Порядок возмещения убытков сельскохозяйственного производства

Содержание

Порядок возмещения убытков сельскохозяйственного производства

Постановление Правительства РФ от 07.05.2003 N 262 (ред. от 31.03.2015) «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 7 мая 2003 г. N 262

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ

ВОЗМЕЩЕНИЯ СОБСТВЕННИКАМ ЗЕМЕЛЬНЫХ

УЧАСТКОВ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦАМ

И АРЕНДАТОРАМ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ УБЫТКОВ, ПРИЧИНЕННЫХ

ВРЕМЕННЫМ ЗАНЯТИЕМ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ОГРАНИЧЕНИЕМ ПРАВ

СОБСТВЕННИКОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,

ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ И АРЕНДАТОРОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

ЛИБО УХУДШЕНИЕМ КАЧЕСТВА ЗЕМЕЛЬ В РЕЗУЛЬТАТЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДРУГИХ ЛИЦ

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц.

2. Признать утратившим силу Положение о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства, утвержденное Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 28 января 1993 г. N 77 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 6, ст. 483; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст. 190; N 49, ст. 4808; 1996, N 28, ст. 3383; 1999, N 21, ст. 2625), в части возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам.

от 7 мая 2003 г. N 262

ВОЗМЕЩЕНИЯ СОБСТВЕННИКАМ ЗЕМЕЛЬНЫХ

УЧАСТКОВ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦАМ

И АРЕНДАТОРАМ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ УБЫТКОВ, ПРИЧИНЕННЫХ

ВРЕМЕННЫМ ЗАНЯТИЕМ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ОГРАНИЧЕНИЕМ ПРАВ

СОБСТВЕННИКОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ,

ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ И АРЕНДАТОРОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

ЛИБО УХУДШЕНИЕМ КАЧЕСТВА ЗЕМЕЛЬ В РЕЗУЛЬТАТЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДРУГИХ ЛИЦ

1. Настоящие Правила в соответствии со статьей 57 Земельного кодекса Российской Федерации определяют порядок возмещения собственникам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, а также возмещения землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц.

Абзац утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 31.03.2015 N 299.

2. Основанием для возмещения убытков собственникам земельных участков является:

а) соглашение о временном занятии земельного участка между собственником земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

б) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка, соглашение о сервитуте;

в) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;

3. Основанием для возмещения убытков землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков является:

а) утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 31.03.2015 N 299;

б) соглашение о временном занятии земельного участка между землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

в) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка, соглашение о сервитуте;

г) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;

4. Возмещение убытков осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов или лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшение качества земель.

5. Размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Министерством экономического развития Российской Федерации.

Споры, связанные с определением размера убытков, рассматриваются в судебном порядке.

6. Утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 31.03.2015 N 299.

7. При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с временным занятием земельных участков.

8. При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав, учитываются разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений, убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

При определении размера убытков, причиненных землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков ограничением их прав на земельные участки, учитываются убытки, которые землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

9. При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также затраты на проведение работ по восстановлению качества земель.

Судебная практика и законодательство — Постановление Правительства РФ от 07.05.2003 N 262 (ред. от 31.03.2015) «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц»Судебная практика высших судов РФ

Настоящие методические рекомендации по расчету размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц (далее — методические рекомендации) разработаны Росземкадастром в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 262 «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц».

Порядок возмещения указанных убытков установлен «Правилами возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 262 от 7 мая 2003 года (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 19, ст. 1843).

Возмещение ущерба, причиненного потравой посевов, захватом земель крестьянских (фермерских) хозяйств

Как показал анализ гражданских дел по искам крестьянских (фермерских) хозяйств о возмещении ущерба, причиненного потравой посевов, незаконным занятием земельных участков, снятием урожаев, арбитражные суды в своих решениях руководствуются статьями Основ гражданского законодательства, ГК РСФСР о возмещении вреда, положениями Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Земельного кодекса РФ . Суды не ограничиваются общей ссылкой на ст. 10 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, ст. 97, 126 Земельного кодекса, а как правило, выделяют конкретные пункты специального Положения о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 1993 года N 77 (в части общих правил расчета убытков, потерь, возмещения убытков). Такие конкретные ссылки важны, хотя названное Положение в основном распространяется на случаи законного изъятия земель, ограничения прав землепользователей. В нем не предусмотрены особые правила возмещения убытков в случаях самовольного захвата земель. Исследование этих особенностей в большей части затрагивает проблему расчета объема реальных убытков, пределов и размеров упущенной выгоды, возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования земельными угодьями.

См. также: Костюк В. О порядке разрешения споров с участием крестьянских (фермерских) хозяйств // Хозяйство и право, 1993, N 9, с. 109 — 120.

Согласно ст. 126 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования. Между тем арбитражные суды нередко со ссылкой на «всевозможные» обстоятельства встречно взыскивают с крестьянских хозяйств затраты за время незаконного пользования их землей колхозами и совхозами. Так, по иску крестьянского хозяйства «Нептун» арбитражный суд необоснованно уменьшил объем возмещаемого ущерба на сумму затрат колхоза (22 061 руб.) за время незаконного пользования земельным участком.

Вряд ли применим к случаям самовольного захвата земель п. 23 Положения от 28 января 1993 года в части требования об умножении при исчислении упущенной выгоды величины ежегодного дохода на коэффициент, соответствующий периоду восстановления нарушенного производства. Как показывает практика, средняя продолжительность захвата не превышает одного года и коэффициент 0,9 не охватывает полного объема упущенной выгоды.

При незаконном занятии земельного участка он, естественно, должен быть возвращен законному владельцу. Объем реального ущерба выражается в стоимости (при невозможности возврата в натуре) затрат по семенам, посадочному материалу, подготовке к севу и прочих расходов (не использованы, реализованы из-за порчи, пропущены сроки внесения). Если захват земель произошел после посевных работ, в реальный ущерб (кроме посевных материалов и удобрений) включаются затраты по подготовке земель к севу (стоимость горюче-смазочных материалов, затраты по аренде машин и оборудования, по оплате труда, другие подобные затраты).

Возмещение упущенной выгоды производится в размерах выплаты, равной доходу крестьянского хозяйства, теряемому в течение периода захвата до возврата земельного участка и начала посевных работ с учетом всей возможной выгоды от реализации урожая, а также внутрихозяйственного его использования по ценам, сопоставимым с уровнем инфляции (по месяцам, кварталам). В сумму неполученной прибыли хозяйства входят ожидаемые поступления от реализации продукции по закупочным либо рыночным ценам, включая надбавки от реализации сверхплановой продукции (с учетом госзаказа), а также иные материальные льготы и преимущества. Возможная выгода от внутрихозяйственного использования определяется исходя из объемов вынужденной покупки зерновых, других культур для семейного довольствия, фуража, комбикормов скоту.

Когда захват земель по времени совпадает с периодом созревания хлебов (сформировавшиеся колосья, стручки молочно — восковой спелости), овощей (пригодность для раннего употребления), плодово — ягодных культур (массовое появление плодов), стоимость неполученной выгоды может быть включена в реальный ущерб (или квалифицирована в качестве реального ущерба). Дело в том, что доказывание реального ущерба менее обременительно для истца, в частности, при определении его объемов и пределов. Упущенная же выгода нуждается в более четком обосновании. Последнее бывает весьма затруднительным из-за отсутствия конкретных подзаконных актов о правилах исчисления упущенной выгоды в земледелии (в равной мере и в животноводстве). В гражданских делах по взысканию упущенной выгоды исковые требования не удовлетворяются в полном объеме, в лучшем случае — на 50 процентов.

При определении ущерба от потравы посевов крестьянских хозяйств арбитражные суды исходят из степени уничтожения посевов, данных о средней урожайности культур, валовых сборах, закупочных ценах и надбавках. Средняя урожайность (за соответствующий год) берется применительно к территории колхоза, совхоза, где образовано крестьянское хозяйство. Имеет место и практика определения средней урожайности по территории района. Рассматривая исковые требования ряда крестьянских хозяйств к колхозу «Чулпан» Чишминского района Башкирии, арбитражный суд руководствовался справкой отдела статистики местной администрации о средней урожайности по колхозам и совхозам района за последние 5 лет. Такая практика представляется обоснованной. Однако и при этом вряд ли правильна ориентация только на среднюю урожайность культур бригады, отделения колхоза, совхоза в данной местности (или близлежащей). Урожайность сельскохозяйственных культур в крестьянских (фермерских) хозяйствах всегда выше отдачи колхозных, совхозных полей. Поэтому по возможности следует опираться на урожайность культур, выращенных индивидуальными землевладельцами.

Особую сложность представляет исчисление ущерба по спорам в связи с предъявлением требований о применении в расчетах по убыткам индексов цен исходя из уровня инфляции. Бывает весьма затруднительным объективное определение индекса роста цен со времени захвата земель, потравы посевов до решения арбитражного суда. Вряд ли верно, как сложилось в ряде мест, исходить только из минимального размера индексации. Индекс роста цен должен учитываться по месяцам (либо по кварталам) на основе официальных данных управленческих звеньев агропромышленного комплекса, статистики и торговли.

В мае 1992 года крестьянское хозяйство «Надежда» Учалинского района Башкирии предъявило исковое требование к совхозу «Поляковский» о взыскании 367040 рублей — суммы прямого ущерба, а

также упущенной выгоды в 325932 рубля от самовольного захвата 11 га пахотных земель и потравы 13 га посевов (8 га пшеницы, 5 га гречихи). Было установлено, что в результате потравы 8 га пшеницы потери составляют 80 процентов, а по 5 га гречихи — 100 процентов. В основу расчетов объема убытков истцом была взята ожидаемая урожайность с 1 га пшеницы 25 ц, гречихи 10 ц, подтвержденная справкой управленческих подразделений госагропрома, статистики. Наряду с ущербом по зерну были учтены и потери по соломе.

Примерный расчет суммы ущерба, нанесенного крестьянскому хозяйству потравой посевов (использованы данные искового заявления крестьянского хозяйства «Надежда»)

Отмечу еще раз: в данном случае 367 040 руб. — сумма реального ущерба, нанесенного крестьянскому хозяйству потравой. Для определения упущенной выгоды необходимо исходить из сроков поступления средств от реализации зерна, продолжительности периода задержки, темпов инфляции по месяцам. По этому делу задержка поступлений средств произошла за октябрь, ноябрь, декабрь 1992 года и январь, февраль 1993 года. Документально подтвержденные индексы роста цен по месяцам: ноябрь — 122,3 процента, декабрь — 123,1 процента, январь — 123,4 процента, февраль — 120 процентов. Следовательно, индекс роста цен за рассматриваемый период (за исключением октября как базового, исходного) составляет: (122,3 — 100) + (123,1 — 100) + (123,4 — 100) + (120 — 100) + 100 = 188,8 процента. Сумма потерь, вызванных задержкой (возможностей) использования средств, составляет:

без учета отвлечения средств истца на госпошлину 36704 рубля.

Естественно, здесь за основу определения объема упущенной выгоды положен размер реального ущерба , то есть крестьянское хозяйство дополнительно могло бы получить (с учетом темпов инфляции) вышеуказанную сумму.

Реальный ущерб имеет значение для определения объема и пределов упущенной выгоды: 1) начала исходного момента ее исчисления; 2) основы определения размера; 3) для сравнения с объемом и пределами. Чрезмерно большой объем упущенной выгоды может служить основанием для снижения размера реального ущерба. Но отсутствие реального ущерба не является поводом для отказа в исковых требованиях о возмещении упущенной выгоды.

Такой способ определения объема упущенной выгоды не изложен ни в Положении от 28 января 1993 года, ни в других актах. И он (способ) вызывает сомнения у судей, споры ученых о законности, обоснованности и целесообразности . Не случайно по этому делу арбитражный суд оставил без рассмотрения требования о взыскании упущенной выгоды. Он даже не стал обсуждать на заседании правомерность, обоснованность постановки вопроса о взыскании такого ущерба, способа его определения через темпы инфляции. С молчаливого согласия истца спор шел только вокруг обоснованности реального ущерба на 367040 рублей. В своем решении арбитражный суд счел возможным снизить сумму реального ущерба до 224040 рублей. За основу были взяты данные ответчика о средней урожайности полей отделения совхоза (на территории которого создано крестьянское хозяйство) 19 ц с га пшеницы, 3 ц с га гречихи.

У некоторых судей арбитражных судов бытует мнение: «упущенная выгода, образованная инфляционными процессами, может быть взыскана, если она впоследствии привела к реальному ущербу». И приводится пример: «в результате аварии разбита машина. Отказываясь от сумм по восстановлению, потерпевший покупает новую машину по новым ценам».

При рассмотрении исковых требований о взыскании ущерба в связи с незаконным захватом земельных участков суды прежде всего определяют реальные затраты крестьянских хозяйств исходя из стоимости приобретенных семян, посадочных материалов, удобрений и др. (которые, как отмечалось, не использованы из-за их последующей непригодности или невозможности реализации). Упущенная выгода выражается, как правило, в форме стоимости объема неполученных валовых сборов зерна, других культур на основе официальных данных об урожайности. Доказательствами объемов и размеров упущенной выгоды служат предварительные договоры с заготовительными, торговыми организациями о реализации готовой продукции, иные обязательства крестьянских хозяйств перед гражданами, планы внутрихозяйственного потребления. К исковым материалам крестьянских хозяйств «Белка» и «Олень» были приложены копии договоров о закупке заготовительными организациями части будущего урожая 15 тыс. ц и копии претензий об уплате сумм штрафов — 68 тыс. рублей за срыв договорных обязательств. Арбитражный суд исковые требования в части взыскания 68 тыс. рублей оставил без удовлетворения, поскольку в судебном заседании не подтвердились издержки крестьянских хозяйств на эту сумму.

В ноябре 1992 года крестьянское хозяйство «Диана» Чишминского района Башкирии предъявило в суд исковые требования к колхозу «Чулпан» о взыскании ущерба (включая упущенную выгоду) — 15259 тыс. рублей в связи с незаконным захватом колхозом 60,3 га земельных угодий. 58 га земель крестьянское хозяйство в мае 1991 года намеревалось засеять сахарной свеклой, совершило (до захвата) все подготовительные действия (закупило семена, удобрения, необходимую посевную технику). Однако распоряжением руководителей колхоза земли были захвачены еще до начала посевных работ (возвращены через 9 месяцев после решения арбитражного суда).

При подсчете убытков средняя урожайность сахарной свеклы определена 186,9 ц с га на основе справки отдела статистики местной администрации (за последние 5 лет в среднем по колхозам и совхозам района). В исковых материалах содержались данные о зачетном весе сахарной свеклы, проценте выхода сахара.

Примерный расчет суммы ущерба (упущенной выгоды), нанесенного крестьянскому хозяйству самовольным захватом земельных участков (использованы данные искового заявления крестьянского хозяйства «Диана»)

Из 916 ц сахара на сумму 1099200 рублей, казалось бы, следовало исходить при взыскании убытков. Но с учетом возможных доходов от 2,3 га земли (60,3 — 58), затрат на 1 га свеклы, коэффициента индексации 5,016 общая сумма исковых требований действительно составляет 15259 тыс. рублей.

Арбитражный суд не согласился с расчетами истца. Дополнительно истребованными данными об урожайности (193,79 ц с 1 га) валовой сбор определен в объеме 11234,6 ц. С учетом зачетного веса, а также процента выхода сахара объем чистой продукции установлен 934,12 ц. Со ссылкой на то, что сахарный завод (по ранее заключенному договору) взял на себя обязательство переработать из сырья и отпустить истцу только 50 процентов сахара, суд уменьшил 934,12 ц наполовину и пришел к выводу: «Истец получил бы 497,06 ц сахара». Фактически оставлена без внимания проблема: какую выгоду могло бы получить крестьянское хозяйство от реализации неучтенной, другой доли (50 процентов) продукции?

Исходя из действующих цен на сахар, уровня налога на добавленную стоимость, убытки (упущенная выгода) определены в объеме 3479220 рублей.

При рассмотрении этого дела возник вопрос: следует ли уменьшить причитающуюся с ответчика сумму на величину стоимости затрат на обработку 58 га земель или здесь надо руководствоваться положениями ст. 126 Земельного кодекса РФ о возврате земель без возмещения затрат? На последнее положение закона, как мне представляется, следовало бы ссылаться при разрешении этого дела. Однако арбитражный суд решил уменьшить сумму на величину затрат на обработку, то есть 3479220 — (58 га х 8488 руб. (затраты на 1 га) = 2986916 рублей. Арбитражному суду, видимо, показалось, что эта сумма слишком велика, и он решил уменьшить ее на 50 процентов, взыскав с ответчика 1 493 458 рублей. Суд мотивировал следующим образом: «ответчик — колхоз посеял донник до изъятия земли в районный земельный фонд; колхоз образовался только в 1991 году и в целях сохранения поголовья скота общественного хозяйства», что явно неубедительно.

Арбитражные суды в ряде случаев упускают из виду, что в соответствии с п. 4 ст. 10 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве если на земельном участке находятся сооружения, многолетние насаждения или иные объекты, которые невозможно переместить на другой участок, крестьянское хозяйство возмещает прежнему владельцу их остаточную стоимость, если стороны не договариваются об ином порядке. Следует иметь в виду, что к случаям самовольного захвата земель положения этой статьи неприменимы, то есть ст. 126 Земельного кодекса исключает возможность использования п. 4 ст. 10 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Если же земельные участки крестьянских хозяйств были переданы на основе решения (впоследствии признанного незаконным) компетентных органов (местной администрации), то при возврате земельных участков положения п. 4 ст. 10 Закона можно применять, поскольку речь о самовольном захвате не идет.

При потравах, захватах земель членам крестьянских хозяйств причиняется и моральный вред в форме тяжелых нравственных страданий и переживаний, порой приводящих к нервному шоку. Они претерпевают оскорбительные, унизительные выпады, угрозы со стороны должностных лиц колхозов, совхозов, граждан — односельчан, завистников, недоброжелателей. Известны случаи, когда фермеры, не выдержав постоянных унизительных выпадов, угроз и оскорблений, вынуждены были отказаться от ведения индивидуального хозяйства и «вернуться» в «родной» колхоз, совхоз. 18 августа 1993 года на полях крестьянского хозяйства «Диана» были организованы бесчинства, хулиганские действия со стороны отдельных колхозников. Длительное время членам крестьянского хозяйства не давали возможности заниматься полевыми работами; затем они были силой изгнаны со своих участков, сельхозинвентарь, оборудование разбиты, изуродованы.

Пока арбитражные суды не реагируют на такие факты, не ориентируют потерпевших на возможность предъявления требований о возмещении морального вреда. Согласно ст. 131 Основ гражданского законодательства моральный вред, причиненный неправомерными действиями, возмещается причинителем при наличии его вины. Объем морального вреда определяется судом с учетом конкретных обстоятельств.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Новое в законодательстве о возмещении убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земель

Главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Доктор юридических наук, профессор. Заслуженный юрист РФ. Специалист по земельному праву и охране природы.

Родился 10 декабря 1925 г. в д. Заболотье Людиновского р-на Калужской обл. В 1951 г. окончил Московский государственный юридический институт. В 1951 — 1960 гг. работал в различных учреждениях, в том числе в Государственном юридическом издательстве г. Москвы. С 1960 г. работает в ИЗиСП.

Участвовал в работе над Земельным кодексом Российской Федерации и другими земельно-правовыми актами, законами об охране природы.

Автор свыше 300 научных публикаций, в том числе книг: «Право сельскохозяйственного землепользования» (1969); «Охрана права землепользования» (1974); «Имущественные споры землепользователей» (1980); «Закон на страже землепользования» (1985); «Недвижимое имущество: правовое регулирование» (в соавт., 1997).

После принятия нового Земельного кодекса РФ в решении вопросов возмещения убытков и потерь сельского и лесного хозяйства произошли существенные изменения.

Согласно ст. 57 ЗК РФ убытки в полном объеме, в том числе упущенная выгода, возмещаются землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков в следующих случаях:

  1. при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  2. если они вызваны ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;
  3. при временном занятии земельных участков;
  4. при ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов.

Собственникам земельных участков убытки возмещаются во всех названных случаях, кроме случаев изъятия у них земельных участков, при котором убытки покрываются стоимостью изымаемого земельного участка, выплачиваемой данному собственнику.

Возмещение убытков производится за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон, что повлекло за собой ограничение прав или ухудшение качества земель.

Порядок возмещения убытков определен в «Правилах возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 262.

В названных Правилах установлено, что основаниями для возмещения убытков собственникам земельных участков являются:

соглашение о временном занятии земельного участка между собственником земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка, соглашение о сервитуте;

акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;

Основаниями для возмещения убытков землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков являются:

акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

соглашение о временном занятии земельного участка между землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка, соглашение о сервитуте;

акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;

Размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Федеральной службой земельного кадастра России по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством имущественных отношений РФ. При этом споры, связанные с определением размера убытков, рассматриваются в судебном порядке.

Определение размера убытков, причиненных землепользователям и землевладельцам изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

При определении размера убытков, причиненных арендаторам земельных участков изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, учитываются убытки, которые арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, арендная плата, уплаченная по договору аренды за период после изъятия земельного участка, а также стоимость права на заключение договора аренды земельного участка в случае его заключения на торгах.

Определение размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, производится с учетом убытков, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенной выгоды. Учитываются также расходы, связанные с временным занятием земельных участков.

При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав, учитываются разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений, убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

При определении размера убытков, причиненных землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков ограничением их прав на земельные участки, учитываются убытки, которые землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

Определение размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, производится с учетом убытков, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенной выгоды, а также затрат на проведение работ по восстановлению качества земель.

При расчетах размеров возмещения убытки определяются с учетом стоимости имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельного участка, о временном занятии участка или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов.

Возмещение потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства

Потери сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства убытками не являются. Для их возмещения установлен иной порядок. Положение о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства, утвержденное Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 28 января 1993 г. N 77, признано утратившим силу лишь в части возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам вышеназванным Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 262.

Потери сельскохозяйственного производства образуются при изъятии сельскохозяйственных угодий для использования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства.

Они выражаются в сокращении (безвозвратной потере) площадей используемых сельскохозяйственных угодий или ухудшении их качества (снижения плодородия почв) под влиянием деятельности предприятий, учреждений и организаций и возмещаются в целях сохранения уровня сельскохозяйственного производства путем восстановления площадей сельскохозяйственных угодий и их качества.

Потери возмещаются в размере стоимости освоения равновеликой площади новых земель с учетом проведения на них мероприятий по окультуриванию и повышению плодородия почв до уровня плодородия изымаемых земель (по кадастровой оценке). При определении затрат на эти цели под освоением новых земель (включая их окультуривание и повышение плодородия почв) понимается комплекс мероприятий по организации новых хозяйств и вовлечению в сельскохозяйственное использование земель, занятых кустарниками, малоценными лесами, вырубками и другими несельскохозяйственными угодьями, путем проведения мелиоративных работ (осушение, орошение, культуртехнические и другие мероприятия).

Размер стоимости освоения новых земель взамен изымаемых для несельскохозяйственных нужд определяется исходя из нормативов, которые обеспечивают на осваиваемых землях и улучшаемых угодьях производство сельскохозяйственной продукции в объеме не менее получаемого на изымаемых земельных участках или ранее получаемого до снижения их качества. Названные нормативы периодически обновляются (в связи с изменениями курса рубля). Так, в 2003 г. они составляли для Республик Карелия, Коми, Архангельской и Мурманской областей, Ненецкого автономного округа 127 млн. руб. за гектар (в среднем, ибо на лучших землях они повышаются до 183 млн. за га, а на худших по качеству землях потери снижаются до 53 млн. руб.). В Республике Адыгея и Краснодарском крае потери колеблются от 270 до 71 млн. руб. за га. Аналогичным образом, т.е. с учетом качества изымаемых угодий, потери установлены и для других субъектов РФ.

Потери, вызванные ограничением использования или ухудшением качества сельскохозяйственных угодий под влиянием деятельности предприятий, учреждений, организаций, определяются в процентах от норматива стоимости освоения новых земель пропорционально снижению качества сельскохозяйственных угодий (по кадастровой оценке земель).

Для определения размера потерь используются планово-картографические материалы, данные почвенных обследований, земельного кадастра и мониторинга земель.

Размеры потерь, связанные с изъятием земель, определяются на стадии предварительного согласования места размещения объекта с уточнением при предоставлении земель. Если потери дополнительно выявились в период строительства или после введения в действие объекта, то они определяются на основании фактического отрицательного воздействия объекта на качество прилегающих сельскохозяйственных угодий.

Потери сельскохозяйственного производства возмещаются: 1) лицами, которым предоставляются земельные участки сельскохозяйственного назначения, оленьи пастбища для использования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства; 2) лицами, для которых устанавливаются охранные, санитарно-защитные зоны.

Средства, поступающие в порядке возмещения потерь, перечисляются не бывшим пользователям угодий, а в соответствующие местные бюджеты и могут направляться на финансирование мероприятий по охране земель, в том числе на повышение плодородия почв, а при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта освоения новых земель — на их освоение в соответствии с бюджетным законодательством.

Потери подлежат возмещению в трехмесячный срок после принятия решения об: 1) изъятии участков сельскохозяйственных угодий, оленьих пастбищ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для использования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства; 2) изменении целевого назначения сельскохозяйственных угодий, оленьих пастбищ, находящихся в собственности граждан или юридических лиц.

В случаях продажи земельных участков или передачи их в аренду (для целей, не связанных с сельским хозяйством) потери сельскохозяйственного производства включаются в стоимость продаваемых участков, а при аренде учитываются в суммах арендной платы. Потери подлежат возмещению, если земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или передаются в собственность бесплатно (также для несельскохозяйственных целей).

Сельскохозяйственные потери могут произойти (и часто происходят) от соседства вредных производств и других отрицательных влияний на деятельность сельскохозяйственных пользователей угодий. Поэтому Постановление N 77 Правительства РФ (с изм. и доп.) предусматривает, что потери, вызванные ограничением использования или ухудшением качества угодий под влиянием деятельности предприятий, учреждений и организаций, определяются в процентах от норматива стоимости освоения новых земель пропорционально снижению качества сельскохозяйственных угодий (по кадастровой оценке земель).

Потери сельскохозяйственного производства не возмещаются:

при предоставлении земельных участков для строительства мелиоративных систем на землях сельскохозяйственного назначения;

при предоставлении естественных кормовых угодий под строительство прудов рыбных хозяйств, рыбопитомников, нерестово-выростных хозяйств и рыбоводных предприятий;

при отводе земель под индивидуальное жилищное строительство в границах населенных пунктов;

при изъятии земель или ограничении использования земель в случаях отнесения земельных участков в установленном законодательством порядке к землям природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, а также при отводе земель под кладбища из состава государственных и муниципальных земель (в ред. Постановления Правительства РФ от 15 мая 1999 г. N 534);

при консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, в случаях, если виновные в деградации угодий и загрязнении земель юридические лица не установлены, а также в случаях, если виновные лица своевременно выполнили необходимые мероприятия по восстановлению деградированных сельскохозяйственных угодий и реабилитации загрязненных земель.

Потери возмещаются в полном объеме при предоставлении сельскохозяйственных угодий во временное пользование с условием рекультивации нарушенных земель под несельскохозяйственные угодья. В размере 50% от норматива — при нанесении снятого плодородного слоя почвы на малопродуктивные или непродуктивные угодья за счет средств предприятий, организаций и учреждений, которым предоставляется земельный участок.

Порядок возмещения потерь лесного хозяйства помимо Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 77, регулируется Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2001 г. N 388 «Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации». При этом порядок возмещения потерь лесного хозяйства в основном предусмотрен для случаев неправомерных действий, но именно его нормы берутся за основу при определении размера возмещения ущерба, вызванного переводом лесных земель в нелесные или при изъятии земель лесного фонда в иных случаях.

Размер ущерба, причиненного гражданами и юридическими лицами, исчисляется по таксам, установленным названным Постановлением N 388. Помимо этого данным Постановлением определены размеры неустоек, взимаемых при причинении ущерба лесному фонду, которые устанавливаются в зависимости от категории леса, где совершено нарушение, и характера нарушения. Взимание неустоек не освобождает лесопользователей от административной и других видов ответственности, установленных законодательством Российской Федерации.

Порядок использования средств, перечисляемых в счет возмещения потерь

Постановлением Правительства РФ N 77 (в ред. от 2003 г.) утвержден Перечень видов работ, на которые могут использоваться средства, поступающие в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного производства, вызванных изъятием сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд, их временным занятием или ухудшением качества.

В этот Перечень включены следующие работы:

освоение новых земель под сельскохозяйственные угодья за счет земель, не используемых в сельскохозяйственном производстве, проведение работ по окультуриванию осваиваемых земель и повышению их плодородия;

засыпка и выполаживание оврагов, освоение крутых склонов со строительством комплекса гидротехнических сооружений по защите земель от эрозии, оползней и селей;

строительство дорог к осваиваемым земельным участкам;

коренное улучшение сельскохозяйственных угодий, известкование и гипсование почв;

восстановление плодородия почв деградированных сельскохозяйственных угодий, земель, загрязненных химическими и радиоактивными веществами свыше допустимой концентрации, а также земель, зараженных карантинными вредителями и болезнями растений;

обводнение сельскохозяйственных угодий, строительство и реконструкция оросительных и осушительных систем, защита земель от подтопления, заболачивания, засоления и иссушения;

создание на землях сельскохозяйственного назначения защитных лесных насаждений;

работы по заготовке и использованию торфа на удобрение, включая строительство площадок для приготовления компостов;

выявление деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель, разработка мероприятий, а также оформление документов и материалов по консервации земель;

проведение топографо-геодезических, почвенных, геоботанических и других проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ, связанных с изучением земельных ресурсов, освоением новых земель и повышением их плодородия, улучшением используемых сельскохозяйственных угодий.

Другие виды работ, связанные с освоением новых земель и улучшением сельскохозяйственных угодий, не указанные в настоящем Перечне, могут выполняться за счет средств, поступающих в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного производства, по решению соответствующего органа исполнительной власти.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий