Дисциплина труда и дисциплинарная ответственность работника
Дисциплина труда – это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организации.
Трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка, который является локальным нормативным актом организации, регламентирующим в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами и включающим в себя:
· порядок приема и увольнения работников;
· основные права, обязанности сторон;
· ответственность сторон трудового договора;
· режим работы, время отдыха;
· применяемые к работникам меры поощрения и взыскания;
· иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации.
В соответствии со ст. 21 ТК РФ одной из обязанностей работника является соблюдение трудовой дисциплины, т. е. соблюдение правил поведения в процессе труда. Работодатель также обязан правильно организовать труд работников. Выделяют два основных метода обеспечения трудовой дисциплины: поощрение и принуждение.
Дисциплинарная ответственность — это обязанность работника претерпеть наложенное на него дисциплинарное взыскание за дисциплинарный проступок. Дисциплинарную ответственность надо отличать от других мер дисциплинарного воздействия, применяемых к нарушителям (устное замечание, обсуждение на собрании, депремирование и т. д.) (ст. 192 – 195 ТК РФ).
По трудовому законодательству существует два вида дисциплинарной ответственности:
Они различаются по категориям работников, на которых распространяются по актам, регулирующим каждый из этих видов, и по мерам дисциплинарных взысканий.
Меры дисциплинарных взысканий:
Законодательством о специальной дисциплинарной ответственности и уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены и другие меры дисциплинарных взысканий (например, смещение на низшую должность государственного служащего). Не допускается применение взыскания, не предусмотренного федеральным трудовым законодательством.
Порядок наложения и срок действия дисциплинарного взыскания установлен законодательством. Администрация при наложении дисциплинарного взыскания обязана учитывать тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующую работу и поведение работника. До применения дисциплинарного взыскания от работника должно быть затребовано письменное объяснение, которое иногда указывает на отсутствие дисциплинарного проступка (прогула, опоздания и т. п.). При отказе работника дать письменное объяснение составляется акт. Такой отказ не является препятствием для наложения дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарное взыскание применяется за непосредственно обнаруженный проступок, но не позднее 1 месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников (профкома). Не принимается во внимание отсутствие по другим основаниям на работе, в том числе и отгулы. К отпуску, прерывающему месячный указанный срок, относятся все виды отпусков, в том числе учебные, социальные др. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее 6 месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности (аудиторской проверки) — не позднее 2 лет со дня его совершения. В эти сроки не включается время производства по уголовному делу.
Дисциплинарное взыскание налагается приказом, с который доводится до работника под расписку в течение 3 дней со дня его издания. В случае отказа работника его подписать составляется соответствующий акт. Действует оно в течение 1 года, а затем автоматически теряет свою силу (ст. 193 ТК РФ).
Взыскание может быть снято и досрочно по инициативе администрации работника или профкома. Работник может обжаловать дисциплинарное взыскание в федеральную инспекцию труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение
Совместный труд нуждается в определенной дисциплине. Это необходимое условие всякой общей работы.
Дисциплина труда представляет собой обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным Трудовым кодексом РФ, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организации.
Основным локальным нормативным актом, регулирующим трудовую дисциплину, являются правила внутреннего трудового распорядка, которые на основе ТК РФ и иных федеральных законом регламентируют порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации.
Заключая трудовой договор, работник берет на себя обязательства соблюдать действующий в организации внутренний трудовой распорядок. В свою очередь работодатель обязан создавать необходимые условия для соблюдения работниками дисциплины труда.
Работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности, работодатель поощряет путем объявления благодарности, выдачи премии, награждения ценным подарком, почетной грамотой, представлением к званию лучшего по профессии.
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
Все меры поощрения по можно разделить на два вида: 1) морального характера и 2) материального. К мерам материального характера относятся выдача премии и награждение ценным подарком.
Возможно применение к работнику одновременно нескольких мер поощрения, в том числе моральных и материальных. Например, работник был награжден почетной грамотой, и ему выдана денежная премия.
Основанием для применения к работнику мер поощрения является его добросовестный эффективный труд, т.е. безупречное выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, продолжительная добросовестная работа, а также другие достижения в работе.
Целью поощрения является не только стимулировать поощряемых к дальнейшим успехам в работе, но и служит соответствующим стимулом к трудовым успехам других работников.
Работники не выполняющие свои трудовые обязанности или выполняющие их ненадлежащим образом, нарушающие трудовую дисциплину и причиняющие ущерб имуществу работодателя или других работников, могут привлекаться к дисциплинарной и материальной ответственности.
Дисциплинарная ответственность – представляет собой обязанность работника понести наказание, предусмотренное нормами трудового права, за виновное, противоправное неисполнение своих трудовых обязанностей.
Существуют два вида дисциплинарной ответственности: общая, предусмотренная Трудовым кодексом РФ, и специальная, которую несут работники в соответствии с уставами и положениями о дисциплине.
При общей дисциплинарной ответственности перечень мер взыскания, предусмотренный ст.192 Трудового кодекса РФ (замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям), является исчерпывающим. Сами организации никаких дополнительных дисциплинарных взысканий устанавливать не могут, хотя на практике иногда применяются такие санкции, как штрафы, лишение разного рода надбавок, выговор с предупреждением и другие, которые нельзя признать законными.
Специальную дисциплинарную ответственность несут работники, на которых распространяются уставы и положения о дисциплине. В этих актах, как уже отмечалось, могут предусматриваться и более строгие меры взыскания, отличающиеся от тех, которые возлагаются на работников при общей дисциплинарной ответственности, хотя и при специальной применяются меры, в том числе перечисленные в ст.192 ТК РФ.
Так, специальную дисциплинарную ответственность несут государственные служащие на основе Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 года.
В соответствии с этим Законом на государственного служащего может быть наложено предупреждение о неполном служебном соответствии. Кроме того, государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения своих должностных обязанностей.
При применении меры взыскания администрацией при общей дисциплинарной ответственности должны учитываться степень тяжести проступка, вред, причиненный им, обстоятельства, при которых он совершен, и общая характеристика лица, совершившего дисциплинарный проступок. При этом совсем не обязательно сохранять последовательность взысканий, указанных в ст.192 ТК РФ. Какую конкретную меру дисциплинарного взыскания применить к работнику – это право решать самой администрации.
До применения дисциплинарного взыскания с работника должно быть затребовано письменное объяснение. Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Применение взыскания оформляется изданием приказа (распоряжения). Работник, подвергшийся взысканию, должен быть ознакомлен с этим приказом (распоряжением) под расписку.
Дисциплинарное взыскание должно быть применено не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Не допускается применение дисциплинарного взыскания по истечении 6 месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово — хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — 2 лет со дня его совершения, не считая времени производства по уголовному делу.
Дисциплинарное взыскание действует в течение одного года со дня его применения. По истечении этого срока оно снимается автоматически, т.е. без издания какого-либо специального приказа, и работник считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию.
До истечении года дисциплинарное взыскание может быть снято применившим его органом или должностным лицом по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.
Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссию по трудовым спорам и суд).
Орган, рассматривающий спор, может отменить дисциплинарное взыскание, если сочтет, что оно не соответствует тяжести совершенного проступка, однако заменить это взыскание более мягким не может.
Тема 8: Административное право.
- Понятие и источники административного права.
- Система и метод административного права.
- Содержание административно-правовых норм, их виды.
- Понятие и виды административного принуждения.
- Ответственность и наказание в административном праве.
- Понятие и источники административного права.
Административное право –комплексная отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности государственного управления, и устанавливающая административную ответственность за правонарушения, связанные с осуществлением государственного управления.
Административное право призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления.
Кроме того, административное право теперь все в большей мере призвано регулировать общественные отношения, возникающие между личностью и государством, между гражданином и органами исполнительной власти, обеспечивая реализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола, ущемления или ограничения этих прав и свобод со стороны того или иного чиновника государственного аппарата.
Субъект административного права – это участник общественных отношений, обладающий определенными правами и обязанностями, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей. К субъектам административного права относятся:
а) органы исполнительной власти (государственного управления);
б) должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления;
в) индивидуальные субъекты, административного права – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ;
г) коллективные субъекты – предприятия, учреждении, иные коммерческие и некоммерческие организации;
д) органы местного самоуправления.
Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеются три условия:
1) административно-правовая норма, предусматривающая права или/и обязанности субъекта;
2) административная правоспособность и дееспособность субъекта;
3) основание возникновения, изменение и прекращения правоотношения (юридический факт).
Согласно п. «к» ст. 72 Конституции РФ, административное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Основными источниками административного права в РФ являются: Конституция РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ» от 31.07.95 г., федеральные законы, устанавливающие статус и компетенцию органов государственной власти, Указы Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти», «О Государственном совете РФ» и др.; Постановления Правительства РФ и нормативные постановления правительств субъектов РФ: нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями и др.
- Система и метод административного права.
Система административно-правовых норм включает две части: Общую и Особенную.
Общая часть административного права объединяет нормы, регулирующие административно-правовой статус граждан и их объединений; административно-правовой статус субъектов исполнительной власти; методы реализации исполнительной власти; правовые формы управления; государственно-служебные отношения; административное принуждение и особенно – административную ответственность; контроль и надзор.
Особенная часть регулирует управленческие отношения в той или иной сфере управления. Эта группа норм отражает специфику управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах.
Административно-правовые нормы исходят от государства. Это не просто правила поведения, а властные предписания. При своем воздействии на поведение людей (общественные отношения) она, как правило, на одного субъекта возлагает юридические обязанности (н-р, на водителя автомототранспорта), другому субъекту предоставляет права (инспектору ГИБДД, осуществляющему наблюдение за движением транспорта).
Метод административного права, характеризующий способ регулирующего воздействия на общественные отношения, можно определить как метод «власти и подчинения», приказа и исполнения, команды и выполнения, т.е. построены по вертикали. Данный метод административного права является приоритетным, преобладающим, но не единственным.
В административном праве существует немало ситуаций, когда необходимо регулировать возникающие так называемые горизонтальные общественные отношения, стороны которых находятся на одном иерархическом уровне (н-р, два министерства – МПС и МВД). Здесь отсутствует подчиненность, юридический статус характеризуется полным равенством и ни о каком одностороннем властвовании не может быть и речи.
Вот тогда и возникает потребность в иных методах административно-правового регулирования, в качестве которых выступают взаимодействие, согласование, координация, соглашение, административный договор и др.
Существует значительное разнообразие административных правоотношений.
Первоначально можно выделить следующие две группы административно-правовых отношений: внешние (возникающие непосредственно в процессе реализации функций управления применительно к управляемым объектам) и внутриорганизационные (возникающие в рамках внутренней деятельности органов управления) административно-правовые отношения.
В зависимости от целей деятельности отношения могут быть регулятивными или охранительными.
По юридическому характеру взаимодействия их участников выделяют вертикальные и горизонтальные правоотношения.
Вертикальные администартивно-правовые отношения – это властеотношения, в которых реализуется непосредственное управляющее воздействие субъекта управления на тот или иной объект, который далеко не во всех случаях ему организационно подчинен.
Горизонтальными административно-правовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны.
- Содержание административно-правовых норм, их виды.
Нормы административного права в РФ определяют порядок создания реорганизации и упразднения органов исполнительной власти, их перечень, цели и задачи их деятельности, компетенцию и другие стороны правового статуса этих органов, их структуру и процедуру деятельности. Распространяются они и на организацию исполнительных органов местного самоуправления, и порядок их взаимодействия с органами государственной власти.
Нормы административного права устанавливают, кроме того, порядок создания, реорганизации и упразднения управляемых объектов – предприятий, учреждений и организаций и регулируют многие стороны их деятельности независимо от форм собственности, их взаимоотношения с органами государственной администрации. Нормы административного права закрепляют также порядок прогнозирования, планирования и ценообразования, распределения материальных ресурсов. Регулируют государственную службу, причем не только в органах исполнительной власти, но и во всех государственных и муниципальных органах.
Нормы административного права определяют, какие деяния являются административными правонарушениями, устанавливают виды и меры административной ответственности за их совершение, порядок производства по делам о таких правонарушениях.
Административное право не регулирует внутреннее управление в частных фирмах, ассоциациях, концернах и т.д. Их высшие органы сами устанавливают свои системы управления, свои порядки, которые однако не должны противоречить законодательству.
Нормы административного права можно разделить на материальные –
закрепляющие комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений. Н-р, статьи многочисленных Положений о различных министерствах и других субъектах государственного управления;
процессуальные– регламентирующие динамику государственного управления и связанных с ним управленческих отношений. Их назначение сводиться к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.
В административном праве нет единого универсального процесса, наблюдается множество его разновидностей, что предопределяется и многообразием общественных отношений, регулируемых материальным административным правом. Н-р, одна процедура установлена применительно к решению вопросов о предоставлении жилой площади, другая – к выдаче разрешений на приобретение охотничьих ружей, третья – к разрешению вопроса о приеме в вузы, четвертая – к решению дел об административных проступках. В то же время эти и другие процессы имеют общие черты.
В зависимости от их конкретного юридического содержания выделяют следующие виды административно-правовых норм:
1) обязывающие, т.е предписывающие в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия;
2) запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях определяемых данной номой;
3) уполномочивающие, или дозволительные (диспозитивные) нормы, т.е. предусматривающие возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению;
4) стимулирующие (поощрительные) нормы, обеспечивающие с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений;
5) рекомендательные нормы – их природа отличается своеобразием, ибо рекомендации, как правило, не имеют юридически-обязательного характера. Поэтому они чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований.
Понятие дисциплины труда и методы ее обеспечения
Дисциплинарная ответственность: понятие, виды, порядок наложения.
Дисциплина труда – это определенный порядок поведения участников совместного трудового процесса, определяющий их обязанности и обеспечивающий согласованность в действиях при выполнении ими конкретных трудовых функций.
Дисциплина труда необходимое условие (элемент) всякого коллективного труда.
Обязанность работников и администрации соблюдать дисциплину труда конкретизируется в Правилах внутреннего трудового распорядка – разрабатываются администрацией совместно с ПФ и утверждается трудовым коллективом (ст.142).
Внутренний трудовой распорядок – это порядок поведения и взаимодействия м/у работниками на конкретном предприятии в процессе осуществления трудовой деятельности.
В некоторых отраслях экономики наряду с правилами внутреннего трудового распорядка действуют дисциплинарные уставы, предусматривающие повышенные требования к отдельным категориям работников этих отраслей (железнодорожный, морской, речной транспорт, связь и т.п.):
— Дисциплинарный устав работников прокуратуры: утв. Постановлением Верховной Рады от 06.11.91.
— Устав о дисциплине работников связи: утв. Пост. КМУ от 30.07. №877
— Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта: утв.пост. КМУ от 26.01.93. № 55.
Действие дисциплинарных уставов распространяется только на указанные в них категории работников соответствующих отраслей; эти уставы могут действовать в дополнение к Правилам внутреннего трудового распорядка.
Правила бывают:
— типовые правила внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций: утв. Постановлением Госкомтруда и ВЦСПС от 20.07.84. – сформулированы положения определяющие трудовой распорядок на предприятии;
— отраслевые – утверждаются министерствами по согласованию с соответствующими ПС; учитывается специфика отрасли в отношении обязанностей работников, режима их труда;
— локальные – конкретизируются режим рабочего времени, виды поощрений за успехи в труде, порядок их применения и т.п.
Методы обеспечения трудовой дисциплины – это предусмотренные законодательством способы ее обеспечения (возлагается на администрацию):
— убеждения — разъяснение, информация, четкая регламентация прав и обязанностей участников трудового процесса
— принуждения (наказания за нарушение)
Основные трудовые обязанности сторон трудового договора определяются как самими договором, так и законодательством.
Работник обязан: добросовестно работать, своевременно и точно исполнять распоряжения руководства, соблюдать технологическую дисциплину, требования охраны труда, бережно относиться к имуществу собственника.
Работодатель обязан: обеспечить регулярную оплату труда (не ниже минимальной), надлежащие условия труда, соблюдение гарантий, установленных для женщин и н/л, уплачивать обязательные страховые взносы
Поощрения за достижения в труде в соответствии со ст. 143 отнесены всецело к сфере локального регулирования, это может быть:
— выдача премии, награждение ценным подарком;
— занесение в Книгу почета, на Доску почета;
— присвоение различных званий: «заслуженный работник», «лучший по профессии»;
— преимущества и льготы в области социально-культурного и жилищно-бытового обслуживания и т.п., может быть применено одновременно несколько поощрений.
Для отдельных категорий работников, например, гос. служащих в качестве поощрения предусмотрено досрочное присвоение очередного ранга, повышение в должности (закон «О гос.службе» от 16.12.93.).
Некоторые специфические виды поощрений закреплены в дисциплинарных Уставах: прокурорско-следственные работники может быть поощрены благодарностью, денежной премией, подарком, ценным подарком, присвоением классного чина или его повышение, награждение нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Украины».
За особые заслуги работники представляются к гос.наградам ордена, медали — закон «О государственных наградах Украины» от 16.03.2000.
Виды поощрений за успехи в труде может быть оговорены в контракте.
Поощрения применяются работодателем по согласованию с ПФ, объявляются приказом и заносятся в трудовую книжку.
Дисциплинарная ответственность: понятие, виды, порядок наложения
Дисциплинарная ответственность – это разновидность юридической ответственности, наступает за совершение работником дисциплинарного проступка (трудовое правонарушение может быть дисциплинарным и имущественным).
Дисциплинарный проступок – это виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных трудовых обязанностей (нарушение правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, приказов руководителя, требований ОТ и др.).
Различают общую дисциплинарную ответственность (установленную для всех работников) и специальную (по дисциплинарным уставам)
Виды дисциплинарных взысканий (ст.147): выговор, увольнение, снижение квалификационного разряда за нарушение технологической дисциплины.
Виды общественных взысканий (в соотв. со ст.152 администрация может вместо применения дисциплинарного взыскания передать вопрос о нарушении дисциплины на рассмотрение ТК): общественное порицание, товарищеское предупреждение, общественные выговор без публикации и с публикацией в прессе, постановка перед собственником вопроса и лишении премии и др.
Специальная дисциплинарная ответственность предусмотрена для определенной категории лиц в Уставах и Положениях о дисциплине, характеризуется специальным субъектом, специальными видами дисциплинарных взысканий, особым порядком наложения и обжалования дисципл.взыскания напр., для работников прокуратуры: понижение в классном чине, лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры У.», увольнение, увольнение с лишением классного чина.
За один проступок не может быть применено больше одной меры взыскания; в трудовой книжке отметка о взысканиях не делается.
Порядок наложения дисциплинарных взысканий:
— не позднее 1 мес. со дня обнаружения и 6 мес. со дня совершения
— обязательно должно быть затребовано письменное объяснение работника
— налагается приказом, который сообщается работнику под расписку
На протяжении срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к работнику не применяются.
Если в течение года работник не привлекался к дисциплинарной ответственности, взыскание считается снятым, возможно досрочное снятия взыскания (по инициативе лица, наложившего взыскание, ходатайству непосредственного руководителя, трудового коллектива). Запись о наложенном взыскании в трудовую книжку не вносится.