Правительство рф орган валютного контроля
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 ноября 2022 г. № 2078
МОСКВА
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2023 г., за исключением пункта 1, подпунктов «а», «б», абзацев второго — седьмого, десятого — тринадцатого (в части представления информации Федеральному казначейству) , двадцать третьего — двадцать пятого, двадцать девятого — тридцать первого (в части представления подтверждающих документов и информации Федеральному казначейству) , тридцать седьмого, пятьдесят пятого — шестьдесят первого, сто первого — сто двадцать первого (в части представления подтверждающих документов и информации Федеральному казначейству) подпункта «в» пункта 2 изменений, утвержденных настоящим постановлением, которые вступают в силу с 1 января 2024 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 16 ноября 2022 г. № 2078
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации
1. В Положении о Федеральном казначействе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 49, ст. 4908; 2021, № 52, ст. 9172; 2022, № 29, ст. 5505) :
а) пункт 1 дополнить словами «, функции агента валютного контроля»;
б) дополнить подпунктами 5.1.19 и 5.1.20 следующего содержания:
«5.1.19. формы учета и отчетности по валютным операциям за счет средств федерального бюджета, средств, поступающих во временное распоряжение федеральных казенных учреждений, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, средств федеральных государственных бюджетных (автономных) учреждений, осуществляемым резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, за исключением Центрального банка Российской Федерации, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, лицевые счета которым в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации открыты в Федеральном казначействе, при проведении расчетов через счета, открытые Федеральному казначейству в уполномоченных банках и (или) в Центральном банке Российской Федерации, порядок и сроки их представления указанными резидентами, а также форму ведомости валютного контроля и порядок ее формирования Федеральным казначейством;
5.1.20. по согласованию с Центральным банком Российской Федерации правила оформления паспорта сделки резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, за исключением Центрального банка Российской Федерации, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, лицевые счета которым в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации открыты в Федеральном казначействе, при осуществлении такими резидентами валютных операций через счета, открытые Федеральному казначейству в уполномоченных банках либо в Центральном банке Российской Федерации;»;
в) дополнить подпунктами 5.291 и 5.292 следующего содержания:
«5.291. осуществляет в случаях, установленных Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», контроль за соблюдением резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, за исключением Центрального банка Российской Федерации, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, лицевые счета которым в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации открыты в Федеральном казначействе, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении валютных операций за счет средств федерального бюджета, средств, поступающих во временное распоряжение федеральных казенных учреждений, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, средств федеральных государственных бюджетных (автономных) учреждений;
5.292. заключает соглашения с органами валютного контроля о передаче документов и информации с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, которые предусмотрены Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле»;».
2. В постановлении Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 г. № 98 «Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 9, ст. 1089; 2016, № 17, ст. 2399) :
а) наименование изложить в следующей редакции:
«Об утверждении Правил представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций резидентами и нерезидентами уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля и резидентами агенту валютного контроля, являющемуся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;
слова «представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций» заменить словами «представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций резидентами и нерезидентами»;
дополнить словами «и резидентами агенту валютного контроля, являющемуся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;
в) в Правилах представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля, утвержденных указанным постановлением:
наименование изложить в следующей редакции:
«ПРАВИЛА представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций резидентами и нерезидентами уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля и резидентами агенту валютного контроля, являющемуся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;
пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Настоящие Правила устанавливают в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» порядок представления подтверждающих документов (копий документов) и информации при осуществлении валютных операций резидентами и нерезидентами уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля и резидентами агенту валютного контроля, являющемуся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, — Федеральному казначейству.»;
дополнить пунктом 21 следующего содержания:
«21. В целях осуществления валютного контроля Федеральное казначейство в пределах своей компетенции имеет право запрашивать и получать от резидентов, являющихся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, за исключением Центрального банка Российской Федерации, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе, а указанные резиденты обязаны представлять Федеральному казначейству документы (копии документов) и информацию, которые связаны с проведением валютных операций за счет средств федерального бюджета, средств, поступающих во временное распоряжение федеральных казенных учреждений, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, средств федеральных государственных бюджетных (автономных) учреждений, открытием и ведением счетов в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и должны соответствовать требованиям, установленным частью 5 указанной статьи указанного Федерального закона.»;
дополнить пунктом 22 следующего содержания:
«22. В целях осуществления валютного контроля уполномоченные Правительством Российской Федерации органы валютного контроля в пределах своей компетенции в соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 51 статьи 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» запрашивают и получают от резидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции и получивших доступ к информационной системе «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности (далее — система «Одно окно») , документы (копии документов) и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов и должны соответствовать требованиям, установленным частью 5 указанной статьи указанного Федерального закона.»;
пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Информация представляется резидентами и нерезидентами уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля и резидентами Федеральному казначейству на русском языке в объеме, установленном в запросе уполномоченного Правительством Российской Федерации органа валютного контроля, Федерального казначейства, должна непосредственно относиться к проводимой валютной операции и быть действительной на день представления ее уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля, Федеральному казначейству.»;
дополнить словами «, Федерального казначейства»;
дополнить абзацем следующего содержания:
«Резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции и получившие доступ к системе «Одно окно», представляют уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля подтверждающие документы и информацию с использованием системы «Одно окно» в соответствии с требованиями настоящих Правил.»;
абзац второй пункта 5 заменить текстом следующего содержания:
«Указанные в абзаце первом настоящего пункта запросы, созданные в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного Правительством Российской Федерации органа валютного контроля, направляются резиденту и нерезиденту:
с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) » (при наличии технической возможности) ;
с использованием информационных сервисов автоматизированной подсистемы «Личный кабинет», размещенной на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности) (при наличии технической возможности) ;
через личный кабинет, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — личный кабинет налогоплательщика) ;
с использованием телекоммуникационных каналов связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (далее — оператор электронного документооборота) .
По решению уполномоченных Правительством Российской Федерации органов валютного контроля к указанным запросам, направленным в форме электронного документа, могут прилагаться электронные образы документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) , или иные приложения в электронной форме.»;
дополнить пунктом 51 следующего содержания:
«51. Запрос о представлении подтверждающих документов (копий документов) и информации подается Федеральным казначейством резидентам, указанным в пункте 21 настоящих Правил, в электронной форме на основании договора (соглашения) об обмене электронными документами, заключенного между резидентами, указанными в пункте 21 настоящих Правил, и Федеральным казначейством.
При отсутствии технической возможности информационного обмена в электронной форме указанный запрос подается Федеральным казначейством резиденту путем направления заказного почтового отправления с уведомлением о вручении или вручается Федеральным казначейством резиденту лично либо его представителю, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации.»;
дополнить пунктом 52 следующего содержания:
«52. Запрос о представлении подтверждающих документов (копий документов) и информации, созданный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного Правительством Российской Федерации органа валютного контроля, направляется резиденту, осуществляющему в Российской Федерации валютные операции и получившему доступ к системе «Одно окно», с использованием системы «Одно окно».»;
абзац первый изложить в следующей редакции:
«6. Срок представления подтверждающих документов (копий документов) и информации резидентом и нерезидентом уполномоченному Правительством Российской Федерации органу валютного контроля, резидентом Федеральному казначейству устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации органом валютного контроля, Федеральным казначейством в запросе и не может составлять менее 7 рабочих дней со дня подачи указанного запроса.»;
абзац второй после слова «контроля» дополнить словами «, Федеральным казначейством»;
дополнить абзацами следующего содержания:
«для запроса, направленного уполномоченным Правительством Российской Федерации органом валютного контроля в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) «, — дата фиксации данной информационной системой поступления указанного запроса;
для запроса, направленного уполномоченным Правительством Российской Федерации органом валютного контроля в электронной форме с использованием системы «Одно окно», — дата и время фиксации системой «Одно окно» поступления указанного запроса;
для запроса, направленного уполномоченным Правительством Российской Федерации органом валютного контроля в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика или через личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности, — дата фиксации соответствующей информационной системой поступления указанного запроса;
для запроса, направленного уполномоченным Правительством Российской Федерации органом валютного контроля в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, — дата принятия указанного запроса резидентом или нерезидентом лично либо его представителем, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации, которая указана в квитанции о приеме электронного документа;
для запроса, направленного Федеральным казначейством резидентам, указанным в пункте 21 настоящих Правил, в электронной форме на основании договора (соглашения) об обмене электронными документами, заключенного между резидентами, указанными в пункте 21 настоящих Правил, и Федеральным казначейством, — дата фиксации соответствующей информационной системой поступления указанного запроса.»;
пункт 7 изложить в следующей редакции:
«7. Подтверждающие документы (копии документов) и информация по запросу уполномоченного Правительством Российской Федерации органа валютного контроля направляются резидентом или нерезидентом заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или представляются резидентом или нерезидентом либо его представителем, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо в форме электронного документа, в том числе в виде электронного образа документа (документа на бумажном носителе, преобразованного в электронную форму путем сканирования с сохранением его реквизитов) , подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью резидента — физического лица, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме в установленном Правительством Российской Федерации порядке и при условии организации взаимодействия с такой инфраструктурой с применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации (далее — усиленная неквалифицированная электронная подпись резидента — физического лица) , или усиленной квалифицированной электронной подписью резидента — юридического лица (индивидуального предпринимателя) или нерезидента. В случае предоставления подтверждающих документов (копии документов) и информации по запросу федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, они могут быть представлены в форме электронного документа, в том числе в виде электронного образа документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью резидента — физического лица, сформированной в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов в соответствии с требованиями Федерального закона «Об электронной подписи».
Подтверждающие документы (копии документов) и информация по запросу уполномоченного Правительством Российской Федерации органа валютного контроля в форме электронного документа направляются:
с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) » (при наличии технической возможности) ;
с использованием личного кабинета участника внешнеэкономической деятельности (при наличии технической возможности) ;
через личный кабинет налогоплательщика;
с использованием системы «Одно окно»;
с использованием телекоммуникационных каналов связи через оператора электронного документооборота.
Подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью резидента — юридического лица (индивидуального предпринимателя) подтверждающие документы (копии документов) и информация по запросу уполномоченного Правительством Российской Федерации органа валютного контроля, поступившему с использованием системы «Одно окно», направляются в электронной форме с использованием системы «Одно окно».
Днем представления лицами, указанными в абзаце первом настоящего пункта, подтверждающих документов (копий документов) и информации уполномоченному Правительством Российской Федерации органу валютного контроля считается:
для подтверждающих документов (копий документов) и информации, которые направлены заказным почтовым отправлением, — дата направления резидентом или нерезидентом заказного почтового отправления с уведомлением о вручении;
для подтверждающих документов (копий документов) и информации, которые представлены резидентом или нерезидентом лично либо его представителем, полномочия
Валютный контроль в рф
1. Валютный контроль: понятие, органы и агенты валютного контроля.
2. Валютный контроль за операциями резидентов
2.1. Документизация валютных операций
2.2. Идентификация валютных операций
2.3. Паспортизация валютных операций и валютный контроль по внешнеторговым операциям.
3. Ответственность за нарушение валютного законодательства
1. Валютный контроль: понятие, органы и агенты валютного контроля.
Валютный контроль в России является частью системы валютного регулирования, обеспечивая эффективность устанавливаемых государством валютных ограничений.
Под валютным контролем понимается комплекс нормативно закрепленных административных и организационных мер, осуществляемых специально уполномоченными государственными органами или иными организациями (уполномоченными банками в качестве агентов валютного контроля) и направленных на реализацию порядка совершения валютных операций и сделок в части валютных ограничений, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.
Валютный контроль в РФ – совокупность требований, предъявляемых к физическим и юридическим лицам, участникам валютного рынка, целью которых является обеспечение соблюдения валютного законодательства при проведении валютных операций.
Общие условия организации валютного контроля в РФ, права и обязанности органов и агентов валютного контроля изложены в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» №173-ФЗ от 10.12.2003 г., конкретный порядок осуществления валютного контроля закреплен в подзаконных нормативных актах – инструкциях Банка России (Инструкция Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением»).
Основными формами валютного контроля являются:
Регистрация и статистический учет валютных операций;
Контроль за соблюдением валютного законодательства при совершении операций с валютными ценностями;
Контроль за исполнением валютных обязательств перед государством;
Контроль за объективностью и полнотой учета и отчетности по валютным операциям;
Контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте.
Валютный контроль в зависимости от времени проведения делиться на:
Предварительный контроль со стороны уполномоченного банка за валютными операциями осуществляется на этапе составления и оформления паспорта сделки на основании представленного в банк внешнеторгового контракта или кредитного договора.
Текущий контроль проводится в период исполнения контракта.
Последующий контроль заключается в основном в контроле за предоставлением документов валютного контроля, а также за правильностью и объективностью их заполнения. Документы валютного контроля (паспорта сделок, справка о валютных операций) хранятся в уполномоченном банке не менее 3-х лет.
Валютный контроль в РФ осуществляется органами и агентами валютного контроля.
Органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк РФ и Правительство РФ (Минфин, а именно – Федеральная служба финансово-бюджетного надзора).
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.
Контроль за осуществлением валютных операцийкредитными организациями осуществляет Центральный банк РФ.
Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.
Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами и агентами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком.
Правительствообеспечивает взаимодействиене являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком.
Центральный банк осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком.
Органы валютного контроля, их компетенция.
Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти по действующему в настоящее время Постановлению Правительства РФ от 23 августа 2000 года № 624 Вопросы Министерства Российской Федерации является Министерство Финансов РФ. Министерство Финансов РФ обеспечивает проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, промышленной политики при добычи, производстве и переработке драгоценных металлов и драгоценных камней и координирует деятельность в этих сферах иных федеральных органов исполнительной власти, и осуществляет права и функции упраздненной Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю по организации и проведению валютного контроля и ведению единой информационной системы валютного контроля.
Приказом Министерства финансов РФ от 18 августа 2003 года № 77н утверждено Положение о территориальных органах валютного контроля Министерства финансов Российской Федерации. Территориальными органами валютного контроля Министерства финансов РФ являются подразделения Министерства финансов РФ, осуществляющие свою деятельность непосредственно на закрепленной за ними территории и обеспечивающие осуществление возложенных на Министерство финансов РФ как орган валютного контроля прав и функций по проведению валютного контроля.
Территориальный орган валютного контроля имеет право проводить проверки соблюдения валютного законодательства РФ резидентами и нерезидентами, выносить решения о привлечении их к ответственности за выявленные нарушения валютного законодательства РФ, а также давать обязательные для исполнения резидентами и нерезидентами предписания об устранении выявленных нарушений, в пределах своей компетенции осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, получать в установленном порядке от органов и агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных органов информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления своих функций в сфере валютного контроля, а также осуществлять в пределах своей компетенции иные полномочия, предусмотренные законодательством РФ.
Правовой статус агентов валютного контроля.
ФЗ «ОВРиВК» выстраивает систему агентов валютного контроля несколько более определенно, чем систему органов валютного контроля. Согласно ч. 3 ст. 22 ФЗ «ОВРиВК» агентами валютного контроля в РФ являются:
1. Уполномоченные банки, которыми согласно п. 8 ч. 1 ст. 1 ФЗ «ОВРиВК» являются, во-первых, кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий ЦБ РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, и, во-вторых, действующие на территории РФ в соответствии с лицензиями ЦБ РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
2. Не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Таким органом согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам» 1 [20] является Федеральная служба по финансовым рынкам (далее – ФСФР).
Под профессиональными участниками рынка ценных бумаг согласно ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39–ФЗ «О рынке ценных бумаг» 2 [21] понимаются юридические лица, осуществляющие один (или несколько) из следующих видов деятельности: брокерскую, дилерскую деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, по определению взаимных обязательств (клиринг), депозитарную деятельность, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг или по организации торговли на рынке ценных бумаг.
3. Таможенные органы, которыми согласно ч. 1 ст. 402 Таможенного кодекса Российской Федерации 3 [22] (далее – ТК РФ) являются: 1) ФТС; 2) региональные таможенные управления; 3) таможни; 4) таможенные посты. Однако со статусом таможенных органов как агентов валютного контроля связаны определенные сложности, возникшие в период между принятием и вступлением в силу ФЗ «ОВРиВК»
С 17 декабря 2003 года, то есть с момента официального опубликования ФЗ «ОВРиВК» в Российской газете, вступила в силу ч. 2 ст. 22 этого закона, устанавливающая несколько иной перечень органов валютного контроля по сравнению с тем, который существовал до этого. К этому моменту согласно абз. 1 и 2 ст. 198 действовавшего еще тогда старого ТК РФ от 18 июня 1993 года № 5221–1 4 [23] Государственный таможенный комитет Российской Федерации (далее – ГТК РФ) являлся органом валютного контроля, а остальные таможенные органы – агентами валютного контроля. По мнению автора, уже с 17 декабря 2003 года ГТК РФ утратил статус органа валютного контроля в связи с вступлением в силу ч. 2 ст. 22 ФЗ «ОВРиВК», а остальные таможенные органы сохраняли статус агентов валютного контроля еще около двух недель до 1 января 2004 года.
1 января 2004 года вступивший в силу новый ТК РФ отменил положения ст. 198 старого ТК РФ. Таможенные органы, с одной стороны, утратили статус агентов валютного контроля, но, с другой стороны, были наделены функцией по осуществлению в пределах своей компетенции валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с п. 7 ст. 403 нового ТК РФ. Затем 18 июня 2004 года они снова были наделены статусом агентов валютного контроля – теперь уже вместе с еще существовавшим тогда ГТК РФ – когда ФЗ «ОВРиВК» в бóльшей своей части вступил в силу.
4. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, откуда вытекает что данные органы обладают правовым статусом и органов, и агентов валютного контроля одновременно, поскольку, как уже было сказано выше, ФСФБН и ФНС осуществляют свою деятельность как органов валютного контроля непосредственно и через свои территориальные органы. Поскольку законодатель в ч. 2 ст. 23 ФЗ «ОВРиВК» закрепляет полномочия, предоставляемые исключительно органам валютного контроля, а в ч. 4 и 5 – права, которыми обладают только агенты, то из высказанного тезиса следует, что территориальные органы органов валютного контроля (имеются в виду только территориальные органы ФСФБН и ФНС, а территориальные учреждения ЦБ РФ в данном случае в расчет не принимаются, поскольку ЦБ РФ федеральным органом исполнительной власти не является) обладают в соответствии с данным законом обеими группами полномочий. В поддержку данного тезиса говорит и то, что обязанности органов и агентов валютного контроля законодатель также разделяет – в ч. 6 и 7 ст. 23 ФЗ «ОВРиВК», правда не столь последовательно, как их права.