Психологическое насилие над детьми в семье.
консультация на тему
Все привыкли считать, что самое безопасное место для ребенка — это его собственный дом, где он окружен родительской лаской и заботой. Казалось бы, все верно: что может надежнее уберечь маленького человека от ужасов внешнего мира, чем стены родного дома и любовь мамы и папы? Именно поэтому нас всегда так удивляет статистика: более 50 тыс. детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения. И далеко не всегда это дети из неблагополучных семей, где кто-то из родителей страдает алкогольной или наркотической зависимостью либо имеет некие психические отклонения. В семьях, которые могут показаться на первый взгляд не только абсолютно нормальными, но и практически идеальными, в семьях, успешности и внешнему благополучию которых мы можем искренне завидовать, зачастую происходят по-настоящему страшные вещи. И кто-то безмолвно терпит. Кто-то убегает — и пропадает навсегда. Кто-то накладывает на себя руки, ибо не видит иного выхода из этого кошмара.
Я предлагаю поговорить о насилии над детьми в семье. О насилии со стороны самых родных людей, о том, что происходит каждый день и крайне редко предается огласке.
В данной статье мы рассмотрим такую разновидность насилия над ребенком, как психологическое насилие.
Итак, что же это такое? Под психологическим насилием понимается постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку, постоянная ложь, в результате которой ребенок теряет доверие к взрослому, а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям. Этот вид насилия является, пожалуй, самым распространенным, и при этом он незаслуженно обделен вниманием общественности. Многие полагают, что, если постоянно давить на ребенка, любой ценой подчинять его своей воле, это никак не повлияет на его развитие, и даже напротив, поможет закалить его характер, а постоянное пренебрежение и унижение поможет ребенку не стать в будущем самовлюбленным человеком с завышенной самооценкой. На самом же деле все далеко не так. Последствия, которыми оборачивается для ребенка психологическое насилие, по-настоящему чудовищны, они накладывают отпечаток на всю его жизнь, и лишь единицы способны хотя бы частично преодолеть их.
Чаще всего факты психолгического насилия имеют место в тех семьях, где родители сами испытывают сильный стресс, с которым не в силах бороться. Это может быть не только зависимость от алкоголя или наркотиков, но и какая-нибудь серьезная болезнь самого ребенка или кого-либо из членов семьи, финансовые проблемы или социальная изоляция, когда семья лишена поддержки со стороны родных и друзей, или просто недостаток знаний о развитии и воспитании ребенка, по причине которого родители предъявляют к своему чаду слишком высокие требования. А некоторые взрослые просто считают, что запугивание и унижение наиболее оптимальны для сохранения контроля над ребенком и порядка в доме. И, конечно, как это ни прискорбно, есть взрослые, которые сами в детстве подвергались насилию в семье и привыкли к такому стереотипу общения, по-другому они просто не умеют.
Существуют следующие формы психолгического насилия:
1)Отталкивание. Взрослые не осознают ценность своего ребенка, всеми способами дают ему понять, что он не желанен, постоянно прогоняют его, обзывают, не разговаривают с ним, не обнимают и не целуют, винят его во всех своих проблемах. Пример: отец считает, что в его проблемах с устройством на работу виноват ребенок, поскольку без работы он остался в тот же год, когда тот появился на свет, и с тех пор финансовое положение в семье лишь ухудшалось. Как результат — отталкивание ребенка как со стороны отца, который желает, чтобы тот переехал жить к бабушке с дедушкой, так и со стороны бабушки, которая, в свою очередь, убеждена, что ребенок должен жить со своими родителями.
2)Игнорирование. Взрослые не интересуются ребенком, не могут или не умеют выражать свои эмоции по отношению к нему, часто вообще не обращают на него внимания, ребенок не ощущает эмоционального присутствия родителей. Чаще всего такая форма психологического насилия наблюдается со стороны взрослых, чьи собственные эмоциональные потребности не удовлетворены, эти люди не могут адекватно реагировать на эмоциональные потребности ребенка. В результате ребенок не получает достаточного взаимодействия и стимулирования для успешного эмоционального, интеллектуального и социального развития.
3)Изолирование. Эта форма часто бывает связана с другими видами насилия в семье. Ребенка запирают в шкафу или в комнате (физическое ограничение свободы ребенка), оставляют одного в пустой квартире, или же просто не позволяют ему общаться со сверстниками, играть с ними. Например, не разрешают приглашать друзей в гости и даже общаться с ними по телефону, не выпускают ребенка гулять. Ребенок постоянно находится в одном и то же помещении, ему не обеспечен приток новых впечатлений, стимулирующих развитие. В итоге у ребенка нет возможности самому получить опыт социального общения, ведь ему не только запрещают заводить друзей, но и всячески препятствуют его взаимодействию со сверстниками.
4)Терроризирование. Ребенка высмеивают за проявление любых эмоций, предъявляют к нему требования, не соответствующие его возрасту или не понятные ему. Ребенка постоянно запугивают, угрожают, что бросят его или, например, изобьют, заставляют его делать что-либо с помощью запугивания. Ребенок постоянно становится свидетелем жестокого обращения с другими членами семьи, насилия над ними. Пример: отчим систематически избивает мать ребенка в его присутствии, угрожая при этом поступить с ним также в случае, если он кому-либо расскажет об увиденном.
5) Безразличие. Родители равнодушно относятся к употреблению ребенком алкоголя, наркотиков, допускают просмотр ребенком порнографических материалов, позволяют ребенку быть свидетелем сцен насилия и никак не реагируют на проявление самим ребенком жестокости по отношению к другим людям и животным.
6) Эксплуатация. Родители используют ребенка для зарабатывания денег либо для реализации своих потребностей, например, перекладывая на него ведение домашнего хозяйства.
7) Деградация. Поведение, которое разрушает идентификацию и самооценку ребенка, например, грубость, ругательства, обвинения, обзывательства, высмеивание, публичное унижение ребенка.
Наиболее распространенные последствия психологического насилия:
1) Эмоциональные проблемы как результат замедления эмоционального развития ребенка. Ребенок не способен понять чувства других людей и испытывает трудности в проявлении собственных эмоций.
2) Заниженная самооценка. Ребенок вырастает с уверенностью, что он глупый, уродливый, ни на что не способный и заслуживает только плохого отношения к себе. Повзрослев, такой человек искренне удивляется, когда видит, что кто-то считается с его мнением и т. п.
3) Проблемы в построении отношений. Этому способствует не только слабое эмоциональное развитие, но и полное отсутствие доверия к окружающим людям. Ребенок во всем видит только подвох, от каждого человека ждет, что тот будет над ним издеваться, высмеивать его и т. п., ждет агрессии, направленной на себя. Все это мешает ему строить отношения с людьми.
Каковы признаки психологического насилия? Дети, подвергающиеся психологическому насилию в семье, часто страдают от депрессии, нарушения сна и аппетита, немотивированных страхов и фобий, также у них могут учащаться соматические заболевания. Они могут проявлять асоциальное, деструктивное или же саморазрушающее поведение, повышенную тревожность, немотивированную агрессию, полное отсутствие доверия к людям, низкую самооценку, чрезмерную пассивность. Дети страдают от эмоциональной нестабильности, чрезмерной стеснительности, невозможности достичь успехов ни в одной сфере как следствия отсутствия уверенности в себе. Их посещают мысли о самоубийстве. Также такие дети могут страдать от таких привычек, как сосание или кусание пальцев и губ, постоянно испытывать чрезмерную потребность во внимании, а их поведение может не соответствовать возрасту и уровню развития.
Как же не допустить психологического насилия в своей собственной семье, как защитить своего ребенка, не допустить этого кошмара? Вопрос не просто актуальный — жизненно важный. Многие из современных родителей сами подвергались тем или иным (а некоторые и всем сразу!) формам психологического насилия. Что же нужно делать, чтобы не проецировать подобные отношения на своих детей?
1) Для начала необходимо уменьшить стресс в своей жизни. Даже если началась самая настоящая черная полоса, ничьей вины здесь нет, и уж тем более нет вины ребенка, срывать свою злобу на нем ни в коем случае нельзя. Если нет возможности справиться самостоятельно, можно обратиться к помощи профессионала, который поможет найти причину стресса и избавиться от него.
2) Ребенок должен знать, что его любят. Он должен быть уверен в этом на все сто процентов даже тогда, когда он в чем-то не прав или поступил очень и очень плохо. Поэтому говорите ему о своей любви как можно чаще и уделяйте как можно больше времени каждому из своих детей. Будьте опорой для них.
3) Дом должен быть самым надежным и самым безопасным местом для ребенка. В кругу семьи он должен чувствовать себя защищенным! В то же время необходимо научить его чувствовать себя уверенно и вне дома.
4) Никогда нельзя сравнивать своего ребенка с чужими детьми, его способности со способностями других детей, особенно если он что-то делает хуже, чем кто-то из его окружения. Нужно просто хвалить его за то, что он умеет, даже если он далек от идеала. Хвалить его способности, таланты (а они есть у каждого!), отмечать его сильные стороны. Это придаст ему уверенности в себе и поможет развиваться в нужном направлении.
5) Нельзя быть слишком требовательным по отношению к своему ребенку. Не бывает так, чтобы у кого-то получалось абсолютно всё. Прежде всего, нужно понимать это самим. Неудачи бывают в жизни у каждого, и необходимо научить своего ребенка справляться с ними, видеть в них стимул для дальнейшего развития.
6) Каждый согласится с тем, что ребенок должен уметь самостоятельно решать свои проблемы. Но это вовсе не значит, что родители не должны ему помогать, когда это необходимо. Они всегда должны быть рядом и готовы помочь, словом и делом.
7) И самое главное — необходимо всегда помнить, что ребенок — такой же человек, как и взрослые, он так же заслуживает внимания, уважения и позитивного отношения к себе. Нужно всегда интересоваться его мнением и обязательно учитывать его. Уважайте чувства и мысли своего ребенка! Каждый человек должен быть уверенным в себе, чувствовать, что он нужен и что его любят, и вашего ребенка это должно касаться в первую очередь.
Психологическое насилие в семье
консультация (младшая группа) по теме
Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений. В работе раскрыто понятие «Психологическое насилие», описаны особенности внешнего вида и поведения детей, подвергающихся психологическому насилию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasilie_v_seme.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №26»
Консультация для педагогов
«Психологическое насилие в семье»
воспитатель младшей группы №2
Сидорова Ольга Валентиновна
г. Вологда, 2013г.
Психическое насилие — наиболее распространенная форма жестокого обращения с детьми, однако определение этой формы насилия, выделение ее в качестве самостоятельного вида жестокого обращения при наличии других форм насилия (физического или сексуального) представляет значительные сложности. Психическое насилие не следует рассматривать как сопутствующее проявление других форм жестокого обращения, тяжесть связанных с ним последствий дает основание считать психическое насилие основным механизмом, нарушающим психическое развитие ребенка и его социальное функционирование при ненадлежащем поведении родителей.
Т.Я. Сафонова дает следующее определение психического насилия «Под эмоциональным (психологическим) насилием понимается однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение родителей и лиц, их заменяющих, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и социализацию».
Некоторые авторы разделяют психическое и эмоциональное насилие. Так Н.О. Зиновьева и Н.Ф. Михайлова под эмоциональным насилием над ребенком понимают «любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности, возрастное развитие его эмоциональной жизни»; а под психологическим насилием — «совершение по отношению к ребенку деяния, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей».
Столь же сложно отграничить психическое насилие от пренебрежения основными потребностями ребенка, которое включает эмоциональное отвержение. О пренебрежении основными потребностями ребенка следует говорить в тех случаях, когда родители бездействуют, не оказывают ребенку необходимой эмоциональной поддержки, не уделяют должного внимания его психическому развитию, но поступают так по неосторожности и не стремятся причинить вред психическом развитию ребенка. Психическое насилие всегда осуществляется с прямым умыслом, целью родителей является причинение ребенку душевных страданий.
Психическим (эмоциональным насилием) являются:
- эпизодические или регулярные оскорбления или унижения ребенка;
- высказывание в его адрес угроз;
- демонстрация негативного отношения или отвержение.
Основными отдаленными последствиями психического насилия являются выраженная задержка интеллектуального развития, нарушение привязанностей ребенка. Это ограничивает его возможности устанавливать эмоционально близкие отношения и искажает социализацию. Многие дети, которые в раннем возрасте подвергались психическому насилию, в дальнейшем становятся жертвам других форм жестокого обращения. Одной из причин подобного развития детско-родительских отношений является отсутствие привязанности родителей к ребенку. Длительность последствий психического или эмоционального насилия над детьми имеет особое значение, поскольку лежит в основе процесса «социального наследования» насилия. Из детей, пострадавших
от этой формы жестокого обращения, как правило, вырастают неэффективные родители, которые жестоко обращаются с собственными детьми или пренебрегают их основными потребностями. Широкая распространенность психического насилия, либеральное отношение ко многим его проявлениям в обществе затрудняют выявление неблагополучных семей и пострадавших детей, а также своевременное оказание им необходимой помощи.
Психическое (эмоциональное) насилие приводит к возникновению выраженных эмоциональных или поведенческих нарушений. Психическим насилием будет также однократное воздействие тяжелой психической травмы, приведшее к возникновению посттравматического стрессового расстройства; а также случаи повторного воздействия менее тяжелых психических травм, в результате чего возникает расстройство адаптации.
Наиболее существенный вред психическое насилие причиняет эмоциональному развитию ребенка. В связи с этим для диагностики психического насилия необходимо знать основные этапы нормативного эмоционального развития ребенка.
Эмоциональное развитие здорового ребенка определяется окружающими, прежде всего, родителями и воспитателями. Процесс эмоционального развития начинается с первых дней жизни ребенка, благодаря заботе окружающих, демонстрации ими привязанности и любви. Последствия психического насилия в значительной мере определяются возрастом ребенка, на котором он подвергся неблагоприятному воздействию. Психическое насилие в наибольшей мере нарушает те психические функции, которые развиваются в период его воздействия. В то же время необходимо учитывать, что ребенок в процессе развития не является пассивным объектом, адаптирующимся к воздействию окружающих, будь то родители, воспитатели или сверстники. Он сам активно влияет на свое окружение.
Наблюдение за ребенком позволяет выявить особенности внешнего вида и поведения, характерные для детей, подвергающихся психическому насилию.
К особенностям внешнего вида можно отнести признаки задержки физического развития, признаки плохого ухода и недостаточного внимания со стороны родителей:
- санитарная запущенность;
- грязная или порванная одежда;
- одежда, не соответствующая сезону;
- низкая масса тела;
- наличие следов от случайных повреждений, полученных вследствие недосмотра родителей.
К особенностям поведения детей, перенесших психическое насилие, относятся:
- отставание в психическом развитии;
- сниженный фон настроения;
- тревожность;
- замкнутость, чрезмерный страх при общении с незнакомыми взрослыми или наоборот чрезмерная доверчивость;
- неразборчивая привязанность;
- неумение взаимодействовать с другими детьми;
- отсутствие привязанности к родителям.
При психическом насилии отношение родителей к детям характеризуется следующими особенностями:
- Постоянная негативная оценка ребенка, которая выражается вербально и невербально (родители характеризуют ребенка только отрицательно, не замечают его успехов и достоинств; родители являются сторонниками жесткой дисциплины и постоянно контролируют ребенка).
- Используемые методы воспитания ведут к формированию небезопасной привязанности (родители проявляют эмоционально теплое отношение к ребенку, оказывают ему поддержку только при выполнении определенных условий; требования родителей несогласованны или непредсказуемы).
- Предъявление ребенку требований, не соответствующих его возрасту или возможностям, в том числе предоставление ребенку чрезмерной самостоятельности, отказ от оказания ему помощи и поддержки при наказании за ошибки и неудачи.
- Безразличие или эмоциональное отвержение.
- Отказ признавать право ребенка на собственное мнение, частную жизнь, нарушение психологических границ ребенка.
Трудности, возникающие при выявлении психического насилия:
Психическое насилие редко становится основанием для социального вмешательства в семью, лишения родителей родительских прав или привлечения их к уголовной ответственности. Это связано с тем, что психическое насилие сложно выявить, еще сложнее обосновать, что действия родителей дают основание применить установленные законом меры для защиты прав ребенка, поскольку в полной мере негативные последствия данного вида жестокого обращения проявляются спустя длительное время.
Кроме того, отсутствуют четкие границы, отделяющие дисциплинарные меры от психического насилия, и той тяжести психического насилия, которая дает основания для привлечения родителей к уголовной ответственности.
В связи с этим, перед обращением для защиты ребенка в органы опеки и попечительства, милицию, прокуратуру или суд необходимо провести тщательное психологическое обследование ребенка, чтобы конкретизировать вред, причиненный ему действиями родителей. При описании этого вреда особое внимание должно быть уделено таким последствиям психического насилия, как задержка психического развития ребенка, эмоциональные и поведенческие нарушения. Если до рассмотрения дела в суде ребенок был изъят из семьи, целесообразно показать, как изменилось его состояние после прекращения психотравмирующего воздействия и помещения в благоприятную обстановку. Положительная динамика в состоянии ребенка будет свидетельствовать о том, что имевшиеся нарушения были связаны с ненадлежащим исполнением родителями своих обязанностей.
Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения и их родителям. Под редакцией Сафоновой Т.Я., Цымбала Е.И. М., 2001.
Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб.: Речь, 2003.
Как выявить эмоциональное (психологическое) насилие над ребенком
консультация
Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_3.docx | 30.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Как выявить эмоциональное (психологическое) насилие над ребенком
Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.
К этой форме насилия относятся:
- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика;
- лишение ребенка необходимой стимуляции и эмпатии, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
- однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
- преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;
- вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).
Все формы насилия в той или иной степени сопряжены с эмоциональным насилием.
Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:
- задержка психического развития;
- трудно сконцентрироваться, плохая успеваемость;
- низкая самооценка;
- эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;
- избыточная потребность во внимании;
- депрессия, попытки суицида;
- неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
- ложь, воровство, девиации в поведении;
- нервно-психические, психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма.
Для детей раннего возраста более характерны расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец.
Для младших школьников — проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.
У детей в предпубертатном периоде могут наблюдаться уходы из дома, девиантное/делинквентное поведение, хроническая неуспеваемость.
В пубертатном периоде — депрессия, рост агрессивности, саморазрушающее поведение, низкая самооценка, психосоматические заболевания.
Группы риска детей по эмоциональному насилию
- дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;
- дети раннего возраста;
- дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;
- дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;
- дети из семей, где семейное насилие является стилем жизни;
- родители (один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;
- в семье которых много социально-экономических и психологических проблем.
Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:
- не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;
- публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;
- сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;
- обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка козла отпущения.
Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?
- Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей.
- Предложите родителям обратиться к психологу, семейному терапевту за консультативной помощью.
- Обратитесь в органы опеки и попечительства, в милицию, если ребенок является постоянным свидетелем внутрисемейного насилия.
- Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое насилие в семье
Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений. В работе раскрыто понятие «Психологическое насилие», описаны особенности внешнего вида и поведения детей, подвергающихся психологическ.
ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ
Информация о психологическом насилии.
домашнее психологическое насилие
Насилие в семье над детьми имеет серьезные последствия для физического и психического здоровья ребенка. Иногда эти последствия проявляются не сразу, тем не менее, они серьезно осложняют последующую жи.
Психологическое насилие над детьми в семье.
Психологическое насилие над детьми в семье Все привыкли считать, что самое безопасное место для ребенка — это его собственный дом, где он окружен родительской лаской и заботой. Казалось бы.
Родителям – о психологическом насилии над ребенком
Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у не.
Основные виды эмоционального и психологического насилия над детьми
Угрозы, запугивание, шантаж. Угроза отобрать или выкинуть любимую игрушку, запугивание предстоящим наказанием — все это психологическое насилие. Подвергаясь подобному давлению, ребенок теря.