Проверить привлечение к административной ответственности

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Татарстан

Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ, вступившим в силу с 06.04.2022, внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) относительно порядка применения мер административного принуждения, в том числе для отдельных категорий хозяйствующих субъектов.

Так, установлены исключения из правила об одновременном привлечении к административной ответственности за одно правонарушение юридического лица и его работника. В силу части 4 статьи 2.1 КоАП РФ теперь привлечение юридического лица к административной ответственности, в случае привлечения его должностного лица или работника к административной ответственности, допускается только если оно не предприняло все предусмотренные законодательством меры для соблюдения соответствующих обязательных требований. В соответствии с частью 5 той же статьи не подлежат ответственности работники организации (либо ее единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица) при назначении организации штрафов согласно пунктам 3 или 5 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ.

Новой редакцией части 3 статьи 3.4 КоАП РФ введена обязанность по замене административного штрафа на предупреждение некоммерческой организации, а также индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, являющимся субъектами малого предпринимательства, и их работникам.

Указанный алгоритм по-прежнему распространяется только на впервые совершенное административное правонарушение при отсутствии вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также имущественного ущерба (угрозы данных негативных последствий или возникновения чрезвычайных ситуаций).

КоАП РФ дополнен статьей 4.1.2, закрепившей нормы об ограничении административных штрафов, назначаемых субъектам малого и среднего предпринимательства, размером санкции, предусмотренной соответствующей статьей (частью статьи) КоАП РФ для индивидуального предпринимателя. Аналогичная льгота распространена на социально ориентированные некоммерческие организации – получателей поддержки, также определен порядок назначения юридическим лицам обеих названных категорий штрафов в случаях, когда санкция соответствующей статьи КоАП РФ не предусматривает такого наказания для индивидуальных предпринимателей.

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Республики Татарстан

Прокуратура Республики Татарстан

23 июня 2022, 08:38

Новые правила привлечения к административной ответственности.

Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ, вступившим в силу с 06.04.2022, внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) относительно порядка применения мер административного принуждения, в том числе для отдельных категорий хозяйствующих субъектов.

Так, установлены исключения из правила об одновременном привлечении к административной ответственности за одно правонарушение юридического лица и его работника. В силу части 4 статьи 2.1 КоАП РФ теперь привлечение юридического лица к административной ответственности, в случае привлечения его должностного лица или работника к административной ответственности, допускается только если оно не предприняло все предусмотренные законодательством меры для соблюдения соответствующих обязательных требований. В соответствии с частью 5 той же статьи не подлежат ответственности работники организации (либо ее единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица) при назначении организации штрафов согласно пунктам 3 или 5 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ.

Новой редакцией части 3 статьи 3.4 КоАП РФ введена обязанность по замене административного штрафа на предупреждение некоммерческой организации, а также индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, являющимся субъектами малого предпринимательства, и их работникам.

Указанный алгоритм по-прежнему распространяется только на впервые совершенное административное правонарушение при отсутствии вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также имущественного ущерба (угрозы данных негативных последствий или возникновения чрезвычайных ситуаций).

КоАП РФ дополнен статьей 4.1.2, закрепившей нормы об ограничении административных штрафов, назначаемых субъектам малого и среднего предпринимательства, размером санкции, предусмотренной соответствующей статьей (частью статьи) КоАП РФ для индивидуального предпринимателя. Аналогичная льгота распространена на социально ориентированные некоммерческие организации – получателей поддержки, также определен порядок назначения юридическим лицам обеих названных категорий штрафов в случаях, когда санкция соответствующей статьи КоАП РФ не предусматривает такого наказания для индивидуальных предпринимателей.

Порядок привлечения

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) установлен особый порядок привлечения к административной ответственности за нарушения правил дорожного движения при их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и видеофиксации, который заключается в следующем:

1. Фото-, видео-, киноматериалы со специальных технических средств поступают в орган ГИБДД, контролирующий соответствующий участок дороги. По государственному регистрационному знаку автомобиля определяют его собственника (владельца), адрес его места жительства;

2. При фиксации правонарушения техническими средствами протокол об административном правонарушении не составляется, постановление выносится без участия собственника (владельца) автомобиля. Экземпляр постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением специальных технических средств, направляются в адрес собственника автомобиля по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения постановления или в форме электронного документа с использованием Единого портала государственных муниципальных услуг (функций) при наличии регистрации указанного лица на портале и согласия его на получение указанных постановлений с использованием средств информационных технологий (ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ);

3. Постановление по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением фото — видеофиксации нарушения правил дорожного движения, оформляется в форме электронного документа; юридическая сила этого документа должна подтверждаться усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с частью 6 ст. 29.10 КоАП РФ, а копия такого постановления изготавливается путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе и направляется лицу, в отношении которого возбуждено дело, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления;

4. В случае фиксации нарушения работающими в автоматическом режиме камерами административное наказание назначается в виде штрафа. При этом размер штрафа выбирается наименьшим в пределах санкции применяемой статьи.

Если предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления автомобилем или административного ареста и не предусмотрено наказание в виде штрафа, наказание назначается в виде штрафа в размере 5000 руб. (ч. 3 ст. 28.6, ч. 3.1 ст. 4.1 КоАП РФ);

5. Субъектом такого правонарушения является собственник (владелец) транспортного средства, которым может быть как физическое, так и юридическое лицо, что закреплено в части 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ.

В целом практика привлечения к ответственности за нарушение правил дорожного движения, зафиксированных с помощью приборов автоматической фото — видеофиксации правонарушений, в разных регионах складывается по-разному. При этом ежегодно увеличивается количество лиц, привлекаемых к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, зафиксированных в автоматическом режиме.

При несогласии с вынесенным постановлением о привлечении к административной ответственности собственник (владелец) автомобиля вправе его обжаловать. В вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). При этом жалобы рассматриваются в районном суде по месту совершения правонарушения, независимо от местонахождения Центра автоматической фиксации административных правонарушений (ЦАФАП). Собственника (владельца) автомобиля могут освободить от ответственности, если при рассмотрении его жалобы будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения автомобиль находился во владении или в пользовании другого лица или был, например, угнан. При этом собственник обязан представить доказательства своей невиновности (ч. 2 ст. 2.6.1, примечание к ст. 1.5 КоАП РФ; п. 1.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18).

Самые спорные ситуации при рассмотрении таких дел возникают в случаях, когда собственник в своей жалобе приводит доводы о том, что он не управлял транспортным средством, которое было передано иному лицу по договору аренды.

Законодателем не установлены нормы о фактическом объеме предоставляемых доказательств, достаточных для подтверждения указанных доводов.

Пункт 1.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержит указание, согласно которому собственник (владелец) транспортного средства в случае несогласия с вынесенным в отношении его постановлением о привлечении к административной ответственности за правонарушение, выявленное и зафиксированное работающими в автоматическом режиме техническими средствами, обязан представить доказательства своей невиновности, и в нем приводится примерный перечень таких доказательств.

Такими доказательствами могут, в частности, являться:

  • доверенность на право управления автомобилем другим лицом;
  • полис ОСАГО, в котором имеется запись о допуске к управлению автомобилем такого лица;
  • договор аренды или лизинга автомобиля;
  • показания свидетелей и (или) лица, управлявшего машиной в момент фиксации административного правонарушения.

Например, на практике может возникнуть вопрос о том, достаточно ли предоставления собственником транспортного средства договора аренды автомобиля, приемо-сдаточного акта, доверенности на право управления транспортным средством, а также копии паспортных данных арендатора и его водительского удостоверения? Как нам представляется, этого недостаточно, если учитывать, что транспортные средства могут неоднократно передаваться иным лицам, поскольку договор аренды составляется в простой письменной форме. Без привлечения арендатора в судебное заседание при пересмотре дела в порядке гл. 30 КоАП РФ невозможно удостоверить факт заключения договора, установить реальное время его составления и подписания сторонами, фактическое время передачи транспортного средства, а также достоверность подписи арендатора в договоре. Более того, договор аренды и акт приема-передачи транспортного средства не являются исключительными доказательствами невозможности пользования этим транспортным средством самим арендодателем, тем более что договор аренды не прекращает его право собственности и не исключает права пользования принадлежащим ему транспортным средством. Из этого следует, что необходима проверка договора аренды, а если представлены копии этого документа — также проверка их легитимности, факта заключения договора. В том случае, когда стороной по договору является юридическое лицо, возможно запросить путевые листы на день обнаружения правонарушения, данные о юридическом лице в ЕГРЮЛ, сведения об оплате аренды, любую информацию, свидетельствующую о фактическом использовании транспортного средства юридическим лицом.

Необходимо ли устанавливать лицо, которое фактически управляло транспортным средством в момент правонарушения? Устанавливать данное лицо не обязательно, если транспортное средство передано по договору аренды юридическому лицу, которое надлежащими доказательствами подтвердило наличие и действие такого договора, а также фактическое владение транспортным средством. В случае передачи транспортного средства физическому лицу, необходимо доказать суду при обжаловании постановления о наложении административного штрафа, кому конкретно оно передано и факт управления транспортным средством именно этим лицом.

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» примечание к ст. 20.25 КоАП РФ дополнено пунктом 3, согласно которому административный арест, предусмотренный частью 1 этой статьи, не может применяться к лицу, которое не уплатило административный штраф за совершение административного правонарушения, предусмотренного гл. 12 данного Кодекса и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

Выход из данной ситуации нам видится в эффективной работе нового института уплаты штрафов, введенного Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. № 437-ФЗ, который позволяет оплачивать штраф в размере половины суммы наложенного административного штрафа, но не позднее двадцати дней со дня вынесения соответствующего постановления, либо — в увеличении срока давности привлечения к административной ответственности, что неоднократно ранее делал законодатель.

Как определить дату совершения административного правонарушения?

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства, как истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Это следует из п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ . Но для того, чтобы определить окончание срока давности, надо понимать с какой даты вести отсчёт.

Для большинства административных правонарушений моментом, с которого начинает течь давностный срок, является день совершения правонарушения, но в некоторых случаях такой срок может начинаться с момента обнаружения факта административного нарушения.

О том, как правильно определить дату совершения административного правонарушения, в своей статье рассказывает эксперт «Что делать Консалт».

По общему правилу принято считать, что дата административного правонарушения – это тот момент, когда оно совершено. Но в ряде случаев применяют особый подход. Например, бухгалтер несвоевременно сдал отчётность, или в ходе проверки выявлены нарушения трудового законодательства, или нарушены правила пожарной безопасности. Можно привести ещё множество примеров, когда могут возникнуть сложности с определением даты совершения административного нарушения. Рассмотрим подробнее.

Формы административных правонарушений

Административное правонарушение может выражаться ( ст. 4.5 КоАП РФ ):

  • в форме действия;
  • в форме бездействия;
  • систематическое неисполнения обязанностей – длящееся нарушение.

Если нарушение выражается в форме действия, то датой административного правонарушения является момент его совершения. Например:

  • должностное лицо предоставило недостоверные сведения при регистрации организации ( ст. 14.25 КоАП РФ );
  • водитель нарушил правила дорожного движения: превышение скорости ( ст. 12.9 КоАП РФ ), парковка в неположенном месте ( ст. 12.19 КоАП ); нарушения правил маневрирования ( ст. 12.14 КоАП );
  • кассир не выдал кассовый чек покупателю ( ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ ).

Если административное правонарушение выражено в форме бездействия, то дата нарушения определяется днём, когда соответствующая обязанность должна была быть исполнена. Например:

  • организация не исполнила предписание контролирующего органа ( ст. 19.5 КоАП РФ ). Дата нарушения – последний день исполнения предписания;
  • бухгалтер не сдал отчётность ( ст. 15.6 КоАП РФ ). Дата нарушения – последний день сдачи отчётности;
  • оператор не исполнил требование субъекта об уничтожении его персональных данных в течение 7 дней с момента требования ( ч. 5 ст. 13.11 КоАП РФ ). Дата нарушения – 7-й день с момента требования.

Длящееся правонарушение выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом для такого вида нарушений должен отсутствовать срок исполнения обязанностей. Если такой срок установлен, то нарушение будет считаться оконченным в указанную дату. Согласно п. 2 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь со дня обнаружения правонарушения. Как правило, такие нарушения выявляются в ходе проверок контролирующих органов: прокуратура, ГИТ, Роспотребнадзор, пожарная инспекция, Роскомнадзор и др. Например:

  • оператор обрабатывал персональные данные без согласий субъектов ( ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ );
  • организация вела деятельность, подлежащую лицензированию без обязательной лицензии ( ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ );
  • работодатель нарушал правила охраны труда ( ст. 5.27.1 КоАП РФ ).

Основная проблематика определения даты совершения административного правонарушения заключается в том, что по ряду нарушений сложно определить, к какому именно виду относится то или иное нарушение. Разобраться в вопросе поможет анализ судебной практики.

СПС КонсультантПлюс предоставляет доступ к полной базе судебной практики арбитражных судов и судов общей юрисдикции всех инстанций.

Примеры нарушений в форме действия

Работодатель заключил трудовой договор с работником, но не включил в него обязательные условия по ст. 57 ТК РФ . Дата совершения административного правонарушения ( ст. 5.27 КоАП ) – момент заключения трудового договора.

В ходе проверки выявилось, что договоры с сотрудниками были заключены ненадлежащим образом. Работодателя привлекли к административной ответственности. При этом проверка была в 2016 году, а работники были приняты в 2014-м. Срок давности привлечения к административной ответственности по данному основанию – 1 год. Работодатель оспорил штраф. Дата совершения административного правонарушения определяется моментом заключения трудовых договоров. Срок давности истек, соответственно, оснований привлечения к административной ответственности уже не было.

Продавец включил в договор с потребителем условия, ущемляющие права гражданина ( ст. 14.8 КоАП РФ ). Дата совершения административного правонарушения определяется моментом заключения договора.

Организация заключила с потребителем договор участия в долевом строительстве жилого дома и включила в него условия, ущемляющие права потребителя. Данный факт был выявлен в ходе проверки, и организация была привлечена к ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ . Срок давности привлечения к административной ответственности по данному основанию – 1 год, при этом договор был заключён 1 декабря 2017 года, а протокол об административном нарушении был составлен 6 декабря 2018 года. Штраф был оспорен в судебном порядке. Суд отметил, совершённое противоправное деяние, выразившееся во включении в договор условий о невозможности возвратить излишне уплаченных денежных средств и о фактическом уменьшении гарантийного срока, окончено в момент подписания (заключения договора). Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим дальнейшее производство по делу об административном правонарушении.

С помощью СПС КонсультантПлюс вы будете легко ориентироваться в законодательстве, вовремя отслеживать все изменения.

Примеры нарушений в форме бездействия

Непредоставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, например бухгалтерской отчётности ( ст. 15.6 КоАП РФ ). Дата совершения правонарушения – последний день срока сдачи документа.

Главный бухгалтер несвоевременно направила сведения о доходах сотрудников за 2015 год. Сведения были направлены 19 сентября 2016 года, в то время как срок подачи не позднее 1 апреля 2016 года. По данному основанию бухгалтер была привлечена к ответственности по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ . Мировой судья рассмотрел данное дело об административном правонарушении 4 августа 2017 года. Бухгалтер оспорила штраф. Датой нарушения является последний день сдачи отчётности – 1 апреля 2016 года, срок давности по данному основанию составляет 1 год, и он завершился 2 апреля 2017 года. В связи с тем что срок давности истек, производство по делу было прекращено.

Организация не исполнила в срок предписание контролирующего органа ( ст. 19.5 КоАП РФ ). Дата совершения правонарушения – последний день исполнения предписания.

В организации была проведена проверка пожарной безопасности, и по итогам было выдано предписание по устранению нарушений обязательных требований. Срок исполнения – до 25 апреля 2017 года. Предписание не было исполнено, и 8 августа 2017 года организация была привлечена к ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ . Штраф был оспорен.

Предписанием органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, от 12.08.2016 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности установлен срок его выполнения – по 24 апреля 2017 года, следовательно, срок давности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ , начал исчисляться с 25 апреля 2017 года и истек 25 июля 2017 года.

Производство по делу было прекращено в связи с истечением срока давности.

Работодатель нарушил сроки выплаты заработной платы ( ч. 6 ст. 5.27 КоАП ). Правонарушение окончено в установленный день оплаты труда.

По данному вопросу существовала позиция, что несвоевременная выплата заработной платы может выражаться в систематических задержках и невыплатах и является длящимся нарушением и выражается в систематическом неисполнении обязанностей. В декабре 2021 года Верховный Суд дал разъяснения:

  • Несвоевременная выплата зарплаты – это недлящееся нарушение. Срок давности начинает идти со следующего дня после дня выплаты зарплаты.
  • Каждая задержка или невыплата – это отдельное правонарушение, вне зависимости от числа работников.

Уникальные аналитические материалы СПС КонсультантПлюс помогут вам при возникновении сложных ситуаций.

Примеры длящихся нарушений

Оператор в нарушение требований Закона 152-ФЗ обрабатывал персональные данные без согласия субъекта или когда согласие не соответствует требованиям законодательства ( ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ ). Длящееся нарушение, срок давности исчисляется с момента обнаружения.

Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 25.09.2020 по делу № 16-5100/2020.

В организации была проведена проверка Роскомнадзора. В ходе проверки выяснилось, что согласия субъектов на обработку персональных данных не соответствуют требованиям, указанным в ст. 9 Закона 152-ФЗ . Генерального директора, как должностное лицо, привлекли к административной ответственности в виде штрафа по ч. 2 ст. 13.11 КоАП . Руководитель обратился в суд, ссылаясь на то, что согласия были получены больше года назад, соответственно, срок давности привлечения к административной ответственности истек. Суд не согласился. Оператор обрабатывал персональные данные субъектов без согласия субъектов, соответственно, данное нарушение выражается в длительном неисполнении обязанностей и является длящимся. Срок давности исчисляется со дня обнаружения нарушения и не был нарушен. В удовлетворении требований было отказано.

Рекламодатель нарушил требования к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции ( ст. 14.37 КоАП РФ ). Длящееся нарушение, срок давности исчисляется с момента обнаружения.

Отделением полиции был выявлен факт установки и эксплуатации обществом нестандартной (уникальной) рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на её установку и эксплуатацию. На перекрестке, на дорожном указателе была размещена рекламная вывеска, на которой были изображены автомобильные диски и контактная информация продавца. Организацию, разместившую вывеску, привлекли к административной ответственности по ст. 14.37 КоАП РФ . Рекламодатель обратился в суд с целью оспорить штраф. В обосновании своих требований он ссылался на истечение срока давности привлечения к административной ответственности, так как рекламная конструкция была установлена 1994 году, а протокол об административном правонарушении был составлен в 2018 году. Кроме того, размещение было согласовано с ГИБДД в 1994 году, но согласование утрачено. Суд отказал в удовлетворении требований. Получение обществом в 1994 году разрешения на размещение спорной рекламной конструкции как маршрутного указателя не имеет правового значения и не опровергает факт административного правонарушения в силу его отсутствия у общества на момент обнаружения конструкции в 2018 году. Данное нарушение носит длящийся характер, и срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь с момента обнаружения.

Работодатель допустил работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения необходимого обучения, проверки знаний, а также обязательных осмотров или при наличии медицинских противопоказаний ( ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ ).

Разъяснение по вопросу, является ли данное нарушение длящимся, дал Верховный Суд в 2021 году. Согласно позиции суда оно выражается в длительном непрекращающемся невыполнении работодателем обязанности отстранить от работы сотрудника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, обязательный медицинский осмотр, обязательное психиатрическое освидетельствование или имеющего противопоказания к работе. Например, работодатель принял работника, но не провёл с ним вводный инструктаж по охране труда. Срок давности привлечения к административной ответственности по данному основанию – 1 год. При этом работодателя привлекут к ответственности, даже если нарушение будет выявлено по истечении данного срока с момента допуска сотрудника на работу. Работодатель не должен допускать его к работе, соответственно это длящееся нарушение.

Подводя итог, универсального ответа на вопрос, какая именно дата является моментом совершения административного правонарушения, нет. Всё зависит от конкретной ситуации. Разобраться в вопросах привлечения к административной помогут полезные материалы в справочной системе КонсультантПлюс.

Вопрос

Можно ли восстановить срок давности привлечения к административной ответственности?

Сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению ( п. 18 Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 ). Если срок пропущен, то суд принимает одно из следующих решений:

  • отказ в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности;
  • признание незаконным и отмена оспариваемого решения административного органа полностью или в части.

При истечении сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос о возобновлении производства по делу обсуждаться не может. Возможность обсуждения вопросов о виновности лица в совершении административного правонарушения, наличии события правонарушения после истечения сроков давности привлечения к ответственности положениями КоАП РФ также не предусмотрена ( Решение Верховного суда Республики Крым от 15.03.2017 по делу № 12-413/2017 ).

Готовые решения СПС КонсультантПлюс подскажут, как действовать в конкретной ситуации: пошаговые инструкции, образцы документов, ссылки на правовые акты.

Автор: преподаватель-юрист «Что делать Консалт» Анастасия Чекмарева

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Добавить комментарий