ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»
Проведен анализ деятельности подразделений по делам несовершеннолетних в профилактической работе безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ; рассмотрены актуальные проблемы и пути решения безнадзорности .
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Калинина Светлана Викторовна
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Основные детерминанты безнадзорности, совершения правонарушений несовершеннолетними и концептуальные основы методологии их устранения
О МЕРАХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Правовое регулирование деятельности подразделений по делам несовершеннолетних по профилактике правонарушений несовершеннолетних
ACTIVITIES OF JUVENILE AFFAIRS UNITS IN THE PREVENTION OF NEGLECT AND JUVENILE DELINQUENCY
The analysis of the activities of the juvenile affairs units in the preventive work of neglect and juvenile delinquency is carried out; current problems and solutions to neglect are considered.
Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
Научная статья УДК 34.342.9
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-135-140 NIION: 2003-0059-1/22-159 MOSURED: 77/27-003-2022-01-358
Деятельность подразделений по делам несовершеннолетних в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Светлана Викторовна Калинина
Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Проведен анализ деятельности подразделений по делам несовершеннолетних в профилактической работе безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; рассмотрены актуальные проблемы и пути решения безнадзорности.
Ключевые слова: правонарушения, безнадзорность, несовершеннолетний, подразделения по делам несовершеннолетних, инспектор ПДН, профилактическая работа
Для цитирования: Калинина С. В. Деятельность подразделений по делам несовершеннолетних в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 1. С. 135-140. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-135-140.
Activities of juvenile affairs units in the prevention of neglect and juvenile delinquency
Svetlana V. Kalinina
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot’, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The analysis of the activities of the juvenile affairs units in the preventive work of neglect and juvenile delinquency is carried out; current problems and solutions to neglect are considered.
Keywords: delinquency, neglect, juvenile, juvenile affairs units, PDN inspector, preventive work For citation: Kalinina S. V. Activities of juvenile affairs units in the prevention of neglect and juvenile delinquency. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(1): 135—140. (In Russ.). https://doi.org/! 0.24412/2073-0454-2022-1-135-140.
Антиобщественное поведение несовершеннолетних включает в себя действия, направленные непосредственно против физического и ментального здоровья несовершеннолетнего, а также наносящие вред гражданам и всему обществу в целом. Совершая данные действия, несовершеннолетний закрывает себе путь в здоровую взрослую жизнь, общество уже не может рассчитывать на него как на своего полноценного члена, который создаст семью, родит здоровых детей, воспитает их согласно общепринятым ценностям, который будет выполнять функцию рабочего, служащего, ученого или военного. В глобальном масштабе общество оказывается на грани
© Калинина С. В., 2022
всеобщего разложения и краха, у такого общества нет будущего, поскольку на смену стареющему поколению придет поколение в большинстве своем не способное мыслить общественными интересами, сохранять культурную общность, создавать условия для дальнейшего развития личности; такое поколение просто не сможет сохранить территорию, на которой проживает, поэтому именно с точки зрения собственной безопасности, ради сохранения своей целостности, общество создает запреты на совершение определенного рода действий.
Антиобщественное и противоправное поведение являются прямым следствием состояния безнадзор-
ности и беспризорности несовершеннолетних, поэтому решение задач профилактики строится на воздействии на все аспекты жизни несовершеннолетнего, начиная от защиты его прав и законных интересов на ментальном и физическом уровне (защита от оскорблений, унижений, сексуальных домогательств и эксплуатации), и заканчивая осуществлением профилактической работы с родителями, представителями и должностными лицами, обязанными обеспечивать решение потребностей несовершеннолетнего. Одновременно с этим, профилактическая работа направлена на защиту интересов общества и государства, поэтому в самых крайних случаях несовершеннолетние привлекаются к соответствующим мерам ответственности либо вопрос о прекращении правонарушаемого поведения решается иным образом.
Явление безнадзорности и противоправного поведения несовершеннолетних является серьезной проблемой для любого общества и государства, при этом решение данной задачи возможно только в результате совокупного объединения усилий самых разных специалистов, начиная от психологов и социальных работников и заканчивая сотрудниками органов внутренних дел. Перед тем, как обратиться к сущности и содержанию деятельности подразделений по делам несовершеннолетних в деле профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, необходимо определить ряд базовых понятий.
Базовым понятием для профилактики, осуществляемой правоохранительными органами, является понятие правонарушения. Понятие правонарушения имеет различную коннотацию в правовом и социальном дискурсе. При этом, учитывая, что правонарушения несовершеннолетних могут выражаться в самых разнообразных действиях, начиная от асоциального поведения и заканчивая совершением уголовно наказуемых преступлений, в рамках данной статьи под понятием правонарушения мы будем понимать самый широкий спектр неправомерных действий несовершеннолетних, включая действия, не соответствующие социальным и морально-этическим нормам, принятым в обществе (курение, употребление алкоголя, наркотических и психотропных средств, бродяжничество, попрошайничество), а также административные правонарушения и уголовные преступления.
С точки зрения данного понимания правонарушения, рассмотрим сущность антиобщественных дей-
ствий, совершаемых подростками. В ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N° 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [1] поясняется содержание антиобщественного действия, однако не дается его развернутое определение. Так, законодатель не дает определения понятию «антиобщественные действия», но перечисляет, какие действия могут расцениваться в качестве таковых. Антиобщественными действиями, с точки зрения их профилактики, будут рассматриваться систематическое употребление наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятие проституцией, бродяжничество или попрошайничество, а также иные действия, которые нарушают права и законные интересы других лиц. Из данного определения можно сделать следующие выводы: во-первых, законодатель дает нам примерный перечень антиобщественных действий; во-вторых, указывает, что иные действия несовершеннолетнего, также как и перечисленные, будут считаться антиобщественными, если они нарушают права и законные интересы других лиц. Таким образом, антиобщественные действия несовершеннолетнего рассматриваются как наносящие вред обществу, т. е. они имеют признак правонарушения.
В представленном перечне содержатся действия, которые в отношении взрослого человека были бы квалифицированы как уголовное преступление, административное правонарушение либо не считались бы делинквентным поведением. Так, в отношении совершеннолетнего, действия которого связанны с употреблением алкогольной или спиртосодержащей продукции, не являются правонарушением и могут осуждаться с точки зрения общественной морали и нравственности, однако в отношении несовершеннолетнего они признаются антиобщественным поведением.
В отношении совершеннолетнего в качестве административного правонарушения будут квалифицированы систематическое употребление наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ (ст. 6.9 КоАП РФ), занятие проституцией (ст. 6.11 КоАП РФ). Касаемо бродяжничества или попрошайничества, то ответственность за данные действия устанавливается административным законодательством субъектов РФ; так, например, законодательство г. Москвы устанавливает ответственность в виде штрафа за «приставание» к гражданам. Таким
образом, законодатель собрал в одном перечне достаточно разные с правовой точки зрения действия, которые могут быть квалифицированы различным способом в зависимости от возраста субъекта, их совершающего.
Тесным образом с противоправным поведением, а часто и его причиной является состояние безнадзорности и беспризорности несовершеннолетнего. Под безнадзорностью несовершеннолетнего закон понимает такое поведение родителей или представителей несовершеннолетнего, при котором они не осуществляют свои обязанности, связанные с надзором за ребенком, обеспечением его базовых потребностей, а в отношении беспризорности к вышеозначенному состоянию прибавляется отсутствие места жительства несовершеннолетнего. Очевидно, что такое состояние несовершеннолетнего, ограниченного в силу возраста в правах, социально-экономических возможностях толкает его на определенные действия, рассматриваемые обществом и государством в качестве асоциальных и не правовых, в связи с чем, общество и государство в лице управомоченных органов организуют профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Профилактика представляет собой совокупность мер, средств, инструментов и подходов, направленных на предотвращение какого-либо события или явления. В данном случае речь идет о совокупности научно-обоснованных и законодательно регламентированных мерах, направленных на пресечение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, а также совершения ими правонарушений и преступлений. Важность профилактической работы правоохранительных органов и иных уполномоченных органов и служб заключается в двунаправленности данной деятельности. С одной стороны, профилактика позволяет обеспечить защиту общества от правонарушителей, с другой стороны, сами нарушители попадают в условия, когда пресекается их морально-нравственное и физическое разложение, а сами они ставятся в условия соблюдения законов и норм общественного поведения.
Содержание социально-профилактической работы определяется как комплекс идей, мнений, факторов, основных направлений упреждающего воспитательного воздействия. Вся профилактическая работа должна осуществляться цельно. Такой целостный процесс должен основываться на определенных
принципах преемственности и единства всех звеньев общего социально-педагогического воспитания и перевоспитания [2, с. 50], поэтому в процессе профилактики правонарушений среди несовершеннолетних значительное внимание уделяется ориентации на личность [3, с. 16].
Содержание профилактики правонарушений включает в себя понятие «профилактика», принципы, задачи, методы, формы и средства, на основе которых она будет осуществляться и, бесспорно, задачи и программу профилактики. Социальная профилактика негативных явлений — это деятельность, направленная на предотвращение возникновения, распространения, обострения негативных социальных явлений и их опасных последствий путем выявления, устранения или нейтрализации факторов, которые порождают их, и создания условий для успешной жизнедеятельности общества [4].
Важную роль в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выполняют правоохранительные органы, которые, с одной стороны, защищают права и законные интересы несовершеннолетних, а с другой, — обеспечивают защиту общества и государства от их неправомерного поведения. Отделы по делам несовершеннолетних и защите их прав являются подразделениями полиции в структуре ГУ МВД России. На отделы ПДН возлагаются задачи координации всех субъектов системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, сбора информации для комиссий по делам несовершеннолетних, мониторинга и аналитики информации о состоянии безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних на отдельно взятой территории. В приоритете у отделов ПДН должна быть правовая защита прав и законных интересов несовершеннолетних, а затем функция защиты общества и государства от их неправомерного поведения.
В своей деятельности органы ПДН руководствуются Федеральным Законом N° 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и региональным законодательством (например, Закон Московской области от 30 декабря 2005 г. «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области», Положение «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Московской области» [5]).
Осуществляя профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних органы ПДН в рамках предоставленных им полномочий и возложенных на них обязанностей:
• проводят профилактическую работу с несовершеннолетними, подходящими под категорию безнадзорных, беспризорных или совершивших правонарушение;
• проводят профилактическую работу с родителями и законными представителями, если они не исполняют свои обязанности в отношении таких несовершеннолетних. Профилактическая беседа может быть проведена также в отношении других несовершеннолетних и иных лиц, если для этого будут иметься основания;
• устанавливают субъектов, которые негативно влияют на несовершеннолетних, в частности, вовлекают их в совершение асоциальных поступков или противоправных деяний, совершают в отношении несовершеннолетних правонарушения или преступления, нарушают права и законные интересы несовершеннолетних. Такими лицами могут быть родители, законные представители и иные лица;
• осуществляют помощь в объеме своей компетенции в розыске несовершеннолетних;
• рассматривают заявления о противоправном или антиобщественном поведении несовершеннолетних;
• выявляют беспризорных несовершеннолетних, которым требуется помощь со стороны государства и определяют их в центры временного содержания для дальнейшего решения их судьбы;
• выявляют причины и условия состояния безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и направляют данную информацию в соответствующие органы.
Перечислены основные задачи отделов ПДН, связанные с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, однако для реализации данного направления осуществляется и иная деятельность, в том числе:
• организация совещаний и круглых столов с целью обмена информацией и опытом в деле защиты прав несовершеннолетних и профилактики совершения ими правонарушений;
• оказание материальной и психологической помощи несовершеннолетним, которые вышли из учреждения уголовно-исполнительной системы либо из учебно-воспитательного учреждения;
• подготовка материалов относительно содержания несовершеннолетних в учреждениях уголовно-исполнительной системы либо в учебно-воспитательных учреждениях [5].
Важным направлением деятельности отделов ПДН является сбор и анализ материалов о состоянии безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, поскольку именно эта информация ложится в основу планирования организационно-правовой, бюджетной и экономической деятельности государственных органов в деле профилактики.
Отделы ПДН также осуществляют теоретико-практическое руководство профилактической работой в учреждениях, работающих с несовершеннолетними, а также в отношении родителей, законных представителей и непосредственно несовершеннолетних. Для этих целей разрабатываются и распространяются брошюры, содержащие информацию, направленную на правовое просвещение, формирование социальной ответственности, бережное отношение к своему здоровью и т. д.
Сотрудники территориальных отделов ПДН, осуществляя профилактику, выполняют следующие функции:
• выявляют причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, аддиктивному поведению, правонарушениям, гибели и травматизму, нарушениям трудовых, жилищных и иных прав несовершеннолетних, вовлечению их в совершение противоправных деяний;
• организовывают межведомственные мероприятия по выявлению несовершеннолетних, находящихся в обстановке, представляющей угрозу для их жизни и здоровья;
• содействуют в оказании экстренной помощи несовершеннолетним, находящимся в кризисных ситуациях;
• создают и пополняют межведомственный банк данных о несовершеннолетних и семьях, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, находящихся в социально опасном положении, в отношении которых проводится индивидуально-профилактическая работа;
• обобщают и распространяют положительный опыт работы в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты прав несовершеннолетних и законных интересов, внедрения новых форм работы в этом направлении;
• организовывают работу комиссии по контролю за воспитанием, обучением, содержанием и обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики; с этой целью имеют право проверять условия содержания и воспитания несовершеннолетних в детских дошкольных учреждениях, образовательных учреждениях, учреждениях социальной защиты (приюты, центры реабилитации), детские отделения учреждений здравоохранения;
• готовят материалы в комиссию для принятия мер воздействия в отношении несовершеннолетних правонарушителей, родителей, лиц их заменяющих, должностных лиц, которые обязаны воспитывать и обеспечивать интересы несовершеннолетних;
• информируют о состоянии подростковой преступности и проводимой работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Отделы ПДН также контролируют культурно-образовательную и трудовую составляющую жизни несовершеннолетних на подведомственной территории.
Основу профилактического воздействия инспектора ПДН на несовершеннолетнего составляют:
1) перечень категорий несовершеннолетних, которых характеризует неправомерное поведение или факт правонарушения; несовершеннолетних, находящихся в группе риска (отклоняющееся поведение, нахождение в неблагоприятной социально-педагогической и воспитательной среде);
2) содержание и направления деятельности по профилактическому воздействию;
3) координация профилактической деятельности с медицинскими, социальными, образовательными и иными учреждениями, что придает всем профилактическим мероприятиям комплексный системный характер.
В любом случае, эффективная и результативная модель профилактической работы с несовершеннолетними должна отвечать ряду требований: иметь четко поставленные цели; основываться на специальных принципах; представлять собой систему.
Вся профилактическая работа с несовершеннолетними строится с учетом психофизиологических и возрастных особенностей развития личности несовершеннолетнего, факторов и условий социального окружения и воздействия на личность несовершеннолетнего (семья, образовательное учреждение, ближний круг), качества административно-правового и воспитательного воздействия.
ДОЗНАНИЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
3-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. 495 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Под ред. Ф. К. Зиннурова, А. С. Есиной
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя
Определены понятие, роль и значение дознания в уголовном судопроизводстве России. Рассмотрены деятельность органа дознания по уголовным делам; особенности и общие условия производства дознания как формы предварительного следствия. Особое внимание уделяется процессуальному положению и полномочиям дознавателя ОВД и его взаимодействию с отдельными участниками уголовного судопроизводства. Раскрыты правовые основы и направления взаимодействия в данной сфере в аспекте международного сотрудничества.
Для студентов, курсантов и слушателей юридических учебных заведений МВД России, а также преподавателей и аспирантов (адъюнктов).
Группировка причин, способствующих неправомерному поведению несовершеннолетних позволяет говорить о высоком потенциале профилактического воздействия на несовершеннолетних, поскольку именно данная сфера позволяет максимально скорректировать отклоняющееся поведение и привести личность подростка к социальной норме.
Группировка профилактических мер на общие и индивидуальные позволяет дифференцировать усилия сотрудников и ресурсы для повышения эффективности профилактического воздействия. При этом важно понимать, что в основе общих профилактических мер безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних лежит создание условий, при которых исключена возможность безнадзорного состояния несовершеннолетних и возможность для них совершать неправомерные поступки.
1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Российская газета. 1999. 30 июня.
2. Гревцева Г. Я. Гражданское воспитание школьников как фактор социализации. СПб. : СМИО-Пресс, 2015.
3. Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспитания / под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.-Тверь, 2014.
4. Ефимов М. А. Причины и условия, способствующие преступности несовершеннолетних / Ефимов М. А., Лобанов В. А. // Предупреждение правонарушений несовершеннолетних: [сб. статей / под ред. В. Т. Калмыкова]. Мн., 1978. С. 17-32.
5. УМВД РФ по Ленинскому району // URL://https://-ленинский.50.мвд.рф/UMVD/Rukovodstvo_UMVD.
1. Federal Law No. 120-FZ of June 24, 1999 «On the basics of the system of prevention of neglect and juvenile delinquency» // Rossiyskaya Gazeta. 1999. June 30.
2. Grevtseva G. Ya. Civil education of schoolchildren as a factor of socialization. SPb.: SMIO-Press, 2015.
3. The personality of a student as a goal, object, subject and result of education / edited by N. L. Selivanova, E. I. Sokolova. M.-Tver, 2014.
4. Efimov M. A. Causes and conditions contributing to juvenile delinquency / Efimov M. A., Lobanov V. A. // Prevention of juvenile delinquency: [collection. articles / edited by V. T. Kalmykov]. Mn., 1978. Р. 17-32.
5. The MIA of Russia in the Leninsky district // URL ://-https://Leninsky50.mvd.rf/UMVD/Rukovodstvo_UMVD.
Информация об авторе
С. В. Калинина — доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.
Information about the author
S. V. Kalinina — Associate Professor of the Department of Administrative Activity of Internal Affairs Bodies of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot’, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 22.11.2021; одобрена после рецензирования 17.01.2022; принята к публикации 01.02.2022.
The article was submitted 22.11.2021; approved after reviewing 17.01.2022; accepted for publication 01.02.2022.
Правовое регулирование деятельности подразделений по делам несовершеннолетних по профилактике правонарушений несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРОФИЛАКТИКА / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / MINORS / BODIES OF INTERNAL AFFAIRS / PREVENTION / DEVIANT BEHAVIOR / DIVISIONS ON AFFAIRS OF MINORS
Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Верстов Вадим Викторович, Харитонов Илья Константинович
В статье рассматриваются проблемы правового регулирования деятельности подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) по профилактике правонарушений несовершеннолетних . Дана краткая характеристика нормативных и ведомственных правовых актов, регламентирующих деятельность ПДН, проанализированы задачи, функции и специфика работы ПДН с несовершеннолетними лицами.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Верстов Вадим Викторович, Харитонов Илья Константинович
Проблемы реализации органами внутренних дел индивидуально-профилактических мер в отношении несовершеннолетних соучастников преступления
Министерство внутренних дел Российской Федерации как субъект реализации уголовной политики в отношении несовершеннолетних
Современные тенденции преступного поведения несовершеннолетних в Москве и проблемы его предупреждения
Legal regulation of activity of divisions on affairs of minors for the prevention of juvenile delinquency
In the article problems of legal regulation of activity of divisions on affairs of minors for the prevention of juvenile delinquency are considered. Brief characteristic and departmental normative legal acts regulating the activity data is given, the tasks, functions and specifics of divisions on affair of minors with minors are examined.
Текст научной работы на тему «Правовое регулирование деятельности подразделений по делам несовершеннолетних по профилактике правонарушений несовершеннолетних»
Верстов Вадим Викторович
кандидат юридических наук,
доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])
Харитонов Илья Константинович
кандидат юридических наук,
старший преподаватель кафедры гражданского права и гражданского процесса Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])
Правовое регулирование деятельности подразделений по делам несовершеннолетних по профилактике правонарушений несовершеннолетних
В статье рассматриваются проблемы правового регулирования деятельности подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Дана краткая характеристика нормативных и ведомственных правовых актов, регламентирующих деятельность ПДН, проанализированы задачи, функции и специфика работы ПДН с несовершеннолетними лицами.
Ключевые слова: несовершеннолетние, органы внутренних дел, подразделения по делам несовершеннолетних, профилактика, девиантное поведение.
V.V. Verstov, Master of Law, Assistant Professor of a Chair of Civil Law and Civil Process of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected];
I.K. Haritonov, Master of Law, Senior Teacher of a ^air of См! Law and Civil Process of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
Legal regulation of activity of divisions on affairs of minors for the prevention of juvenile delinquency
In the article problems of legal regulation of activity of divisions on affairs of minors for the prevention of juvenile delinquency are considered. Brief characteristic and departmental normative legal acts regulating the activity data is given, the tasks, functions and specifics of divisions on affair of minors with minors are examined.
Key words: minors, bodies of internal affairs, divisions on affairs of minors, prevention, deviant behavior.
Изменения в обществе и в государстве, имевшие место в 90-е гг. прошлого столетия, оказали большое влияние на все сферы нашей жизнедеятельности. К сожалению, не все взрослые смогли адаптироваться к новым реалиям жизни, найти свое назначение, не говоря о детях. Одновременно с развитием новых общественных отношений в государстве и «благодаря» негативной социальной обстановке, конфликтам в семье растет расслоение в обществе, возникают условия для возникновения криминальных действий и ситуаций, в которых участниками становятся несовершеннолетние лица.
Детей можно отнести к наиболее незащищенной и уязвимой категории населения. В учебной и научной литературе противоправные действия несовершеннолетних называют отклоняющимися от нормы или девиантным поведением.
Согласно словарю С.И. Ожегова норма — это: «1. Узаконенное установление, признанный обязательный порядок, строй чего-то. 2. Уста -новленная мера, средняя величина чего-то.» [1]. Под «нормой» понимается установленное и разрешенное в законе правило поведения, нарушение которого влечет ответственность.
Нарушения правовых норм принято различать в зависимости от противоправности,
общественной опасности и вреда. Все деяния, указанные в УК РФ или КоАП РФ, подпадают под категорию противоправного действия. Однако в рамках противоправных деяний существует строгое разграничение, согласно которому одни квалифицируются как преступления, а другие -как мелкие административные правонарушения или проступки.
Таким образом, к девиантному поведению можно отнести различного вида хулиганские проступки, не влекущие за собой уголовной ответственности. Но и девиантное поведение, и преступное являются видами девиаций, которые имеют специфику в зависимости от социальной, культурологической и возрастной групп, к которым относится конкретный индивид.
Установлено, что человек тем больше усваивает образцы девиантного и преступного поведения, чем: а) чаще с ними сталкивается; б) моложе его возраст.
Социология рассматривает преступность в качестве социального явления, которое носит деструктивный для общества характер. Ее можно определить как относительно устойчивую распространенную форму девиантного поведения, достигшую степени общественной опасности и закрепленную в уголовном законе. Понятие преступности среди несовершеннолетних и молодежи связано с возрастными группами от 14 до 29 лет, хотя ряд тенденций имеет место и в младших возрастных группах (более 90 тыс. детей в России ежегодно совершают преступления до достижения возраста уголовной ответственности).
К особым признакам преступной деятельности несовершеннолетних можно отнести следующие:
повышенную латентность, что означает фактический уровень преступности в 2-3 раза выше, чем зарегистрированный официальными органами;
несовершеннолетние в силу своей неосведомленности и безнаказанности отличаются повышенной криминальной активностью, чем зачастую пользуются взрослые для достижения криминальных целей, используя детей для совершения мелких краж, мошенничества, попрошайничества и т.д.;
несовершеннолетние преступники и правонарушители чаще всего совершают свои противоправные действия преимущественно в группе, т.к. срабатывает принцип коллективного бессознательного, или «за компанию»;
девиантное поведение несовершеннолетних во многом рассматривается как результат отсутствия родительского контроля или наоборот — как подражание деятельности взрослых, копирование чужого поведения.
В сложившей ситуации роль социальных институтов, которые призваны на борьбу с антиобщественным поведением и преодолением девиантного поведения несовершеннолетних, должна проявляться в комплексном взаимодействии подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) МВД России с другими общественными и государственными органами. Важное место в деятельности ОВД занимает профилактика девиантного поведения.
Как известно, большое внимание отводится деятельности органов внутренних дел, которые относятся к специализированным субъектам предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Без преувеличения можно сказать, что так или иначе все подразделения органов внутренних дел участвуют в этой работе.
Действующее национальное и международное законодательство достаточно подробно регламентирует права детей, чего нельзя сказать о качестве регулирования отношений с участием ПДН. Значительный объем функций по предупреждению правонарушений несовершеннолетних среди специализированных служб ОВД возложен на подразделения по делам несовершеннолетних районных, городских отделов (управлений) внутренних дел, отделов (управлений) внутренних дел муниципальных образований, отделов (управлений)внутренних дел закрытых административно-территориальных образований,отделов(управлений)внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Правовое положение указанных подразделений, их права и обязанности, основные направления деятельности и т.д. отражены в широком перечне нормативно-правовых актов.
Деятельность подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних регламентируется Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [2], Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [3], а также Инструкцией по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 [4].
Данные нормативно-правовые акты характеризуют и конкретизируют цели, задачи, основные направления деятельности подразделений по делам несовершеннолетних, права и обязанности сотрудников, а также функции в сфере профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.
Из них следует, что основной функцией ПДН является выполнение обязанностей, связанных
с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Мы рассматриваем профилактику как совокупность мер, приспособленных для предотвращения каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании. Применительно к деятельности органов внутренних дел профилактика не имеет существенной разницы с общепринятой системой предупреждения и должна основываться на тех же принципах, среди которых стоит особо выделить комплексный подход и дифференциацию, научную обоснованность, законность и др. Профилактика представляет собой гуманное средство борьбы с преступностью, средство, предусматривающее не наказание, а воспитание, предостережение членов общества от преступлений [5, с. 231].
Целью профилактики, по нашему мнению, является не борьба с последствиями — результатом девиации, выражающейся в конкретном правонарушении или преступном поведении подростка, а ликвидация условий и факторов, способствующих возникновению подобного поведения. К нашему сожалению, органы внутренних дел в лице сотрудников ПДН и их руководителей совершенно одиноки. Отсутствует взаимосвязь с общественностью и государственными органами, а в решении этой важной проблемы нужен комплексный поход. Каждый «трудный подросток» — это не только «головная боль» конкретного инспектора, выражающаяся в многочисленных мелких или крупных административных проступках. Можно с определенной долей вероятности утверждать, что без должного внимания к персоне каждого несовершеннолетнего девиантное поведение переходит в преступное деяние. Несовершеннолетние не понимают, что каждый противоправный поступок приближает их к криминальному сообществу и возвратиться к нормальной жизни будет намного труднее. Общество и государство теряют в лице каждого преступника огромный человеческий ресурс в виде благополучной семьи, работника, налогоплательщика. Вместо прогресса наступает регресс. В итоге то, ради чего рождается, растет и к чему готовится человек, становится бессмысленным. Общество не готово принять людей с криминальным прошлым. Бывшие преступники не способны адаптироваться к новым общественным отношениям и ограничениям, и, делая для себя вывод о ненужности, они вынуждены снова совершать преступления, чтобы вернуться в криминальное сообщество.
Согласно Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной прика-
зом МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 (далее — Инструкция ПДН), подразделения по делам несовершеннолетних являются основным органом, осуществляющим профилактику правонарушений несовершеннолетних. Из вышесказанного видно, что это организованная система, предназначенная для непосредственного осуществления профилактических мероприятий, ведения учета неблагополучных семей и несовершеннолетних, нуждающихся в коррекции поведения. Инспекторами также осуществляется предварительная проверка сообщений о правонарушениях несовершеннолетних или совершенных в отношении их.
Специфика деятельности ПДН обусловлена тем, что к несовершеннолетним необходим особый подход, он требует более высокого уровня квалификации сотрудников, чтобы обеспечить действенную профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также защиту их прав и законных интересов от каких-либо посягательств.
Так, Инструкция ПДН запрещает допускать к самостоятельной работе на обслуживаемой территории сотрудников ПДН, которые впервые приняты на службу в органы внутренних дел на должность сотрудника ПДН, без прохождения первоначальной подготовки с учетом профиля служебной деятельности, а также выпускников образовательной организации МВД России или переведенных из других подразделений, если они ранее не работали в ПДН, без прохождения в течение одного месяца стажировки под руководством наставника из числа наиболее подготовленных сотрудников ПДН (пп. 17.1, 17.2).
Подразделения по делам несовершеннолетних являются элементом механизма государственной системы профилактики, наряду с ними в эту систему входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы образования, здравоохранения, социальной защиты населения, занятости, а также иные подразделения органов внутренних дел.
Основной функцией, указанной в Инструкции ПДН, является профилактика (общая, групповая и индивидуальная), в том числе и ранняя (безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, а также совершенных в отношении их, помощь подросткам, оказавшимся в социально опасном положении, работа с неблагополучными семьями, правовая пропаганда и т.п.).
ПДН органов внутренних дел проводят индивидуальную профилактическую работу со следующими категориями лиц, что должно способствовать устранению условий для девиации:
несовершеннолетними, склонными к девиант-ному поведению или совершившими противоправные деяния;
родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, злоупотребляющими алкогольной и (или) спиртосодержащей продукцией, употребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо одурманивающие вещества, не исполняющими или ненадлежащим образом исполняющими свои обязанности по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних либо допускающими жестокое обращение с ними, а также отрицательно влияющими на поведение несовершеннолетних.
Одной из основных функций подразделений по делам несовершеннолетних является предупреждение и реакция на совершенные правонарушения.
Необходимо отметить, что, поскольку совершению преступления предшествует достаточно длительный период антиобщественного поведения, приоритетное внимание должно уделяться ранней профилактике [6, с. 7-8]. К мерам ранней профилактики относятся меры, направленные на предотвращение, заблаговременное предупреждение действия факторов, отрицательно влияющих на формирование личности и поведение подростков, устранение источников возможных негативных влияний, компенсацию негативных последствий социальных процессов. Например, выявление неблагополучных в воспитательном отношении семей, компенсация недостатков семейного воспитания, помощь в бытовом, трудовом устройстве несовершеннолетних, обеспечение досуговой занятости.
Инспекторы ПДН также работают с родителями или другими законными представителями несовершеннолетних, которые не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей, жестоко обращаются с ними. С такими неблагополучными семьями проводятся профилактические беседы, регулярно проверяются условия проживания, в пределах компетенции оказывается помощь в социальной адаптации детей, например устройство их в дошкольные и иные образовательные учреждения.
Однако не только несовершеннолетние совершают противоправные деяния, но и сами подростки становятся жертвами преступного поведения.
Так, по данным статистики ПДН Краснодарского края, «по результатам работы за 1 квартал 2014 г. инспекторами выявлено и зарегистрировано 490 фактов преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних. Из них кражи у
несовершеннолетних — 41, дорожно-транспортные происшествия, где в качестве пострадавших выступали несовершеннолетние граждане Краснодарского края, — 58, факты жестокого обращения — 56, вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений — 26 и 17 — в антиобщественные действия» [7].
Индивидуальная профилактическая работа с вышеуказанными категориями несовершеннолетних должна проводиться с учетом особенностей личности несовершеннолетнего, его окружения, характера совершенных правонарушений, условий семейного воспитания. Указанные обстоятельства устанавливаются в ходе проведения профилактических бесед с несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями, другими лицами из окружения несовершеннолетнего, посещения несовершеннолетнего по месту жительства, изучения характеризующих материалов. В ходе проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних выясняют его образ жизни, связи и намерения, разъясняют последствия совершения им противоправных действий, устанавливают причины и условия совершения правонарушений. К индивидуальной профилактической работе могут быть привлечены лица, оказывающие на несовершеннолетнего положительное влияние и пользующиеся у него авторитетом. В ходе проведения индивидуальной профилактической работы совместно с другими органами и организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних решаются вопросы об организации обучения, труда, оздоровительного отдыха и досуга несовершеннолетнего [8].
Превентивная деятельность инспектора ПДН в отношении правонарушителей, не достигших совершеннолетия, в настоящее время носит карательный характер, что не дает положительного эффекта. По мнению специалистов, «никакая официальная структура, действующая по отношению к детям строго в формальных рамках, обеспечить такое воздействие вряд ли сможет, а оно жизненно необходимо, поскольку истоки антиобщественного поведения следует искать в начале жизненного пути преступника, там, где начиналось его формирование как личности» [9, с. 17].
В силу особенностей правового статуса подразделений по делам несовершеннолетних их деятельность носит уголовно-правовой характер. При этом зачастую недостаточно внимания
уделяется правоотношениям в сфере семейного и гражданского законодательства. Координирующая роль ПДН в этом аспекте не должна ограничиваться карательными мерами, но и выражаться в изучении семейных, экономических и иных условий жизни несовершеннолетнего.
Как представляется, недостаточно регламентированы полномочия ПДН по осуществлению профилактических мероприятий. Полномочия, закрепленные в действующем законодательстве, прописаны схематично.
Один из выходов — использование регионального опыта профилактики правонарушений несовершеннолетних.
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. М., 1992.
2. Собр. законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
3. Там же. 1999. № 26. Ст. 3177.
4. Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. № 11.
5. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. М., 2002.
6. Устинова В. В. Ранняя профилактика преступлений несовершеннолетних // Проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. М., 1978.
7. иИ1: http://23.mvd.ru/Prjamaja_rech/item/ 2226853 (дата обращения: 20.06.2014).
8. Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». М., 2010.
9. Беженцев А.А. Оптимизация деятельности по предупреждению безнадзорности и административных правонарушений несовершеннолетних // Советник юриста. 2011. № 5.
10. Кубанские новости. 2008. 22 июля.
Так, в Краснодарском крае действует Закон от 21 июля 2008 г. № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений в Краснодарском крае» [10], предусматривающий определенные превентивные меры в отношении несовершеннолетних (ограничения нахождения несовершеннолетних в определенных местах, запрет на нахождение несовершеннолетних в общественных местах в ночное время и т.п.).
Таким образом, требуется пересмотр «устаревших» норм, совершенствование механизмов профилактики девиантного поведения несовершеннолетних и углубление процесса межведомственного взаимодействия.
1. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory dictionary of Russian: 72500 words and 7500 phraseological expressions. Moscow, 1992.
2. Coll. of legislation of the Russian Federation. 2011. № 7. Art. 900.
3. Ibid. 1999. № 26. Art. 3177.
4. Bull. of regulations of federal executive authorities. 2014. № 11.
5. The dictionary on social pedagogics: study aid for the students of the high schools / auth.-comp. L.V. Mardakhayev. Moscow, 2002.
6. Ustinova V. V. Early prevention of crimes of minors // Problems of early prevention of minors offenses. Moscow, 1978.
7. URL: http://23.mvd.ru/Prjamaja_rech/item/ 2226853 (date of access: 20.06.2014).
8. Belyaninova Yu.V. The comment to the Federal law of June 24, 1999 № 120-FL «About bases of system of prevention of neglect and offenses of minors». Moscow, 2010.
9. Bezhentsev A.A. Activity optimization according to the prevention of neglect and administrative offences of minors // Adviser of the lawyer. 2011. № 5.
Оптимизация системы профилактики правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними
Немкова, И. В. Оптимизация системы профилактики правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними / И. В. Немкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 338-340. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70488/ (дата обращения: 21.12.2022).
Государственная политика в сфере защиты прав несовершеннолетних включает в себя обеспечение гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина, регламентированных в Конституции Российской Федерации и в других государственных законодательных актах. В настоящее время государственные меры по привлечению к правовой ответственности и назначения наказания за нарушение закона не удовлетворяют цели препятствования увеличения числа административных правонарушений и преступности среди несовершеннолетних.
Профилактические меры, направленные на снижение численности преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, являются одним из важнейших условий обеспечения защиты прав несовершеннолетних. Основной целью профилактики нарушений закона несовершеннолетними представляется защита прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактика безнадзорности и правонарушений, а также предупреждение преступности.
Правовое регулирование системы профилактики правонарушений несовершеннолетних осуществляется на основании положений множества нормативных правовых актов, распространяющих своё действие на территории Российской Федерации. Для проведения исследования отдельных положений правовых норм, регулирующих проведение профилактики правонарушений в РФ, необходимо указать на то, что они не действуют как взаимосвязанная единая система, а содержат конкретные положения, которые относятся к тому или иному правоотношению в указанной сфере.
Основные правовые положения о системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и о полномочиях соответствующих органов в данной сфере содержит Федеральный закон № 120-ФЗ от 30.06.1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Законом учреждается многоуровневая система профилактики неправомерного поведения среди несовершеннолетних.
К органам, осуществляющим проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение административных правонарушений и преступности, на основании вышеуказанного федерального закона, относятся следующие:
комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав;
органы управления социальной защитой населения;
федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;
органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи;
органы управления здравоохранением;
органы службы занятости;
органы внутренних дел;
учреждения уголовно-исполнительной системы.
Органы и учреждения упредительной деятельности, дифференцируясь по предметным задачам, границам, формам и методам административной деятельности, состоят в системной взаимосвязи друг с другом. Но они не должны выполнять одинаковую работу, а должны осуществлять конкретно определённые полномочия для каждого органа, объединённые общей целью для получения результата в виде положительной динамики административной деликтности несовершеннолетних.
Анализируя полномочия отдельных органов и учреждений в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних, установленных в вышеназванном законе, можно сделать вывод о том, что они имеют различные полномочия, которые не имеют общей направленности, а следовательно, достижение общих целей становится невозможным. Итогом является минимальный уровень взаимодействия органов власти и иных учреждений системы профилактики, что не может не сказаться на решении проблемы профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних в Российской Федерации [5, с. 81].
Также следовало бы отметить, что в Федеральном законе хоть и урегулированы полномочия органов и учреждений в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних, не исключается возникновение практических проблем, связанных с исполнением указанных полномочий. Так, что касается осуществления мер по выявлению потенциальных несовершеннолетних правонарушителей, то закон обошел стороной регламентацию данных полномочий.
Кроме того, законом не урегулирован алгоритм действий по профилактике административных правонарушений, осуществляемых органами образовательной системы и образовательными учреждениями. Из этого следует, что таким учреждениям необходимо самостоятельно разрабатывать комплекс методов и стратегию профилактической деятельности. Зачастую образовательные учреждения не всегда могут самостоятельно разработать и даже выбрать одну из уже разработанных профилактических методик. В результате в большинстве образовательных учреждений нет четкого поэтапного плана профилактических действий. Данный факт затрудняет деятельность образовательных учреждений в сфере профилактики правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, соответственно, количество таких нарушений закона продолжает расти. По этому поводу Е. О. Винниченко высказывает мнение, согласно которому для более эффективной работы образовательных учреждений по профилактике правонарушений несовершеннолетних необходимо ввести единые нормативно регламентированные стандарты профилактической деятельности образовательных учреждений. Для начала это могут быть единые стандарты выявления и учета обучающихся групп «риска» [2, с. 163].
Одно из ведущих мест в деятельности по профилактике правонарушений и преступности несовершеннолетних занимают органы внутренних дел. Следует рассмотреть подробнее место правоохранительных органов в системе органов и учреждений профилактики правонарушений несовершеннолетних.
В системе органов внутренних дел полномочия в сфере профилактики правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, осуществляют специальные подразделения по делам несовершеннолетних (далее — ПДН), которые имеют обширный круг полномочий по проведению профилактической работы с детьми, а также с их родителями или законными представителями, не выполняющих обязанности по воспитанию надлежащим образом. Специфика деятельности ПДН обусловлена тем, что к несовершеннолетним необходим особый подход, он требует более высокого уровня квалификации сотрудников, чтобы обеспечить действенную профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также защиту их прав и законных интересов от каких-либо посягательств.
В силу особенностей правового статуса подразделений по делам несовершеннолетних их деятельность носит уголовно-правовой характер. По мнению авторов юридической литературы, координирующая роль ПДН в этом аспекте не должна ограничиваться карательными мерами, но и выражаться в изучении семейных, экономических и иных условий жизни несовершеннолетнего [1, с. 246]. Кроме того, в совокупности с вышеуказанными полномочиями считаем целесообразным обеспечение психологической работы с несовершеннолетними. Тем самым следует сделать вывод о том, что недостаточно регламентированы полномочия ПДН по осуществлению профилактических мероприятий, а полномочия, закрепленные в действующем законодательстве, имеют слишком общий характер.
Особыми полномочиями в сфере осуществления профилактики преступности несовершеннолетних обладают учреждения уголовно-исполнительной системы. Деятельность указанных учреждений основывается на оказании целенаправленного воспитательного воздействия на несовершеннолетних и исправлении девиантных подростков. К уголовно-исправительным учреждениям, осуществляющих полномочия по профилактике преступлений несовершеннолетних, относятся воспитательные колонии (далее — ВК).
Федеральное законодательство устанавливает обязанности таких учреждений, направленные на оказание помощи в социальной адаптации, на исправление несовершеннолетних осужденных, возвращение их к полезной работе, а также на профилактику совершения указанными лицами новых преступлений. Однако, как отмечает Т. М. Зайко, практика борьбы с преступностью показывает, что исполнение наказания, даже хорошо организованное, само по себе далеко не всегда решает проблемы предупреждения рецидива со стороны определенной части несовершеннолетних, отбывших наказание [3, с. 52].
Профилактика правонарушений несовершеннолетних предполагает осуществление на федеральном и региональном уровне ряда мероприятий, эффективность которых во многом зависит от их комплексности, поддержки со стороны государства и общества. Для обеспечения единообразия правоприменительной практики на территории Российской Федерации, а также в целях повышения эффективности деятельности, рассматриваемых нами учреждений, по мнению И. Р. Хафизовой, необходимо закрепить на федеральном уровне обязанности проведения в отношении несовершеннолетних, которые освободились из ВК, профилактических мероприятий, направленных на социальную реабилитацию несовершеннолетних, трудоустройство, а также предоставление юридических консультаций и психологической помощи [4, с. 483].
Проведя анализ системы профилактики правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, следует сделать вывод о том, что в Российской Федерации действуют две обособленные системы профилактики. Одна из них применяет административно-правовой комплекс мер профилактики при борьбе с девиантным поведением несовершеннолетних, а другая основана на привлечении несовершеннолетних, совершивших правонарушение или преступление, к правовой ответственности. Тем самым снова подтверждается отсутствие единообразной комплексной системы профилактики незаконного поведения подростков.
- Верстов В. В. Правовое регулирование деятельности подразделений по делам несовершеннолетних по профилактике правонарушений несовершеннолетних / В. В. Верстов, И. К. Харитонов // Общество и право. 2014. № 4 (50). С. 244–248.
- Винниченко Е. О. Совершенствование системы профилактики правонарушений несовершеннолетних / Е. О. Винниченко // Вестник ЗабГУ. 2013. № 10. С.157–165.
- Зайко Т. М. О системе профилактики правонарушений несовершеннолетних / Т. М. Зайко // Российское право: Образование. Практика. Наука. 2017. № 1 (97). С. 51–53.
- Хафизова И. Р. Правоохранительные органы в системе органов и учреждений профилактики правонарушений несовершеннолетних / Хафизова И. Р. // Аллея науки. 2019. № 11(38). С. 483–485.
- Шаленова Е. Е. Нормативно — правовое регулирование системы профилактики правонарушений системы несовершеннолетних. / Шаленова Е. Е. //XXXIX международные научные чтения (памяти а. Е. Коварского). Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 80–82.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, учреждение, орган, полномочие, правонарушение, профилактика правонарушений, система профилактики правонарушений, правовая ответственность, профилактическая деятельность, уголовно-исполнительная система.