема электроэнергии, поставленной на содержание общего имущества (общедомовые нужды) домов, не оборудованных ОПУ, должна учитываться площадь общедомового имущества, включающая в себя в том числе площадь чердаков. Причем при установлении норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды орган тарифного регулирования также должен учесть эту площадь. Соответствующую информацию он может получить, в частности, от УК, которые должны учитывать, что площадь чердаков включается в общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (но только в целях определения норматива потребления электрической энергии на ОДН).
Кстати, Минстрой отмечает, что имеют место случаи установления уполномоченными органами нормативов потребления коммунальных услуг на ОДН с нарушениями в части неверного применения в расчетах площадей общего имущества в МКД. В этом случае уполномоченному органу следует незамедлительно принять меры по устранению нарушений действующего законодательства, а органам ГЖН в рамках исполнения возложенных на них полномочий обеспечить надлежащий контроль.
[1] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.
[2] В передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 23.11.2018 № 306-КГ18-18936.
[3] В передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 19.08.2019 № 301-ЭС19-12546.
РАСЧЕТ ОДН: КАК НАЧИСЛЯЮТ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ НА ОБЩЕДОМОВЫЕ НУЖДЫ. ПОРЯДОК ОПЛАТЫ ОДН
В отдел информирования и консультирование потребителей поступают очень много вопросов от жителей многоквартирных домов, связанных с порядком расчета, начисления и оплаты электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирного дома (так называемая электроэнергия ОДН).
Расчет электроэнергии ОДН производится на основании Постановления Правительства № 354 от 06.05.2011 года и в соответствии с «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов«, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354.
Итак, что такое ОДН. Расшифровывается как общедомовые нужды.
Ведь ни для кого не секрет, что в любой многоквартирный дом поступает объём коммунального ресурса (электроэнергия, газ, вода или тепловая энергия) больше, чем потребляется жителями в своих квартирах в связи с тем, что в любом доме часть их коммунальных ресурсов расходуется на общие нужды дома.
При этом, в соответствии с вышеуказанными Правилами собственники помещений в таком многоквартирном доме, обязаны оплачивать как потребление электроэнергии в своем помещении (квартире или магазине), так и производить оплату доли ОДН (на электроэнергию, воду или тепло).
Порядок расчета ОДН по электроэнергии зависит от наличия или отсутствия общедомового прибора учета электроэнергии, индивидуального прибора учета электроэнергии и площади жилых и нежилых помещение в многоквартирном доме.
Давайте разберемся с начислением электроэнергии ОДН по порядку и на простых примерах.
1. Самый распространенный случай: многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета, а его помещения (как квартиры, так и нежилые помещения) частично оборудованы индивидуальными приборами учета.
Расход потребления электроэнергии на ОДН для каждого помещения рассчитывается по формуле № 12 Правил будет выглядеть следующим образом:
ОДН для квартиры №1 = (V — i — u ) х (Si ÷ Sоб) где:
V- общий объём потребления электроэнергии по показаниям обшедомового счётчика (пример: 20 923квтч)
i — сумма потребления электроэнергии жилых помещений (квартир как с индивидуальными приборами учета, так и без приборов учета (расчёт производится по тарифу) пример: Ʃi = 17 762 квтч.
u — cумма потребления электроэнергии в нежилых помещениях (пример:
Si – общая площадь квартиры №1 (пример: 77кв.м).
Sоб — общая площадь дома (пример: Sоб = 7 833,9 кв.м)
ОДН для квартиры №1= (20923 -17 762 -611) х (77 ÷ 7 833,9) ==2550 х 0,01 = 25,06
ОДН для квартиры №1 = 25 квтч
Все данные, необходимые для расчёта ОДН, должны быть указаны в квитанции, которые Вам присылают для оплаты.
2. Как производится начисление ОДН по электроэнергии в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учёта.
В этом случае расчет расхода потребления электроэнергии на общедомовые нужды для каждого жилого помещения (квартиры) рассчитывается по формуле №15 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и будет выглядеть следующим образом:
ОДН для квартиры № 2 = Nодн х Sон х (Si ÷ Sоб) где:
Nодн – норматив потребления электроэнергии на общедомовые нужды в многоквартирном доме.
Sон – общая площадь помещений , входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Si – общая площадь квартиры
Sоб — общая площадь
В свою очередь, собственник помещения обязан произвести оплату ОДН по электроэнергии в составе общего платежа за электрическую энергию.
За консультациями по оплате ОДН обращайтесь по телефону 57-11-81.
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области, 2006-2022 г.
Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта