Вступил в силу новый КоАП
КоАП содержит ряд новшеств, направленных на оптимизацию административного процесса и порядка привлечения к административной ответственности. Одной из основных особенностей нового Кодекса является закрепление приоритета профилактических мер воздействия перед наказанием.
В частности, в КоАП включены положения о категориях административных правонарушений. Так, в зависимости от характера и степени общественной вредности административные правонарушения подразделяются на грубые административные правонарушения, значительные административные правонарушения и административные проступки.
С учетом категории административного правонарушения варьируются сроки, по истечении которых физическое или юридическое лицо считается не подвергнутым административному взысканию, а также предоставляется возможность освобождения от административной ответственности с применением профилактической меры воздействия – предупреждения.
Таким образом, в административно-деликтное законодательство вводится новый институт – профилактические меры воздействия.
Положения главы 5 КоАП «Профилактические меры воздействия» предусматривают виды и содержание профилактических мер воздействия: устного замечания, предупреждения, мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних. Применять указанные меры предлагается в рамках института освобождения от административной ответственности.
Так, предупреждение (письменное предостережение лица, совершившего административное правонарушение, о недопустимости противоправного поведения и правовых последствиях повторного совершения данного административного правонарушения) предлагается применять к физическим и юридическим лицам в случае признания ими факта совершения административного правонарушения и согласия на освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения:
- императивно – за совершенные однократно административные проступки;
- по усмотрению – за совершенные однократно значительные административные правонарушения.
Применять предупреждение предлагается в упрощенном порядке (без составления протокола об административном правонарушении с вынесением постановления об освобождении от административной ответственности).
В обновленном КоАП изменения внесены в ряд институтов административного права:
- объединены положения о формах вины физического лица в рамках одной статьи, одновременно оптимизированы соответствующие понятия;
- исключен институт вины юридического лица с сохранением его элементов в качестве условий привлечения юридического лица к административной ответственности;
- в связи с несоразмерной общественной опасностью административных правонарушений по сравнению с преступлениями исключен свойственный, прежде всего, уголовному праву институт покушения на административное правонарушение с одновременным введением в отдельные статьи Особенной части КоАП квалифицирующего признака – попытки совершения административного правонарушения.
С учетом международного опыта система видов административных взысканий дополнена новым – общественные работы.
КоАП установлено, что общественные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных работ, направленных на достижение общественно полезных целей.
Общественные работы устанавливаются на срок от восьми до шестидесяти часов и отбываются не более четырех часов в день. При этом общественные работы могут применяться, если физическое лицо, совершившее административное правонарушение, выразило согласие на их применение.
Ряд нововведений в КоАП обусловлен либерализацией подходов к назначению наказаний и привлечению к административной ответственности. В частности:
- расширен круг деяний, влекущих административную ответственность только по требованию потерпевшего;
- упорядочены сроки наложения административного взыскания;
- закреплена возможность назначать наказание в виде штрафа в размере менее нижнего предела штрафа, предусмотренного за совершенное правонарушение;
- введена новая глава, регламентирующая административную ответственность несовершеннолетних.
Так, нормы главы 9 «Административная ответственность несовершеннолетних» посвящены регламентации привлечения несовершеннолетних к административной ответственности, включая:
- особенности применения к несовершеннолетним административных взысканий;
- освобождение несовершеннолетних от административной ответственности;
- применение к несовершеннолетним альтернативных административному взысканию профилактических мер административного воздействия;
- сроки давности привлечения несовершеннолетних к административной ответственности; срок, в течение которого несовершеннолетний считается подвергнутым административному взысканию.
В рамках новой редакции КоАП также существенно пересмотрены все составы административных правонарушений на предмет:
- востребованности правоприменителем;
- наличия формального характера;
- наличия гражданско-правовой природы охраняемых правоотношений;
- актуальности в связи с изменением положений отраслевого законодательства;
- возможности применения иных мер воздействия.
Результаты такой работы позволили существенно сократить количество норм об административной ответственности в Особенной части КоАП – количество статей сокращено с 445 до 308, а составов административных правонарушений – с 896 до 621.
Таким образом, изменения, внесенные в КоАП, положительным образом скажутся на ведении административного процесса в Республике Беларусь.
Нюансы применения новых КоАП и ПИКоАП – в разъяснении представителя Академии МВД
Прямая линия, посвященная двум вступившим в силу месяц назад кодексам, связанным с административным правом, вызвала немало вопросов. Разъяснения компетентного специалиста помогли разобраться во многих юридических нюансах. На прямой линии ответил доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел факультета милиции Академии МВД Республики Беларусь, кандидат юридических наук доцент права Дмитрий СЕМЕНЮК.
- Насколько либеральны новшества во введенных в действие с 1 марта этого года КоАП и ПИКоАП?
- Что за новые формы административных взысканий для деревенского хулигана или любителя чужого появились в КоАП?
- Будет ли предупреждение указано в базе об административных правонарушениях и повлияет ли при устройстве на работу?
К одним либеральнее, к другим жестче
«СГ»: Дмитрий Петрович, какие изменения, или, говоря юридическим языком, новеллы в Кодексе об административных правонарушениях, на ваш взгляд, наиболее существенны?
Д. С.: Правонарушения в новом законодательном акте впервые разделили на 3 категории в зависимости от характера и степени общественной вредности: проступки, значительные и грубые административные правонарушения. За каждое установили вид, размер либо срок административного взыскания. Например, это штраф или общественные работы. Всего по кодексу 8 взысканий. Обо всех правонарушениях рассказывать не буду, сделаю акцент на проступках: за их совершение предусмотрено административное взыскание в виде штрафа в размере не выше 10 базовых величин для физического лица, 25 – для индивидуального предпринимателя и 50 – для юрлица. Скажем, это невыполнение обязанностей по воспитанию детей (ст. 10.3). В новом кодексе у этой статьи появилась часть 2: в ней конкретно прописана ситуация, когда взрослые не сопровождают ребенка младше 16 лет с 23:00 до 6:00 вне жилища.
Важно, что из нового кодекса исключили соучастие в правонарушении, покушение на него: они более характерны по содержанию для уголовного законодательства. Зато ввели понятие попытки совершения административного правонарушения. Больше стало деяний, за которые наказывают административно только по требованию потерпевшего. Например, это обман потребителей (ст. 13.10 КоАП), недобросовестная конкуренция (ст. 13.33 КоАП). Всего таких статей 15.
Слышал, многие нормы из КоАП убрали. Их перенесли в Уголовный кодекс или они просто не использовались? Это как-то связано с либерализацией?
Виталий Якимович, Минский район
Д. С.: Возьмем правонарушения, посягающие на честь и достоинство. Клевету исключили из КоАП, но она осталась в УК. Что это по сути? Распространение заведомо ложных, порочащих другое лицо сведений. Один человек другому сказал плохо о третьем и так далее. Трудно доказуемо. Иное дело, если клевета прозвучала в публичном пространстве, но это уже ст. 188 УК. А вот оскорбление – умышленное унижение чести и достоинства личности, причем выраженное в неприличной форме. Например, с использованием нецензурной брани. Это нарушение осталось в КоАП в ст. 10.3. Ее дополнили частью 2: оскорбление в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, распространенной в глобальной компьютерной сети интернет и т.д. Наказание – от 10 до 200 базовых, либо административный арест, либо общественные работы. Для юридического лица также предусмотрена ответственность, например для портала – от 30 до 200 базовых. А вот уголовной ответственности за оскорбление уже нет.
В КоАП добавили профилактические меры воздействия как альтернативу административному взысканию. Это устное замечание, предупреждение и меры воспитательного воздействия (в отношении несовершеннолетних). Важно то, что при их применении лицо не считается подвергавшимся административному взысканию. То есть, проще говоря, его не вносят в базы данных правонарушителей. Это в будущем может помочь ему при устройстве на работу или при поступлении в желанный вуз.
Правда ли, что по новому кодексу ответственность за разные флаги и выход на пикеты стала серьезнее? Могут ли, например, оштрафовать, если в соцсети человек размещает фото с бчб-флагом?
Мария, Петриковский район
Д. С.: Ответственность закреплена в ст. 24.23 КоАП (в КоАП 2003 г. это ст. 23.34), состоящей из 6 частей, в которых описаны разные действия, поэтому ответственность отличается. Санкции в частях статьи значительно увеличены. Например, в части 1 ответственность предусмотрена за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом. Эти деяния влекут наложение штрафа в размере до 100 базовых величин, или общественные работы, или административный арест. Если то же самое повторится в течение одного года после наложения административного взыскания, за аналогичные нарушения возможен штраф от 20 до 200 базовых, или общественные работы, или административный арест. Нужно подчеркнуть, что при привлечении к ответственности по ч. 3 и ч. 4 ст. 24.23 КоАП, то есть при повторном совершении правонарушений, административный арест установлен на срок от 15 до 30 суток (ранее – до 15).
Что касается фотографии с бчб-флагом. Привлечь могут за незаконное использование и изготовление флагов, вымпелов, эмблем, символов: штраф составит от 5 до 10 базовых величин для гражданина. Если же на фото факт нарушения установленного порядка пикетирования или участия в незаконном массовом мероприятии, то это может являться доказательством нарушения по ст. 24.23.
Хулиганам и любителям чужого – новое наказание
Тружусь в сельхозпредприятии. Знаете, часто говорят: «Все вокруг колхозное, все вокруг мое». Некоторые у нас, к сожалению, в это верят. Случаются хищения, потом разбирательства. Я работаю честно, и бывает обидно. Правда ли, что за хищения по новому кодексу будут наказывать строже?
Ольга, Витебская область
Д. С.: Ответственность за мелкое хищение раньше была прописана в ст. 10.5, сейчас в ст. 11.1. Фактически дополнена одной из новых форм хищения – с помощью компьютерной техники. К примеру, это может быть перевод денег через компьютер или телефон с чужой карточки без ведома ее владельца. Ввели также ответственность даже за попытку таких действий. Наказание – штраф от 2 до 30 базовых величин, административный арест до 15 суток либо общественные работы. Кстати, это новый вид взыскания. Человек сможет их отрабатывать в свободное от учебы или основной работы время, но не более 4 часов в день. А вот предупреждение, исправительные работы, лишение специального права в целом из кодекса как виды административных взысканий исключили. Напомню, мелким считается хищение, если размер похищенного у юрлица имущества – не более 10 базовых величин, у физлица – не выше 2 базовых. Есть исключения. К примеру, кража ордена, медали, а также из одежды или ручной клади влечет уголовную ответственность, даже если стоимость этих вещей ниже указанных пределов.
У нас в деревне есть сосед – любитель принять на грудь и пойти сбивать ногами чужие заборы или приставать к знакомым. Скажите, не пересмотрели ли в новом кодексе наказание за хулиганство? А то мать заплатит за него штраф, а он по новой.
Оксана Васильевна, Славгородский район
Д. С.: Ответственность за мелкое хулиганство остается прежней: штраф от 2 до 30 базовых величин, административный арест до 15 суток. Добавились общественные работы: судья может назначить их с согласия виновного лица. Фактически это альтернатива административному аресту. Добавлю, в случае мелкого хулиганства это наказание составляет от 8 до 60 часов. Для нас оно относительно новое, но за границей используется активно. Можно отработать в отпуске. И в УК есть ст. 339 за хулиганство, причем наказание вплоть до лишения свободы. В чем отличие? Если хулиган применил насилие, нанес вред здоровью (телесные повреждения) или ущерб имуществу потерпевшего, то это чревато уголовной ответственностью.
Слышал от участкового, что одно из новшеств кодекса – наказание не только арестом или штрафом, но и исправительными работами. А куда будут направлять нарушителей? Просто улицы мести или, к примеру, разнорабочими к нам в хозяйство? За такими работниками нужно еще двум приглядывать, чтобы не натворили чего. Объясните, пожалуйста, как это будет работать?
Николай Иванович, Гродненская область
Д. С.: В прежнем КоАП было такое наказание – исправительные работы, и по месту труда определенный процент вычитался из заработка. Сейчас их нет. Общественные работы будут выполняться не по месту занятости. Точнее, перечень таких работ утвердит Совет Министров. Вероятно, это будут уборка или благоустройство территории, помощь больным, то есть они должны быть направлены на достижение общественно-полезных целей. Данное взыскание – альтернатива другим: хочешь – отработай. В новом
ПИКоАП их регламентации посвящена целая глава. Местные исполнительные и распорядительные органы должны указать, куда явиться привлеченному к ответственности лицу, какие работы выполнять. Они же ведут учет отработанного времени. За уклонение предусмотрен штраф или административный арест. Если человек попытается избежать труда, ему придется понести другое наказание. Привлекать к общественным работам нельзя пенсионеров, подростков от 14 до 18 лет, беременных и находящихся в отпуске по уходу за ребенком, инвалидов I и II группы, иностранных граждан и военных. Отмечу, в целом пересмотрена система административных взысканий. Применяются также лишение права заниматься определенной деятельностью, депортация, конфискация, взыскание стоимости и запрет на посещение физкультурно-спортивных сооружений.
Елена Яско, «Сельская газета», 10 апреля 2021 г.
(фото – «СБ. Беларусь сегодня»)
КоАП-2021: ответственность юридического лица
Новый кодекс, в отличие от действующего, не использует понятие вины юридического лица. В то же время прописано, что организация будет отвечать, если она не приняла все меры по соблюдению установленных норм и правил . По действующему КоАП это обстоятельство является элементом вины юридического лица. Так, сейчас организация считается виновной в правонарушении, если она нарушила установленные нормы или правила и не предприняла все меры по их соблюдению . Хотя на практике установление вины организации сводится к доказательству факта правонарушения без выяснения второго элемента вины.
Ответственность юрлица будет дополнительной по отношению к ответственности работника
Такой принцип прямо закреплен в новом Кодексе. Юридическое лицо будет отвечать, когда ответственности виновного работника недостаточно ввиду значительности причиненного вреда. В этих целях КоАП установил основания и условия административной ответственности юридического лица. Это значит, что только при их наличии организацию привлекут к ответственности наряду с работником .
Для ответственности юрлица потребуется специальное условие
Введено понятие «специальное условие», при котором организация может быть привлечена к ответственности за нарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательства, за налоговые и таможенные нарушения.
Это определенные обстоятельства, которые свидетельствуют о причинении значительного вреда охраняемым интересам. При этом сами эти обстоятельства останутся прежними. Это:
— вред или угроза вреда жизни и здоровью;
— имущественный вред или стоимость предмета правонарушения больше 40 базовых величин;
— сумма сделки (операции, выручки или дохода) больше 40 базовых величин — если штраф отсчитывается кратно к этим показателям или предусмотрена конфискация дохода;
— предусмотрена обязательная конфискация .
Когда специальное условие не соблюдается и нет ни одного из обстоятельств, возможна ответственность только виновного работника организации.
Из правила, как и сейчас, будут отдельные исключения, когда для ответственности организации в перечисленных сферах не потребуется специальное условие .
Станет меньше составов правонарушений с ответственностью юрлица
Юридическое лицо несет административную ответственность, только если оно прямо указано в санкции. Это предусматривает как действующий, так и новый КоАП .
По новому Кодексу юридическое лицо больше не будет отвечать, например, за:
— невыплату заработной платы в срок ;
— неуплату обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование ;
— нарушение порядка открытия счета плательщику .
В этих случаях отвечать будет только виновный работник.
Срок наложения взысканий на юрлицо составит три года
Юридическое лицо смогут привлечь к ответственности в течение трех лет со дня совершения и шести месяцев со дня обнаружения правонарушения. Это будет единый срок для юрлиц . Тогда как действующий КоАП дифференцирует сроки по отдельным правонарушениям. Например, за нарушение должником законодательства об исполнительном производстве срок наложения взыскания составляет 2 месяца со дня совершения .
Трехлетний срок будет действовать и для нарушивших свои обязанности должностных лиц .
Для иных физических лиц срок привлечения к ответственности будет 2 месяца со дня совершения или обнаружения (прекращения) длящегося правонарушения, а за налоговые и таможенные нарушения — один год .
К юрлицу будут применять предупреждение
Предупреждение больше не будет считаться административным взысканием. Его будут применять как профилактическую меру в том числе к организациям.
Так, за первый проступок организацию будут письменно предупреждать. Проступком будет считаться нарушение, за которое грозит штраф не больше 50 базовых величин. Причем организация должна признать проступок и не совершать ранее в течение года такого же нарушения .
За значительное правонарушение организацию тоже могут предупредить с учетом конкретных обстоятельств и если она в течение года до этого не совершила такое же нарушение. Значительным будет правонарушение, за которое грозит конфискация, штраф свыше 50 базовых величин либо штраф в процентах от стоимости предмета правонарушения, дохода и т.п. или кратный этим величинам .
В примечании к главе 16 нового КоАП также установлены дополнительные случаи и условия, когда может применяться предупреждение за нарушения в сфере экологии.
Минимальный штраф на юрлицо составит 5 базовых величин и даже меньше
Новый кодекс снизит минимальный размер штрафа для юридических лиц с 10 до 5 базовых величин. При этом за нарушение порядка налогообложения штраф может быть еще меньше – он снижен с 0,5 до 0,1 базовой величины .
Взыскание будет погашаться сразу после уплаты штрафа за проступок
Новый Кодекс вводит разные сроки, по истечении которых организацию будут считать не подвергавшейся административному взысканию. Сроки в зависимости от тяжести нарушения будут истекать после исполнения взыскания (например, погашения штрафа):
— за проступок – сразу после исполнения;
— за значительное правонарушение – через шесть месяцев;
— за грубое правонарушение – через год. При этом грубым считается нарушение, за которое для юрлица будет предусмотрена ответственность в виде лишения права заниматься определенной деятельностью .
Это значит, что при совершении такого же нарушения по истечении указанных сроков не будет признака повторности. А он может повлечь повышенную ответственность .
Сейчас повторным является нарушение, которое совершено до истечения года с момента исполнения взыскания за такое же нарушение. Это не зависит от тяжести нарушения .