Отношение церкви к усыновлению детей

«Усыновлять – не благословляю»?

Известно очень много случаев отказа, и такие отказы есть и среди православных людей, когда люди берут на себя крест непосильный. Конечно, всякое возможно, и иногда хуже ребенку оставаться в семье, где утеряна любовь, где с ним не могут справиться. Может быть, лучше вернуть его в детский дом

В программу «Детский вопрос» на радио Россия позвонила радиослушательница:
-Здравствуйте! Я звоню вам из Санкт-Петербурга. У меня такой вопрос. Я потеряла сына и поэтому хотела бы взять на воспитание ребенка. Я с этим вопросом обратилась к священнику, и не к одному, и получила отрицательный ответ. Священник не советует мне брать ребенка из детского дома. Поэтому у меня возникли сомнения и, не найдя однозначного решения, я обратилась к вам с просьбой о помощи…

Об отношении Церкви к усыновлению «ДВ» беседует с прот.Димитрием Смирновым и прот.Аркадием Шатовым:

протоирей Димитрий Смирнов: Не усыновляют трусы

– Отношение церкви к процессу усыновления. Насколько мы поняли, люди оказываются в диаметрально противоположных ситуациях, и либо у церкви нет единого отношения к этому явлению, либо на местах трактуют по-разному. Нам бы хотелось в этом вопросе разобраться. Часть священников, насколько мы поняли, к процессу усыновления относится отрицательно, говоря о том, что это некий крест человека, пусть маленького человека, но это – его крест, и он должен его нести, и не стоит вмешиваться в промысел Божий. Другие, наоборот, говорят, что это благое дело, и дают благословение будущим родителям на усыновление детей. Естественно, возникает вопрос: какова все-таки позиция церкви к процессу усыновления детей?
– Известно, народная мудрость гласит: не тот родитель, кто родил, а тот, кто воспитал. Процесс усыновления благословляется церковью, и, безусловно, это благо, и в последнем обращении Патриарха к Епархиальному собранию, Патриарх об этом говорил и призывал вообще всех, кто имеет такую возможность, брать на воспитание сирот, потому что, необычайный позор нашего народа, помимо четырех миллионов абортов, которые совершаются каждый год, – из-за этого мы вымираем, – у нас миллион сирот, – такого количества не было даже после войны. Это говорит о том, что та советская власть, которая воспитывала человека, превратила его из самого доброго народа в самый жестокий, потому что такого нигде нет в мире – такого отношения к детям. Может быть, в какой-то степени затронуло это и духовенство, потому что они плоть от плоти своего народа.
Действительно, маленький человек – он тоже крест несет, безусловно, но ведь Господь-то призывает нас помогать тому, кто несет крест. Симон Киринеянин помог нести крест Cамому Христу. Этим он прославлен в Евангелии, и две тысячи лет его имя во всех церквах с благодарностью повторяется. И сколько написано с фресок изображений именно с этим – как один человек помогает Cамому Богу нести крест. Да, он несет крест, само сиротство – это уже крест. Господь говорит: «Я был болен – вы меня посетили, Я был голоден – вы меня накормили, Я был наг – вы меня одели, Я в темнице был – вы меня посетили»… Разве это не относится к сироте, который взывает к взрослому человеку: «я сирота, вы меня усыновили?»
Общество обязано для сироты сделать все возможное, чтобы он не чувствовал своего сиротства. В идеале – это только при усыновлении. Ведь у нас огромное количество – каждая пятая супружеская пара бесплодна, потом – огромное количество женщин с нерастраченным материнским чувством, потому что из-за своей малодетности они вмешиваются в супружескую жизнь своих детей и так далее… житья им не дают, вместо того, чтобы –усынови еще одного-двоих и занимайся, и будешь прекрасной бабушкой, и все-таки это хоть неполная семья, но какое-то подобие, можно учить детей каким-то навыкам жизни, потому что 40% детей из госучреждений официально, по официальной статистике, поступают прямо в преступный мир, а потом в тюрьму, поэтому все эти органы, которые у нас занимаются сиротами, они просто куют кадры преступного мира, репродукцией этой занимаются, вместо того, чтобы действительно человеку дать полноценное семейное духовное воспитание.
Наша государственная опека торгует детьми и оборот этой торговли – пятьдесят миллионов долларов в год, – потому что цена ребеночка подскочила сейчас до восьмидесяти тысяч долларов. Если бы наше государство той семье, которая усыновила, оставляло деньги, которые оно тратило на сироту, когда он был в государственном учреждении, у нас бы усыновили всех детей! Но тогда нужно закрывать эту контору, понимаете? А это их бизнес, причем миллионный! Вот такая ситуация. И пусть кто это оспорит! Если я соврал, – подайте на меня в суд! А если он подаст в суд, я назову фамилии! И будем рубиться, и посмотрим, кто кого!
Сам народ должен опомниться, немножко очнуться от своего эгоизма, потому что если это продлится еще 20-30 лет – не будет ни нашего государства, ни нашего народа. Потому что эти огромные территории, которые нам Бог дал – не для того, чтобы мы просто качали нефть и проедали эти дары Божьи, а для того, чтобы устраивать здесь жизнь христианскую. А если мы так относимся к детям, то мы хуже язычников, хуже всяких фашистов. Величайшая христианская цивилизация не знает, как с детьми поступить! Просто это позор такой, что, я, разговаривая с Вами, чувствую, что краснею.

– Отец Дмитрий, если пара приходит в храм и просит благословения у священника на усыновление ребенка, а он не дает этого благословения, что делать в этой ситуации? Ехать в другой храм?
– Что значит «не дает»? Во-первых, он не имеет такого права, и это совершенно не его прерогатива. Другое дело, что некоторые люди, например, больные, или с головой, может, не все в порядке, услышали призыв Патриарха, откликнулись на это по доброте сердечной, но они реально не в состоянии… Ну, тогда священник скажет: «Вы знаете, мне кажется, вам тяжело..».
Тут требуется вот что: люди задумали усыновить маленького человека. Они должны прийти и попросить у священника отслужить молебен на начало доброго дела. Вот это его дело – отслужить молебен. А если они решили взять сироту, как он может этому препятствовать? Как один человек, пусть он даже священник, может властвовать над другими? Это совершенно не его прерогатива!

– Еще один вопрос – тоже был в нашей почте – могут ли приемные родители стать крестными родителями этому ребенку?
– Так часто бывает.

– Это разрешено?
– Конечно. У нас даже есть один человек в храме, который опекает около пятисот сирот, он имеет связь примерно с сотней детских домов. Его там все зовут «папа Юра». Он очень многих крестит, становится им крестным отцом. Он их всех помнит. Поэтому это вполне приемлемо. Но лучше бы, конечно, помимо этого, чтобы ребенок действительно называл «папой» и «мамой», просто забыл, что он сирота, чтобы этот комплекс сироты от него ушел.

– Отец Дмитрий, среди нашей аудитории, наверняка, найдется хотя бы одна женщина, которая совершила в своей жизни этот поступок, отдав ребенка в детский дом в силу ряда обстоятельств. Вероятно, у нее были какие-то мотивы…
–Я перед каждой женщиной, которая отдала ребенка в детский дом, готов встать на колени и поклониться, потому что десятки миллионов ее соотечественниц просто прикончили ребенка, сделав аборт, а эта дала ему жизнь.

– Но бросила.
– Бросить – это лучше, чем убить, понимаете? Мы нация убийц, потому что через аборты прошло большинство наших женщин. Мы вполне можем говорить, что мы нация убийц. С попустительства отцов. Говорить о «той, которая бросила», какая она плохая – у меня язык не повернется ее осуждать. Ну мало ли: она голодная, или несчастная, или брошенная… Но все-таки она не убила человека!

– Женщина, пришедшая в храм, бросившая ребенка, имеет возможность получить, если не поддержку священника, то, по крайней мере, некое сострадание и понимание?
– Да, естественно! Мы все понимаем…

– Отец Дмитрий, а женщина, как Вы говорите, убившая ребенка, может искупить свой грех, усыновив ребенка?
– Искупил наши грехи Господь наш, Иисус Христос. Усыновив сотню детей, убитого не воскресишь. Чтобы как-то показать Богу, что действительно опомнилась, конечно, это надо сделать! Совершив одно зло, постараться компенсировать это другим добром. Но это – не искупить!

– А почему мужчины боятся усыновлять детей, на Ваш взгляд? Почему они не принимают чужих детей?
– Потому что они жалкие трусы, наши мужчины, потому что все они вышли из малодетных и однодетных семей, потому что они маменькины сынки. Современные мужчины получили только женское воспитание. Треть мужчин у нас рождается вообще без отцов. Они не знают, что такое мужское воспитание. А остальные до пятидесяти лет… ко мне приходит женщина, семидесяти восьми лет, в храм: «Что мне делать с моим сыном? Вот он у меня и это, и это» … Я говорю: «Да ему уже за пятьдесят! До каких же пор можно нянчить?» Все потому, что он единственный. Если бы у нее было пятеро, она бы такими глупостями не занималась. Только бы в люди вывести, подвести к ВУЗу или к профессионально-техническому училищу, а дальше, парень, давай сам. А что такое современные мужчины? Вы что, не знаете, что такое современные мужчины? Да это кисель! Я могу это сейчас Вам доказать. Пойдемте, сейчас спустимся вниз, подойдем к остановке, я сниму свой подрясник и начну приставать к женщине. Хоть один заступится? Да никогда в жизни! Вот, почему! Но причина эта – от малодетности. В этом виноваты и мужчины, и женщины. Замкнутый круг получается. Нам нужно его разорвать.

– Спасибо Вам большое. Я думаю, что наша беседа будет очень полезна…
– Рады стараться. С Богом!


Сиротство – это крест, и усыновитель помогает сироте нести его, как Симон Киринеянин помог нести крест Самому Христу. На илл.: Несение креста. Икона XVIIв, Москва


Протоиерей Аркадий Шатов: Надо стоять насмерть

– В наш храм, уже, наверное, больше пятнадцати лет тому назад пришли люди, которые занимались детьми-сиротами и попросили о помощи. Мы вместе с ними стали ездить в различные детские дома, и с этого началась наша работа с теми детьми, которые потеряли родителей.

– Ваша цель: направить в будущем этих детей в лоно Церкви или просто помочь им адаптироваться в современном мире?
– Мне кажется, что одно другого не исключает, потому что во все времена христиане были самыми лучшими гражданами любого государства. Они никогда не были бунтарями, никогда не были лентяями, они были тружениками, они вставали на защиту Отечества, когда это было нужно. Мы стараемся воспитывать в наших детских домах, конечно же, граждан Отечества Небесного, но еще раз я повторяю, что это не мешает им быть гражданами Отечества земного.

– Отец Аркадий, как Вы относитесь к тому, что при первой же возможности государство старается вернуть ребенка из детского дома его кровным родителям, тем самым, которые однажды его уже предали?
– Детский дом старается заменить ребенку семью. И хотя и говорят, что лучшее воспитание человек получает в семье, но это правило, которое имеет исключение. Если семья неудачная, то, мне кажется, лучше ребенку быть в детском доме. Этот довод противоречит современной тенденции передавать ребенка обязательно в кровную семью. Семья – это некая такая оранжерея, где воспитывается ребенок. Ребенок в семье защищен от прямого воздействия зла, в семье у ребенка воспитываются добрые качества. Но кровная семья, к сожалению, далеко не всегда может обеспечить нормальное воспитание и обучение ребенка.

– Воспитывать детей – занятие непростое, и гарантировать, что человек обязательно вырастет хорошим, святым, не может никто…
– Воспитанный в грехе может выбрать добродетель, воспитанный в благочестии может выбрать, в конце концов, грех. Поэтому у нас тоже есть, конечно, дети, которые, к сожалению, оставили детский дом и стали жить не очень хорошо.
Но есть и добрые примеры. Есть девочка, очень трудная, очень тяжелая. Она вскрывала себе вены, била воспитателей… Она сейчас насельница монастыря, она держится, хотя ей трудно очень, но она живет в монастыре. Есть еще одна девушка, которая пришла в наш детский дом маленькой девочкой, одна из первых наших насельниц. Она сейчас учится в богословском Свято-Тихоновском университете. Вышла замуж за студента этого богословского университета, как мы надеемся, будущего священника. Есть девочки, которые учатся в нашем училище сестер милосердия и будут медсестрами, сестрами милосердия. Так что такие примеры у нас есть. Очень важно, конечно, не терять связи с этими детьми, потому что когда они покидают детский дом и оказываются предоставленными сами себе – это очень опасный момент. Нужно им помогать, поддерживать, если они этого хотят, конечно.

– Отец Аркадий, нас наверняка будут слушать люди, которые всерьез задумались над тем, чтобы принять в свою семью ребенка, оставшегося без родителей. Как вы считаете, необходимо ли верующим усыновителям благословение священника?
–Крайне необходим совет, можно советоваться не только со священником, но и с психологом православным, нужно обязательно советоваться с педагогами, потому что это очень серьезное, трудное и ответственное дело. Мне рассказывали усыновители, что когда они воспитывают своих собственных детей, они в каком-то раздражении, в гневе могут дойти до дна своей души. Каждый человек слаб, у каждого человека бывают какие-то трудные моменты. Можно накричать на ребенка, можно ударить его. Я не говорю, что это нужно, но бывает и так, к сожалению. Так вот, с родными детьми они доходят до дна, а с детьми не родными, они говорят, этого «дна» не чувствуют. То есть, у них нет естественной любви к ребенку, нет естественной связи с ним, и пока она еще не образовалось, особенно в первый период, когда они только взяли ребенка, они могут дойти до чего-то даже худшего по отношению к нему, чем к своим собственным детям. Это очень трудное дело, очень трудное. Поэтому надо относиться к этому очень и очень осторожно. Раньше этого не было, потому что раньше люди жили большими семьями. И раньше детей усыновляли, брали к себе близкие или дальние родственники. Сейчас усыновители берут совершенно чужого ребенка. Что в этом ребенке заложено? Говорят, что в ребенке заложено, то заморожено. В каком-то возрасте вдруг начинают проявляться какие-то инстинкты, какие-то качества души. И родители не всегда бывают способны с этим справиться. И поэтому нужно обязательно помолиться и взять благословение, прежде чем решаться на такой подвиг, подвиг великий, благодатный, конечно. Подвиг – это жертвенная любовь, но нельзя брать на себя больше, чем ты можешь.

– А что вы им советуете?
– Я советую исходить из ситуации. Я советую, во-первых, подумать, помолиться, все взвесить и представить себе такую ситуацию: вот этот ребенок, которого вы взяли, стал наркоманом, стал пьяницей, стал вором. Вы не бросите его? Вы будете продолжать его любить? Вы будете с ним заниматься? Возьмите самую худшую ситуацию. Вы готовы к ней? Все нужно взвесить. И свои материальные возможности, и свои душевные возможности, и идти к этому, мне кажется, нужно очень медленно: познакомиться, взять на выходные, проверить, как это будет получаться. И нельзя взять первого попавшегося, все-таки с ребенком должна быть какая-то связь. Если не духовная, то хотя бы душевная. Это тоже очень важно.

– Иногда бывает так, что родители, взяв малыша, отдают его обратно в силу различных обстоятельств, давящих на них. Можно ли, вовремя одумавшись, поняв, что тебе не под силу это испытание, вернуть ребенка? Или получается так: раз взял ,,крест”, так и неси по жизни?
– Жизнь настолько многообразна, что не укладывается ни в какие рамки и не может быть сведена ни к каким рекомендациям. Известно очень много случаев отказа, и такие отказы есть и среди православных людей, когда люди берут на себя крест непосильный. Они берут ребенка, о котором они ничего не знают…
Конечно, всякое возможно, и иногда хуже ребенку оставаться в семье, где утеряна любовь, где с ним не могут справиться. Может быть, лучше отдать его в детский дом. Я понимаю, что это очень вредит ребенку, это дополнительный стресс, дополнительная ломка. Ребенок сиротеет второй раз. И, конечно, это влияет на его психику, влияет на его сознание, это ломает просто его жизнь. И прежде чем брать ребенка, нужно все это как следует продумать… Но продумать все невозможно, в жизни может быть всякое.

– А часто к вам приходят женщины, в свое время отказавшиеся от детей или сделавшие аборт? Хотят они искренно покаяться в тяжком грехе? Может, у вас был личный опыт общения с ними?
– Люди, которые отказались от своих детей, ко мне не приходили. Я знаю только одного ребенка, от которого отказались родители. И знаю этих родителей, которые отдали его в наш детский дом.
А женщин, которые сделали аборт… К сожалению, женщины среднего, пожилого возраста, почти все делали аборты. Это очень частая ситуация. И, конечно, когда они приходят в первый раз на исповедь, они не каются до конца, они не понимают, что они сделали. Это осознание приходит, только если человек начинает ходить в храм. Они начинают понимать, насколько страшен, черен, мрачен этот грех детоубийства, который они совершили. Сначала, да, они считают, что это плохо. Но что было делать? Не было денег, муж был пьяницей, врачи не отговорили. Сказали, что ребенок болен или еще что-то такое. Находят себе оправдания, которые мешают им покаяться по- настоящему. Осознание приходит только потом, к сожалению. Но хорошо, что оно приходит, потому что если это осознание не придет до конца жизни, человек по-настоящему в этом грехе не покается, то он поймет это уже на Страшном Суде. Обязательно поймет, что он сделал и увидит это, и будет плакать, и будет страдать, но будет уже поздно. Каяться уже будет тогда нельзя.

– Отец Аркадий, почему, на Ваш взгляд, сейчас в России такое количество беспризорников и детей-сирот? В чем корень проблемы?
– Никакие экономические меры, никакое принятие новых законов, изменения на уровне правительства, программы какие-то – ничто не поможет, если души людей вновь не обратятся к Богу. Причина в человеческом грехе.

– А что же делать тогда?
– Каяться. … Нужен всенародный подвиг покаяния, нужно всенародное обращение к Христу. И каждый на своем месте, на своем посту должен стоять насмерть. Умираю, но не сдаюсь. И бороться с тем злом, которого в мире так много. Если таких людей будет много: подвижников, вставших на границы этого добра и зла, тех людей, которые борются со злом – то возможно возрождение России. Каждый такой солдат – это один в поле воин, он спасется сам и вокруг себя спасет очень много людей. Нельзя не противиться злу, иначе это зло захлестнет и наших детей, и нас. Нужно стоять насмерть, не боясь, без уныния трудиться, совершать ежедневную работу, ежедневный подвиг борьбы с этим злом, тогда ситуация может измениться.

Церковь и православные священники об усыновлении и опеке детей

Верующие люди знают, что бесплодие — это наказание, в древности это был позор для женщины. Получается, что семейная пара должна в покорности нести свой крест за грехи предков. Как тогда относиться к приемным детям? Это бунт против Бога или милосердие? Совместимы ли понятия усыновление и православие с точки зрения Церкви?

Церковь: за или против усыновления

Власти на официальном уровне давно легализовали практику усыновления детей-сирот или тех, кого бросили родители. Церковь относится к усыновлению, как к акту милосердия, а это — богоугодное дело. У христиан усыновление и православие являются понятиями, которые не противоречат один другому.

По законам Церкви дитя, оставшееся без родителей, независимо от причин, может быть усыновлено семейной парой или отдельным человеком, мужчиной или женщиной. Христианство практикует основой усыновления считать равные права как родных, так и приемных детей. Для новой семьи они уже не воспитанники, коими являлись в детском доме, а родные люди.

Ошибаются те папы и мамы, которые надеются, что, взявши малютку прямо с роддома, они воспитают его по своим жизненным принципам.

Психологи, богословы, педагоги, занимавшиеся вопросом наследственности, пришли к выводу, что на многих воспитанниках детских домов лежит первородных грех, который передается из поколения в поколение.

Сироты из детских домов отличаются от обычных детей. Здесь недостаточно проявить любовь и ласку, в некоторых случаях приемным родителям придется встретиться с множеством проблем:

  • искаженная психофизическая природа;
  • несформированная внутренняя структура личности;
  • нарушение норм поведения.

Обычную болезнь можно вылечить, но при повреждении духовной и душевной природы очень часто взрослые люди возвращают подопечного обратно. При этом сердечная рана наносится сироте, несостоявшимся родителям, духовному наставнику, друзьям, знакомым, учителям.

Спешите медленно. Этим детям мало дать только любовь, питание и обеспечение, их надо понять, «влезть в детскую шкуру», завоевать человеческое доверие, которое не купишь за деньги, приручить и приучить постепенно к порядку жизни, царящему в приемной семье.

Многие духовные наставники советуют не спешить с усыновлением, а временно оформить опеку над подопечным, поместив его в государственное учреждение, будь то училище или интернат, где действует строгий распорядок. Самонадеянность на свою любовь и желание поскорее обрести радость материнства или отцовства часто приводит к развалу семьи, не перенесшей тяжести воспитания трудного подростка.

Любящие наставники, опытные педагоги за короткое время смогут подготовить маленького человека к жизни в нормальной семье. Нельзя впадать в заблуждение, что приемный малыш вырастет и отблагодарит своих воспитателей.

Выросшие в антисоциальной среде, дети будут скучать по своим родственникам. Они обязательно найдут что-то положительное в своей прежней жизни и отрицательное в настоящей семье. К этому надо быть готовыми.

Советы от священника

Исходя из приобретенного опыта, христианский психолог, священник советует:

  • не брать в семью, где уже есть дети, приемыша возрастом старше родных отпрысков, чтобы воспитанное в другой среде чадо не подавляло всех остальных;
  • несколько детей усыновлять сложнее, опыт показывает, что двое — уже система, инородная вашей семье, поэтому соединение будет проходить труднее;
  • рекомендуется усыновлять детей с других регионов, чтобы родственники не жили с усыновителями в одном населенном пункте;
  • маленького человека переделать трудно, и, безусловно, здесь гнев и злость — плохие помощники, напряженная эмоциональная атмосфера не способствует взаимопониманию, поэтому надо молиться Архангелу Гавриилу, чтобы помог принять правильное решение;
  • слушайте свое сердце, какой человечек затронет сердце, тот и ваш.

О, святый великий архангеле Гаврииле, Божию Престолу предстояй и озарением от Божественного света осиянный, ведением же непостижимых тайн о превечней премудрости Его просвещенный! Всеусердно молю тя, настави мя к покаянию от злых дел и ко утверждению в вере моей, укрепи и огради душу мою от искушений прельстительных, и умоли Создателя нашего о отпущении грехов моих. О, святый великий Гаврииле архангеле! Не презри мене грешнаго, молящегося тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но присно помощник мне явися, да непрестанно славлю Отца и Сына и Святого Духа державу и твое предстательство во веки веков. Аминь.

Школы для приемных родителей

Семейная пара, которой Бог не дал кровное дитя, ничего не знает о психологии, физическом и моральном развитии маленького человека. Усыновители даже не подозревают какие проблемы адаптации малышей, а особенно подростков в приемных семьях, могут встретиться им на этом нелегком пути.

Очень часто, когда розовый дым ожиданий счастливого отцовства развеется, приемышей возвращают обратно. Чтобы этого не случилось, церковь и опекунские отделы советуют усыновителям пройти обучение в школах, центрах, на тренингах будущих родителей.

Во время обучения слушатели смогут:

  • оценить, насколько они психологически готовы к такому шагу;
  • определиться в чувствах;
  • подготовиться морально и практически;
  • получить знания для формирования полноценной семьи.

Специализированные школы открыты как для уже имеющих приемных детей родителей, так и потенциальных усыновителей. На занятиях можно получить ответы на вопросы и получить консультации у опытных юристов, педагогов, психологов и врачей.

Важно! Главная задача школ для усыновителей — научить любить любовью Иисуса Христа, Источника Живой Жизни.

Подлинную любовь можно приобрести через познание Библии и Святых Писаний, постоянную молитву и Таинства Церкви.

Кто становится усыновителем, а кому это противопоказано?

В материале, ставшем главной темой 13-го номера журнала “Нескучный сад” вы прочтете, кто становится усыновителем, кому не стоит усыновлять детей, какие есть виды семейного устройства детей, что думают прихожане московских храмов – сыновлять или нет, что правда, а что – миф в вопросе о наследственных болезнях и вообще наследственности, квартирный вопрос и закон об усыновлении, где брать детей, если вы решились стать усыновителем. Завершает тему комментарий священника

Приемными родителями становятся люди разных возрастов, различного социального положения… И — самое главное — с разной семейной ситуацией. Одинокие и многодетные. Готовые к трудностям и не очень.
Это своего рода тест, который поможет вам почувствовать себя в роли усыновителя. В него вошли примеры из опыта людей, взявших в дом сироту. И комментарии экспертов.

Двойной подвиг
Одинокие женщины берут сирот очень часто. Но они рискуют, потому что воспитывать ребенка в одиночку, даже кровного, крайне сложно. У детей из неполной семьи острее проходит подростковый период: не имея перед глазами примера обоих родителей, ребенок ведет себя более неадекватно. А если он приемный, то проблемы взросления приписываются наследственности, и это больно ударяет по нему. Одинокая мать и так «на нервах», замучена работой, домашними заботами — и рискует войти в постоянный конфликт с ребенком: «Он такой-сякой, неблагодарный!»
Надо учитывать, что женщине и физически очень трудно заниматься воспитанием. Если ребенка усыновляют маленьким, женщина может получить послеродовой отпуск. Но зато с более взрослым ребенком не нужно постоянно сидеть дома.
Алексей Рудов, руководитель московской Школы приемных родителей, усыновитель: «Хорошо, если у усыновительницы мама есть — а если нет? И нет денег на няню? Немосквички, живущие в Москве одни, тоже берут детей. Но для этого нужно иметь очень хорошую материальную базу».
О. Аркадий, настоятель больничного храма во имя св. блгв. царевича Димитрия, духовник двух православных детских домов: «. Конечно, лучше, чтобы ребенок воспитывался в полной семье. Но это не означает, что одинокая женщина не может стать хорошей матерью. Известны случаи, когда одинокие матери воспитывали святых. Например, мать святителя Иоанна Златоуста (правда, это был ее собственный ребенок). Она осталась вдовой, будучи еще совсем молодой женщиной и, несмотря на то что ей были предложены блестящие партии (ведь она была богата, красива, образованна, принадлежала к высшему обществу), она от всего отказалась, чтобы воспитать своего сына. Такие женщины совершают двойной подвиг, им придется стать ребенку и отцом, и матерью.
Бывает, что женщины берут детей, чтобы искупить грех аборта. Мне кажется, что это хорошее намерение».

Божий дар — за усыновление
Пары, которые не могут иметь детей
, — это основная категория приемных родителей, их больше половины. У них особый подход к усыновлению: в первую очередь они ищут решение собственной проблемы. Бездетные пары придирчивы, особенно поначалу, много внимания уделяют внешности ребенка. И стараются взять ребенка помладше, потому что хотят пройти весь процесс воспитания малыша. Но ведь ребенок — не мебель, его нельзя выбирать по внешнему виду. К тому же у младенца болезни менее выражены, они могут проявиться позже.
Быстрее всего разбирают маленьких девочек. Дело в том, что инициатором усыновления в 80% случаев являются женщины. Мужчины идут на этот шаг только тогда, когда они сами виноваты в том, что в семье нет детей. Или если они любят детей, росли в многодетной семье. Но и мужчины тоже более склонны усыновлять девочек: наследника обычно хочется кровного, а девочку можно и взять.
Алексей Рудов: «Девочки ведь ассоциируются с ангелочками. Говоришь усыновителям, что с девочками ПОТОМ будут проблемы, они отвечают: “Как-нибудь разберемся”.
Некоторые хотят доказать всему миру, что могут иметь детей. Например, родители ждут: “Ну, когда же мы увидим наследника?!” И люди идут на усыновление, чтобы доказать родителям, что выполнили их ожидания. Часто и вовсе стараются скрыть, что ребенок приемный. Имитируют беременность, а когда подходит срок “рожать”, берут первого попавшегося ребенка, так как большого выбора младенцев, на которых уже готовы документы, обычно нет.
Если же муж против, женщина старается его уговорить, воздействуя на эмоции: “Посмотри, какая мордашка! А ушки какие — вылитые твои!” Мужчины обычно ломаются, когда видят конкретного ребенка. Часто такие пары очень страдают после усыновления. Случается, жена хочет ребенка, а муж не хочет. Он идет на компромисс, а потом не выдерживает. Иногда даже распадается брак.
Однако известно множество случаев, когда после того, как бездетные люди брали сироту, у них рождался кровный ребенок».
Галина Красницкая, главный специалист проекта семейного устройства сирот «К новой семье», преподаватель Школы приемных родителей, опекун: «Бывает, женщина беременеет в то время, когда документы на усыновление еще не до конца оформлены. Тогда многие родители понимают, что своего ребенка им Господь дал в награду за их старания и относятся к усыновленному с благодарностью».
О. Аркадий Шатов: «Я бы не советовал брать ребенка, если этого не хочет один из супругов. Был такой случай, когда один старец не благословил брать девочку, потому что муж в этой семье испытывал к ней некое пристрастие. К сожалению, дети-сироты часто становятся объектами насилия в разных формах, притягивают к себе не самых хороших людей.
Нужно, чтобы желание усыновителей было чистым, чтобы родители были готовы к подвигу. Конечно, я знаю случаи, когда родители любят приемного ребенка как своего. Но прежде чем брать или не брать ребенка, усыновителям нужно понять, есть ли на то воля Божия. Нужно отвергнуться своей воли и не иметь страстного желания исполнить ее. «Подай мне ребенка, я без него не могу!» — такое страстное желание может быть даже противопоказанием к усыновлению. И еще я бы посоветовал поговорить с опытным священником, который может помолиться и помочь взвесить все “за” и “против”. Бывают ведь люди психически неуравновешенные, бывает, что отец не может содержать семью — брать ребенка в такую семью не стоит. Или если родители не живут в мире, то ребенок будет в такой семье мучиться».

Поделиться счастьем
Семьи с одним ребенком
. Олеся смогла родить только одного, мальчика. А потом один за другим случались выкидыши. Мечта о большой семье трещала по швам. Муж от идеи взять чужого ребенка отказался наотрез: «Я его не смогу полюбить!»
Олеся пошла на курсы приемных родителей. Сначала хотела просто работать с сиротами, брать детей в гости. А потом поняла, что не усыновить ребенка не может. «Поступай как знаешь: просто пиши согласие на то, чтобы я взяла ребенка, или все-таки становись приемным отцом», — сказала она мужу. «Я-то знала, что он человек хороший и согласится», — признавалась потом Олеся. Матвей стал пятым ребенком, которого они посмотрели (мать пьет, а отец даже не знал, что у него есть сын). Муж Олеси полюбил Матвея даже больше, чем старшего, кровного. «Господь подарил мужу такую любовь к приемному сыну за его смирение, за то, что он послушал меня», — считает она. Теперь Олеся с мужем хотят брать еще одного, постарш
е.
В семье с одним ребенком, если кровный ребенок чувствует себя пупом земли, он может быть категорически против того, чтобы в семье появился кто-то еще, чтобы с кем-то делить любовь и внимание. Более лояльны к этому дети от шести до десяти лет. Дети в этом возрасте уже воспитываются в социуме, они менее эгоистичны. У них появляется чувство сострадания. У маленьких детей не было пока собственных бед, они не научились, как правило, жалеть. А подростки слишком эгоцентричны.
Такие семьи обычно берут детей противоположного пола по отношению к родному ребенку.
Алексей Рудов: «Если свой ребенок еще слишком маленький (год-полтора), то часто берут приемного такого же возраста. После родов молодые мамы начинают по-другому смотреть на жизнь, у них возникает мысль о том, что где-то есть дети, такие же, как их, но брошенные. Такая категория усыновителей склонна брать в дом сирот от «переизбытка счастья»».
Бывает, что берут ребенка старше, чем кровный, хотя это не рекомендуется, потому что нарушает иерархию в семье. Пара месяцев значения не имеет, а вот пара лет — уже ощутимо. Кровный имеет положение старшего, потому что он дольше находится в семье. А приемный часто по психологическому возрасту младше, чем кровный ребенок. В таких случаях возникает конфликт. Особенно когда есть младшая девочка и берут старшего мальчика.
О. Аркадий: «Хорошо, если родители понимают, что воспитывать ребенка одного неправильно и трудно, и хотят найти ему товарища (мы знаем, что даже для детей в императорской семье всегда приглашали кого-то еще — для игр и общения). Но тут нужно быть осторожным и стараться, чтобы дети были одного пола. Я сталкивался с семьей, где было двое разнополых детей, причем один ребенок родной, а другой — нет. Когда дети об этом узнали, у них возник друг к другу далеко не родственный интерес.
Бывает, что родители взяли ребенка, а потом появляется к нему антипатия, своего они все-таки любят больше. Они пытаются с этим бороться, каются, но все-таки победить это не могут, и ребенок от этого страдает».

Хватит ли мамы на всех?
К сожалению, многодетные семьи усыновляют не очень часто. Обычно это происходит в тех случаях, когда у родителей рождаются только девочки или только мальчики. В больших семьях кровные дети обычно не сопротивляются тому, чтобы в семье появился еще один ребенок. Всех членов семьи обязательно нужно готовить, нельзя взять и принести неожиданный «подарок» из приюта. Кровные дети должны быть соратниками своих родителей. Но, бывает, сначала они заодно, а потом начинаются проблемы, и тогда нужно помочь им, поговорить с ними. Неплохо, чтобы все в доме заранее познакомились с будущим членом семьи. Хотя бы фотографии сделать. Детям объясняют, что новый ребенок может вести себя не так, что нужно быть ему другом. Если кровные принимаются обижать или унижать приемных — значит, родители что-то упустили.
Случается, если кто-то из детей многодетных родителей попадает в больницу, с ним вместе лежит ребенок-сирота. И часто родители берут эту сиротку себе. Основной мотив в таких случаях — стремление помочь ребенку.
Была такая история: многодетные родители с четырьмя мальчиками пришли в приют брать ребенка. Хотели девочку. Увидели девочку в коридоре, она им понравилась. Но в дирекции им сказали: «Вы вряд ли ее возьмете. У нее есть и брат, и сестра». Причем брат и сестра были метисы. Но родители решили взять всех троих.
Зато в большой семье другая опасность. Если ребенок никогда не видел отца и мать, ему требуется гораздо больше ласки, чем другим детям. Зачастую в многодетной семье он может заполучить внимание родителей, только «отбив» его у своих новых братьев и сестер. Или любви ему просто не хватит. И потом родители будут говорить: «Ну вот, все дети у нас нормальные, а этот какой-то не такой. Видимо, потому, что приемный».
О. Аркадий: «Такие семьи обычно берут ребенка, если им становится жалко кого-то конкретно. Например, видят ребенка у родственников или соседей. В старину ведь детей не отдавали в детский дом, близкие люди брали сирот к себе. Правда, не всегда дети в такой ситуации бывают счастливы. Например, святая праведная Иулиания Лазаревская. Она росла в такой многодетной семье, где дети ее обижали. Но все-таки выросла святой. И пусть ребенку не всегда хорошо в такой семье, это все же лучше, чем детский дом».
Родственники-усыновители — это особый случай. Такая ситуация обычно развивается очень интенсивно, ребенок даже не успевает попасть в учреждение. Но ребенку бывает очень сложно понять, что меняется семья. Часто он не может смириться с тем, что родители стали другими или родителей нет. Когда ребенок находится в учреждении, он мечтает попасть в семью. А домашний ребенок, переживший трагедию, не всегда хочет в другую семью. Отношения с усыновителями не всегда складываются. Был такой случай, когда родственница не справилась с ситуацией, и ребенка пришлось отдать другой родне.

Если дом опустел
«Эффект пустого гнезда»
наступает, когда дети вырастают и становятся психологически независимыми от родителей. Например, поступают в вузы, меньше с ними общаются. А у родителей еще остались нерастраченные силы и любовь.
Галина Красницкая (двое взрослых сыновей, взяла девочку 9 лет) : «Я не могу сказать, что я к Алинке отношусь как к своему собственному ребенку. Или как к своим внукам. У меня к ней сдержанно-доброе отношение. Мне нравится о ней заботиться, завязывать косички, помахать ей рукой из окна, когда она идет в школу, поцеловать на ночь. Этого я была лишена, когда растила своих собственных детей. А кому-то ребенок как родной, кто-то любит даже больше, чем своих. Кто-то сразу говорит: “Это мой ребенок, и я его люблю”, — а многие долго присматриваются. Это иллюзия, что, если вы взяли ребенка, вы обязаны его полюбить. У любви слишком много граней. Другое дело — привязанность».
Пожилые люди часто берут детей постарше с расчетом на то, чтобы успеть поставить их на ноги. К тому же маленькому ребенку лучше у молодых усыновителей. Ведь нужно активно с ним играть, носить его на руках. Нередко дети стесняются пожилых родителей. «Там за тобой бабушка пришла!» — «Да это не бабушка, это мама…» Пожилые не поддерживают многие инициативы своих детей, не создают для них компанию. Если ребенок хочет привести шумную компанию домой, родители воспринимают это тяжелее. Люди с возрастом привыкают к определенному распорядку жизни. Их может раздражать, что ребенок расческу положил не туда, взял помаду и т.д. Тогда, может быть, лучше не брать ребенка в семью, а помогать в стенах учреждения.
Ближе к старости люди иногда решают, что им нужен друг или помощник. И берут детей постарше — от 5 до 10 лет. Усыновляют тех, кого воспитать им по силам, с кем будет интересно.
Одна женщина пожилого возраста, которая уже много чего нажила, вдруг осознала, что оставить ей все это некому, и решила удочерить девочку. Она не хотела маленького ребенка, понимая, что ей его не поднять. Ей нашли девочку двенадцати лет и заставили этого ребенка к ней поехать. По дороге девочка от нее сбежала, вернулась в детский дом и сказала: «Я не хочу больше видеть эту тетю».
Часто бывает такое, что пожилые люди жили всю жизнь без детей и утверждали, что не хотят. А потом, например, понимают, что сами себя обманывали. И решаются взять ребенка. Это одна из наиболее тяжелых категорий усыновителей. Тут нужно рассчитывать, чтобы хватило времени ребенка воспитать. Таким людям лучше брать детей пяти-шести и более лет. Ведь важно и то, что родитель должен стать другом ребенка. Если этого не случится из-за разницы в возрасте, то пожилого родителя крах в отношениях застигнет в тот момент, когда он сам станет немощным и не сможет себя обслуживать. Часто пожилые опекуны отказываются от детей, когда тем исполняется 12-13 лет: «Заберите его у меня, я с ним не справляюсь!»
О. Аркадий: «Пожилому человеку трудно возиться с малышом, сил не так много. А усыновление подростка очень часто заканчивается плачевно. В каждой категории усыновителей есть люди, которые берут ребенка по воле Божией и им удается его воспитать, но в случае пожилых усыновителей это скорее исключение, чем правило».

Единственный шанс
Через пару месяцев после смерти младенца, мальчика, Алене позвонили. «Тебе ребенок нужен?» «Нужен!», — неожиданно для себя ответила она. «Тогда приезжай, забирай». Оказалось, одна молодая мамаша нагуляла ребеночка, отдала его бабке, а сама исчезла. Бабушка была верующая и решила не сдавать его в детский дом, а пристроить через знакомых.
Алена пришла домой со свертком. Родители в ужасе названивали родным и друзьям, рыдая в трубку: «Скажите ей, чтобы не брала его ни в коем случае! У нее и так своих двое на руках!» А она про себя уже давно решила, что если будет мальчик, то возьмет. Обязательно. «Такой шанс Господь дает один раз в жизни. Ребенок готовенький, искать не нужно», — говорит Алена.
Еще одна история. Однажды родители, потерявшие кровного ребенка, пришли в опеку по месту жительства. Просто чтобы поинтересоваться, какие нужны документы на усыновление. Оказалось, что туда как раз попала восьмимесячная девочка, от которой отказалась мать. Представительница органа опеки ломала голову, куда пристроить младенца — ей даже негде было переночевать. Девочка родилась как раз в тот день, когда у несчастных родителей умер кровный ребенок. И звали ее так же. Через несколько часов они вышли из здания с ребенком на руках. Приемный отец завернул ее в свой шарф — одеяльца у них с собой не было.

Люди, потерявшие ребенка, — очень частые усыновители. Однако в некоторых зарубежных странах им не разрешается брать приемных детей, потому что травма от потери ребенка слишком глубока. Одни стараются срочно заменить умершего ребенка другим, как будто ничего и не было. Другие вдруг осознают, что они — родители, потерявшие ребенка, а есть дети, у которых нет родителей, и срочно стремятся помочь. Но и тот и другой подход — следствие шока. Сначала должно успокоиться горе, только потом стоит брать ребенка.
Алексей Рудов
: «После гибели ребенка необходимо выждать три-четыре года. В ситуации острого горя человеку необходимо побыть одному, попереживать. А маленький ребенок на руках это абсолютно исключает».
О. Аркадий: «Таким людям лучше брать ребенка другого пола, чем умерший, чтобы психологически их не смешивать. И лучше действовать не под влиянием чувства, а подумать, помолиться Богу. Конечно, если случилась трагедия рядом и надо немедленно помочь осиротевшему малышу, тут нужно действовать быстро. Но идти в детский дом и выбирать ребенка под воздействием горя не стоит, иначе можно сделать неверный шаг».

Кому нельзя быть усыновителем
Не стоит становиться усыновителями
тем людям, которые ведут очень замкнутый образ жизни. Тем, кто мало с кем общается, не любит гостей, тем, кому достаточно своего собственного мира. Есть еще одна тяжелая категория — очень твердолобые люди. Они считают, что делать нужно только так, как они считают правильным, и не иначе. Детям трудно с такими людьми, которые не умеют приспосабливаться, не учитывают чужого мнения.
По законодательству не может взять ребенка
— инвалид 1-й или 2-й группы, не имеющий права работать;
— человек, имеющий заболевание в стадии компенсации (имеется в виду рак, туберкулез, венерологические болезни);
— человек, признанный недееспособными или ограниченно дееспособным (чаще всего это психически больные люди);
— человек, ранее лишенный родительских прав;
— человек, который был усыновителем и усыновление было отменено по его вине;
— человек, имеющий судимость за преступление против жизни и здоровья граждан;
— человек, бывший ранее опекуном, если это опекунство было отменено;
— человек, не имеющий жилья.

Виды семейного устройства детей
Усыновление
— довольно длительная и сложная процедура. Необходимо собрать документы: справку с места работы о занимаемой должности и зарплате, характеристику, медицинское заключение о своем здоровье, справки с места жительства, справку об отсутствии судимости и т.д. С ними человек, желающий взять ребенка, отправляется в орган опеки, и его ставят на очередь как кандидата в усыновители. В специальной анкете можно указать, какой внешности ребенка вы хотите. От того, что вы напишете, зависит длительность ожидания. Чаще всего ищут маленьких девочек, и поэтому их ждать приходится дольше всего. Получив все необходимые документы (включая акт осмотра жилья и т.д.), орган опеки пишет «Заключение о возможности быть усыновителем». Потом орган опеки подбирает ребенка и выдает направление в детское учреждение. Если ребенок не понравился, вы идете в орган опеки и пишете отказ. Взамен вам выдадут направление на следующего ребенка. Многие так выбирают по несколько раз, ждут, когда сердце что-то подскажет.
После этого необходимо написать заявление о согласии усыновить выбранного ребенка, заполнить анкету. Далее следует судебная процедура по установлению факта усыновления. Затем документы оформляются в ЗАГСе. Усыновитель может поменять ребенку имя, фамилию и дату рождения. Ребенок приравнивается по статусу к кровному со всеми правами наследования и т.д. Эта процедура длится по-разному долго. Кто-то проходит ее за месяц, а кому-то требуется несколько лет. При усыновлении никаких денег приемные родители от государства не получают.
В год усыновляют примерно 7 тыс. детей. А отменяют примерно 300 усыновлений. В основном детей возвращают в подростковом возрасте, когда ребенок становится малоуправляемым. Еще одна причина отказов — ранее не выявленные заболевания. Но, по данным специалистов Школы приемных родителей, процент неудавшихся усыновлений (когда приемные родители отказывались от ребенка) оказался ниже, чем процент проблем в обычных семьях (когда ребенок убегает из дома, когда родители за ним не смотрят и т.д.).

При оформлении опеки предъявляются более жесткие требования к зарплате и жилью. Будущий опекун должен собрать практически такой же набор документов, как при усыновлении. После этого орган опеки выносит соответствующее постановление. Суд в этой процедуре не задействован. Ребенок сохраняет имя, фамилию, дата рождения не меняется. Таким образом, опекун только «присматривает» за ребенком. Эти обязанности он выполняет безвозмездно, но при этом получает пособие на содержание ребенка. В Москве эта сумма составляет 3200 рублей в месяц. Опекун отвечает за жизнь, здоровье, воспитание ребенка, в сферу его ответственности не входят только имущественные отношения. Опекун не может препятствовать ребенку встречаться с кровными родителями. Однако вернуть ребенка в кровную семью можно только с согласия опекуна. Органы опеки могут изъять ребенка, если ему у опекуна плохо. Ребенок может жить у опекуна до 18 лет. Затем его должно обеспечить жильем государство. Кроме того, такой ребенок имеет льготы при поступлении в вуз и учится он на полном гособеспечении. У него сохраняется бесплатный проезд. Ежегодно в России под опеку берут 67 тыс. детей.

Приемная семья — раньше эта форма называлась «семейный детский дом». В такой семье может быть от одного до восьми приемных детей. Основать приемную семью может и одинокий человек. Приемные родители в принципе выполняют функцию опекуна. Отличие в том, что приемный родитель получает заработную плату и ребенок передается в семью по договору. Каждый регион устанавливает свою зарплату. В Москве — примерно 1800 рублей на одного ребенка. В столице таких семей всего десять. Дело в том, что содержать приемную семью должен муниципалитет, и развивается эта форма только в тех областях, где содержание таких семей заложено строкой в бюджете. Например, в Самарской области. Там расформировали два детдома и два дома ребенка, а детей раздали приемным родителям.
В отличие от опекуна приемный родитель обязан отчитываться о том, как он расходует выделяемые ему средства. Приемным родителям за их работу начисляют общий трудовой стаж, они имеют право подрабатывать, но так, чтобы при этом не страдал ребенок. Ребенок живет в приемной семье до 18 лет.

При патронате взрослый заботится о ребенке так же, как и родители в приемной семье. Но при этом он считается воспитанником детского дома и патронатный воспитатель получает средства на его содержание. Воспитатель заключает договор с детским домом или официально оформляется туда на работу. Зарплата воспитателя зависит от того, с каким детским домом он сотрудничает. Воспитатель не выбирает себе ребенка, его подбирает детское учреждение, но он имеет право отказаться, если ребенок ему не подходит.
Чтобы стать патронатным воспитателем, нужно обратиться в детский дом, который имеет право заниматься патронатом. До прошлого года в Москве только детдом №19 осуществлял патронат. Сейчас таких детских домов уже девять ( см. справку ). Задача воспитателя — реабилитировать ребенка и вернуть его в кровную семью, если таковая есть и там имеются все условия. Поэтому патронатный воспитатель должен поддерживать отношения с кровными родителями ребенка. Он обязан по первому требованию предъявлять ребенка в учреждение. Кроме того, к нему могут в любой момент прийти с проверкой. Патронатными воспитателями могут стать безработные люди. К патронату часто прибегают перед тем, как усыновить ребенка. Преимущество патроната в том, что воспитателю есть куда обратиться, если возникли проблемы с ребенком.
Точной статистики по этой категории нет. Но специалисты говорят, что в Москве на патронатном воспитании находится примерно 150 детей. По России — около 600.

Усыновлять или нет?
Среди прихожан нескольких московских храмов было проведено анонимное анкетирование. На вопрос «Представляете ли вы себя усыновителем ребенка-сироты?» ответило 422 человека.
Из них «да» — 216, «нет» — 203, «не знаю» — 3 человека.

Женщины оказались более решительными: среди них ответивших «да» — 53,7%. Среди мужчин — 44%.
Готовность стать усыновителем уменьшается с возрастом: если мужчины и женщины до 30 лет представляют себя в этой роли в 59% случаев, а с 30 до 45 лет такую возможность рассматривает 51% опрошенных, то старше 45 лет — только 43%.
По-разному — в среднем — отвечали и люди с разным семейным статусом. Больше всего потенциальных усыновителей среди семейных, но бездетных людей (из людей этой категории готовы принять сироту 60%), далее идут семейные с детьми (52%), потом — не имеющие семьи (51%). Меньше всего (40%) желающих усыновить среди не имеющих супруга (супругу), но имеющих детей (вдовы и вдовцы, разведенные, матери-одиночки). Хотя многое здесь тоже зависит от пола и возраста.
Любопытно, что утвердительно на вопрос об усыновлении отвечали и многодетные матери и отцы (с четырьмя и даже шестерыми детьми).
Тех, кто отвечал отрицательно, просили назвать причину. Многие называли не одну, а несколько, и все равно результаты оказались неожиданными. Казалось, что все будут ссылаться на материальные проблемы — низкую зарплату, маленькую квартиру. Однако на первом месте и у мужчин, и у женщин были причины духовного порядка: боязнь ответственности, отсутствие желания или любви к чужим детям и т.д. На втором месте оказались экономические трудности (причем у мужчин — на третьем). А на третьем (у мужчин — на втором) — наличие своих детей или желание иметь именно своих. Для мужчин также частым препятствием является отсутствие согласия супруги, а для женщин — просто отсутствие супруга.
Неожиданно в процессе опроса нам встретилось 6 человек, пытавшихся или уже усыновивших детей-сирот. Причем одна из женщин, имея двух своих, усыновила трех!

Готовность взять приемных детей в группах с разным семейным статусом

Болезни и наследственность. Мифы и реальность
Эти проблемы волнуют практически всех людей, которые задумываются об усыновлении. Действительно, если от ребенка отказались, значит, возникает подозрение: что-то не так либо с ним, либо с его родителями. Но разберемся по порядку.

Начнем с вопроса о здоровье. Алексей Рудов: «Здоровых детей сейчас вообще рождается мало. Да, среди отказников встречаются дети с отклонениями, но с ними можно прекрасно жить, этих детей можно любить, несмотря ни на что». Болезни детей имеют разнообразную природу. Бывают болезни оттого, что за ребенком не следят. Такие болезни проходят, как только ребенок попадает в семью, где за ним ухаживают.
Многие младенческие болезни к году компенсируются. Но бывает, что диагнозы так и тянутся за ребенком всю жизнь, потому что врачи часто не удосуживаются их исправить. Вот такой случай рассказала нам Галина Красницкая. Одна семейная пара приехала по направлению в дом ребенка. Выходит врач, зачитывает диагноз: порок сердца, гипертензионный синдром, дисплазия тазобедренного сустава, родилась эта девочка глубоко недоношенной и еще целая куча болезней. Родители в замешательстве. Тогда Галина Сергеевна попросила принести девочку. Оказалось, просто кукла! У нее было только открытое овальное отверстие в сердце, девочка переросла все остальные диагнозы.
Одновременно с тем существуют и такие болезни, которые проявляются только к году. Например, детский церебральный паралич бывает трудно диагностировать до тех пор, пока ребенок не начинает вставать на ножки. Или такой пример. Одна женщина через три года после удочерения шестимесячного ребенка отказалась от него. Когда она брала девочку в доме ребенка, ей подобрали САМУЮ ЗДОРОВУЮ и самую симпатичную. После того как ребенку исполнился год, приемная мать стала замечать, что с ним что-то не то. Оказалось, что у девочки развивалась опухоль головного мозга. Она стала глубоким инвалидом, прикованным к постели.
Считается, что чем раньше ребенок попадет в семью, тем лучше. Даже за год пребывания в учреждении с ним происходят такие изменения, которые трудно потом выправить.
С другой стороны, специалисты по усыновлению из фонда «Приют детства» в один голос предупреждают, что чем младше ребенка вы возьмете, тем меньше вероятность того, что вы полюбите его как человека. Если люди хотят просто понянчиться с ребенком, то потом, когда он подрастет, он им становится неинтересен. Был такой случай, когда родители, взявшие ребенка младенцем, лет через пять сдали его в приют: «Он плохой». — «Чем же это?» — «Ворует, врет». Оказалось, что родители оставили его одного дома, а сами уехали на несколько часов по магазинам. А он взял ключи, пошел к соседке чай пить, а потом вернулся и сказал, что никуда не ходил.
Одна бабушка привезла с Украины двоюродного внучка — не хотела, чтобы его отдали в детский дом от пьющих родителей. Семь лет его растила, очень хороший был мальчик. Вдруг он начал ее бить, отбирал деньги, а потом пропивал их с дружками. Так и пришлось его отправить обратно.
Большинство отклонений в поведении детей, их конфликты с приемными родителями объясняются неправильным воспитанием. Но бывают случаи, когда родители, не обделенные педагогическим талантом, недоумевают, отчего их любимый приемный ребенок вдруг пускается во все тяжкие.
О том, существуют ли наследственные дурные наклонности и как с ними бороться, мы спросили протоиерея Аркадия Шатова и иерея Александра Доколина, бывшего директора детского дома, настоятеля больничного храма при больнице святителя Алексия.
Отец Аркадий:
«Наследственность, конечно, существует, но на этом фундаменте каждый может построить или что-то хорошее, или что-то плохое. Какого-то «гена зла» нет. Например, в детском доме я крестил одну девочку. Она была странного поведения — бродяжничала, курила, ругалась, воровала, вела себя очень агрессивно. Это было даже не на уровне порока, а на уровне психического заболевания. После таких ее похождений у нее родилась дочка. Девочка внешне очень похожа на маму. Но при этом она очень хорошая, ярко выраженной наклонности к злу у нее нет.
Если ребенок крещен, с него снимается первородный грех. И верить в то, что он дурные наклонности воспринял от родителей на генном уровне, — неверно. Скорее, он мог что-то перенять в первые месяцы или годы своей жизни, пока был у родителей. Как с этим бороться? Любовью, строгостью, терпением, молитвой, как и в случае с родными детьми. Кнутом и пряником — но самое главное — взыскательной и сострадательной, жертвенной любовью».

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий